Организационные условия и механизмы управления развитием предприятий на инновационной основе (25.01.2010)

Автор: Юрченко Евгений Валерьевич

19 Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 19 0000084

Проведенный в диссертации структурный анализ полного жизненного цикла предприятий показал, что в рамках этого жизненного цикла они делятся на: эксплеренты (пионеры), патиенты (специализированные), виоленты (монополисты), коммутанты (середняки) и предприятия в предбанкротном состоянии (аутсайдеры, мизеры) (рис. 3). Каждая из этих групп соответствует определенная доля на внутренних и внешних рынках. Анализ показал, что в российской экономике существует сильная дифференциация среди предприятий по объемам продаж, особенно наукоемкой высокотехнологической продукции.

В этом разделе анализируются стратегии развитии отечественных и зарубежных предприятий. Показано, что подход ведущих зарубежных фирм к организации инновационной деятельности существенно отличается от практики российских промышленных предприятий. Эти отличия состоят, прежде всего, в методологии. На первом этапе зарубежные фирмы вначале формируют правовое пространство, в рамках которого существуют широкие возможности свободного маневра в реализации бизнеса, связанного с разработкой, производством и продажами наукоемкой продукции.

полный жизненный цикл

Рис. 3. Соответствие групп компаний объемам продаж на товарных рынках наукоемкой продукции

Это означает, что до реализации НИР (в крайнем случае, ОКР) по созданию технологий на мезоуровне должны быть сформированы портфели уже созданных новшеств и установлены права, которые должны обеспечить защиту (например, патентную) нескольким сотням вариантов технических решений, используемых при создании мезотехнологий, предлагаемых к поступлению на рынок в ближайшей перспективе. В случае воздействия на занятый сектор рынка конкурирующими фирмами для разработчика существует возможность выбора и перехода в новый сектор, где он располагает патентами. Многовариантная система патентной защиты наукоемких разработок создает возможности для успешной конкурентной борьбы за крупные сектора товарных рынков. В рамках реализуемых инвестиционных программ для заказчика (инвестора) создаются условия максимальных гарантий инвестиций. В основе систем гарантий лежат исключительные права, полученные фирмой до начала инвестиционной программы. Исключительные права, капитализированные и внесенные на баланс предприятия в качестве НМА, позволяют существенно увеличить залоговую стоимость и привлечь дополнительные инвестиции. Российские производители, основываясь на практике советских времен, создают новейшие наукоемкие разработки вне собственного поля исключительных прав. Следствием этого может явиться кризисная ситуация, вынуждающая, в соответствии с отечественными и международными юридическими нормами, отказаться от производства и поставки на рынки наукоемкой продукции, что может привести, в условиях глобализации экономики и вступления России в ВТО, к развалу целых отраслей промышленности. В НМА промышленно развитые страны включают приобретенные права по лицензионным договорам, что в России отсутствует. Если стоимостная характеристика НМА в России растет слишком медленно, то западные фирмы применяют достаточно простые схемы наращивания НМА путем перепродажи патентов или иных активов по кругу от разработчика к дочерним фирмам и обратно. На первый взгляд это бессмысленное и убыточное мероприятие. На самом деле в этом есть существенный резон – привлечение дополнительных инвестиций на создание наукоемкой продукции, которые обеспечивают высокую рентабельность ожидаемых нововведений.

Российская действительность вынуждает осуществлять наращивание НМА крайне осторожно. Во-первых, только небольшая часть предприятий осуществляет свое развитие за счет прибыли на увеличение которой активно влияют размеры и эффективность управления НМА. Во-вторых, налоговые органы в предприятиях, реализующих с учетом мирового опыта новейшие технологии по использованию в финансово-хозяйственной деятельности НМА, видят потенциальных нарушителей налогового законодательства. Это их принципиальная позиция. Система запретов свелась к тому, что у предприятий сложилось мнение о невозможности нарастить стоимость хозяйствующего субъекта за счет НМА. Для этого ни у руководителей предприятия, осуществляющего инновационный менеджмент, ни у инспекторов налоговых органов нет достаточной квалификации и методической подготовки.

Для устранения отмеченных "узких мест" в управлении инновационным развитием предприятий, в рамках диссертационного исследования проводилось изучение инновационного потенциала предприятий ОПК Москвы.

В Москве сосредоточены до 80% научного потенциала авиапрома, 80% радиоэлектроники, 40% судостроительной промышленности и т.д. К основным результатам этого исследования относится следующее:

Актуальность решения проблем управления инновационной активностью предприятий ОПК Москвы, нацеленность на наукоемкий путь осуществляется в условиях: возрастания роли регионов; растущей глобализации рынков; развития национальной и международной конкуренции; нестабильности внешней среды предпринимательства; увеличения государственной финансово-инвестиционной поддержки инновационной сферы; обновления основных фондов; обострения дефицита кадров.

Самооценка инновационной деятельности предприятиями показывает, что только 1/3 предприятий видят участие своих специалистов в инновационном процессе как результат творческой деятельности, получивший признание на рынке. При этом к созданию принципиально нового коммерчески значимого результата на основе фундаментального знания стремится только 12,9% предприятий, добиться конечного результата и воплотить его в жизнь готовы 8,6% предприятий, на внедрение только принципиально новых продуктов и технологий нацелены 11, 4% предприятий.

