Непрерывность и преемственность измерения химических компетенций учащихся средних общеобразовательных школ и студентов педагогических вузов (25.01.2010)

Автор: Шалашова Марина Михайловна

Шалашова Марина Михайловна

НЕПРЕРЫВНОСТЬ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ

ИЗМЕРЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ И

СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Специальность 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (химия)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Москва 2009

Работа выполнена на кафедре неорганической химии и методики преподавания химии химического факультета Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет»

Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор

ЧЕРНОБЕЛЬСКАЯ ГАЛИНА МАРКОВНА

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, старший научный сотрудник

ЖУРИН АЛЕКСЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ

доктор педагогических наук, профессор

ОРЖЕКОВСКИЙ ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ

доктор педагогических наук, профессор

ФАДЕЕВ ГЕРМАН НИКОЛАЕВИЧ

Ведущая организация:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный педагогический университет»

Защита состоится «19» апреля 2010 г. в 15.30 часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.23 при Московском педагогическом государственном университете по адресу:

119021, г. Москва, Несвижский переулок, д.3.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского педагогического государственного университета по адресу:

119992, г. Москва, ГПС – 2. ул. М. Пироговская, д.1.

Автореферат разослан «___» _______2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Трухина М.Д.

Общая характеристика работы

Актуальность исследования обусловлена существенными изменениями требований, предъявляемых в настоящее время к выпускникам школ и вузов со стороны профессионального сообщества, образовательной и социальной среды. В современных условиях возрастает необходимость развития у обучающихся таких личностных качеств, которые будут способствовать их профессиональной и социальной мобильности. В этой связи востребованы не столько знания, сколько готовность выполнять определенные функции, что является приоритетной задачей как для системы высшего профессионального, так и для общего среднего образования. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивается, что важно «формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личностной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие качество содержания образования…» (Концепция…, 2002). Следовательно, в образовательной системе происходит переход от предметно-знаниевой модели выпускника к компетентностной, которая в большей степени соответствует требованиям современного общества и государства. Компетентностная модель положена в основу создания проектов федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Как следствие, возникает задача разработки методологических основ и методики оценивания результатов образовательной деятельности учащихся и студентов с позиций компетентностного подхода.

Результаты информационного поиска показали, что многочисленные педагогические исследования в области компетентностно-ориентированного образования посвящены вопросам формирования и развития компетенций обучающихся, однако остается практически неразработанной проблема их измерения и оценивания. В области химико-педагогического образования данная проблема исследуется впервые. Сложность измерения химических компетенций, обусловленная латентным характером, обозначила задачу выявления условий, способствующих их проявлению и количественному оцениванию.

На основе теоретического анализа проблемы исследования выявлены противоречия на следующих уровнях:

социально-педагогическом – между возрастающими в современных условиях требованиями к качеству подготовки будущих педагогов, выпускников общеобразовательных школ и недостаточным уровнем их самостоятельности в решении профессиональных и личностных проблем;

научно-педагогическом – между необходимостью измерения химических компетенций и определения уровня их сформированности как показателя качества образовательных достижений учащихся и студентов в области химии и недостаточностью разработки теоретических основ реализации поставленной задачи;

научно-методическом – между компетентностно-ориентированными требованиями к результатам обучения, обозначенными в проектах федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, и неразработанностью в теории и методике обучения химии методических подходов измерения компетенций обучающихся, организационно-педагогического обеспечения данного процесса.

Требуют дополнительного исследования:

уточнение понятия «качество результатов образовательной деятельности выпускников школ и вузов» с позиций компетентностного подхода;

выделение существенных отличий понятий «компетенция», «компетентность», определение границ применения каждой дефиниции;

проектирование содержания химических компетенций учащихся общеобразовательных школ и студентов педагогических вузов, выбор средств измерения, отвечающих требованиям надежности и валидности;

определение условий, способствующих проявлению компетенций обучающихся в процессе контрольно-оценочной деятельности педагога.

Основу формирования и развития профессиональных компетенций студентов – будущих учителей химии – составляют их химические компетенции, которые приобретены на школьном этапе обучения. В этой связи принципы непрерывности и преемственности в организации образовательного процесса и контроля его результатов следует считать ведущими.


загрузка...