Три четверти предприятий ОПК субъекта Федерации видят свои задачи, связанные с ориентацией своего кадрового потенциала на поддержание перспективных направлений инновационной политики города. Большинство предприятий ОПК (76,8 %) видят неоспоримые выгоды от сотрудничества с инновационным сектором экономики города.

Научно-технический потенциал оборонных предприятий города слабо задействован на инновационное развитие экономики города. Только одна треть предприятий ОПК закрепилась в инновационном секторе города, а инновационная продукция всей экономики города по отношению к общему объему продукции составляет порядка 5%. Только 12,3% предприятий ставят для своих специалистов задачу участвовать в развитии инновационного сектора экономики города посредством активного внедрения технологий двойного применения и создания на этой основе конкурентоспособной гражданской продукции и внедрения гиперпрогностической системы.

Одним из механизмов результативной государственной инновационной политики должна являться работа по отбору, подготовке и финансированию важнейших инновационных проектов общенационального значения. Это будет способствовать принятию эффективных управленческих решений с учетом приоритетных направлений развития науки, техники и технологий на среднесрочную перспективу, повысит эффективность использования средств федерального бюджета и исключит дублирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Анализ инновационных процессов в экономике показал, что роль кадрового потенциала переходит из области тактического менеджмента в сферу стратегического, а в сочетании с современными информационными технологиями - в метод реинжиниринга инновационных бизнес-процессов двойных технологий, которая базируется на возможностях (спрогнозировать и конструировать будущее рыночное пространство на основе глубокого и всестороннего анализа внешней среды предпринимательской деятельности). Это позволяет выработать выгодные стратегии рыночного поведения с учетом особенностей инновационных процессов. С этих позиций особую значимость приобретает понимание специалистами направлений развития способов описания реинжиниринга инновационных бизнес-процессов и умение сформировать на этой основе адекватные действия по поддержке управления полным жизненным циклом инноваций.

Наибольшее распространение при реинжиниринге инновационных бизнес-процессов находят два подхода: структурный и объектно-ориентированный. Процесс реинжиниринга для специалистов становится управляемым ввиду внедрения стандарта на Объединенный Язык Моделирования Unified Modeling Language (UML), учитывающего способы визуального моделирования. Задачи реинжиниринга инновационных бизнес-процессов предполагают формирование детерминированной и упреждающей реакции предприятия с возникающими ситуациями на рынке интеллектуальной собственности.

Предприятия ОПК Москвы осознают потребности в знаниях, необходимых инженерно-техническому и административно-управленческому персоналу для осуществления инновационной деятельности, представлены в табл. 2.

Таблица 2.

Основные знания

Инженерно-техническому персоналу Административно-управленческому персоналу

1. новые технологии и методы обучения (особенно в области нанотехнологий)

2. трансфер технологий (передача знаний и прав на них) 7,0 4,1

3. основы предпринимательской деятельности 7,0 11,6

4. маркетинг новых технологий и инновационной продукции 9,0 6,5

5. маркетинг услуг в научно-исследовательской сфере 7,0 8,9

6. управление финансами инновационной организации 1,0 9,8

7. стратегическое управление 0,0 5,7

8. управление проектами 5,0 4,9

9. управление рисками 1,0 4,9

10. управление командой (в том числе новые технологии в кадровом менеджменте)

11. информация об источниках финансирования инновационной деятельности 4,0 5,7

12. знание особенностей и процедур участия в международных и российских научно-технологических программах 5,0 4,1

13. современные требования и методы управления качеством инновационных проектов и новых продуктов 11,0 4,9

14. управление результатами интеллектуальной деятельности (производство знаний, охрана, использование) 10,0 6,5

15. организация системы финансирования научно-технической и образовательной деятельности 2,0 11,4

9. Серьезным препятствием на пути повышения инновационной активности кадрового потенциала предприятий является недостаточность мер, стимулов для осуществления научно-технической деятельности. Рейтинг индивидуальных стимулов для активизации инновационной деятельности представлен на рисунке 4.

Вторая глава посвящается вопросам исследования влияния ИС и НМА на формирование стоимости предприятий. Инновация исследуется как товар и предмет спроса на любой стадии развития предприятий в рамках жизненного цикла. ИС рассматривается как материальная основа коммерциализации технологий. В инновационной деятельности предприятий учитывается конкурентоспособность НМА. В рассмотренных подходах к образованию инновационной инфраструктуры создается инновационная система использования и развития ИС и НМА как материальной основы коммерциализации технологий на инновационном пути развития предприятий и повышения их стоимости. Конкурентоспособность НМА в инновационной деятельности предприятий прямо влияет на их стоимость. Показатель рентабельности активов или рентабельность по денежным потокам связываются с той частью прибыли (дохода) предприятий, которую формируют сами активы.

Рис. 4. Стимулы для участия в инновационной деятельности

В диссертации показано, что новые технологии и инновационные продукты стимулируют всю систему потребления страны, придавая импульс развития сектору спроса и предложения. Чем больше инновационных товаров потребляет рынок, тем больше экономятся исходные ресурсы. В этом состоит сущность стратегии активной экономии: «чтобы больше потреблять, нужно рационально экономить». Рациональная экономия означает такую технологию потребления исходного продукта, когда на единицу полезного потребления используется меньшая величина исходного продукта, что можно достичь только благодаря инновационным технологиям.

????????????C?Ж


загрузка...