Государственная транспортная политика как фактор национальной безопасности России (евразийский аспект) (25.01.2010)

Автор: Голиусов Юрий Федорович

Голиусов Юрий Федорович

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ (ЕВРАЗИЙСКИЙ АСПЕКТ)

Специальность 23.00.02 -

политические институты, процессы

и технологии

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора политических наук

Работа выполнена в Институте социально-политических исследований РАН

Научный консультант - Иванов Вилен Николаевич

член-корреспондент РАН,

доктор философских наук, профессор

Официальные оппоненты: Дмитриев Анатолий Васильевич,

член-корреспондент РАН,

доктор философских наук,

профессор

Мартыненко

Владимир Владимирович,

доктор политических наук,

профессор

Воробьев Владимир Владимирович,

доктор политических наук,

профессор

Ведущая организация Военный университет

Министерства обороны

Российской Федерации

Защита состоится «____» марта 2010 г. в 14 часов на заседании Диссертационного совета Д.002.011.03 при Учреждении Российской академии наук Институте социологии РАН по адресу: 117218, г.Москва, ул. Кржижановского, 24/35, корп. 5, каб. 207.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ИС РАН.

Автореферат разослан «____» февраля 2010 г.

Ученый секретарь

Диссертационного совета,

кандидат исторических наук В.К.Коломиец

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Утрата статуса супердержавы обернулась для России значительным упадком ее международного влияния, резким повышением рисков и угроз ее национальной безопасности, снижением возможностей защиты и продвижения за рубеж национальных интересов. Возрастание геополитических рисков проявилось и в приближении государственных границ к жизненно важным центрам России. Возникли множественные потенциальные угрозы сухопутным, воздушным, морским транспортным каналам. На политическое позиционирование страны стали оказывать существенное влияние экономически мало освоенные и удаленные российские территории. Плохо связанные транспортно или вообще оторванные от индустриального центра они вызывают нездоровый интерес у перенаселенных соседей. Целостность экономического пространства страны, крепость связей между ее регионами, в гораздо большей мере, чем ранее, стали зависеть от уровня развития транспорта. В условиях формирования новой модели развития мировой экономики транспорт все больше становится инструментом реализации национальных интересов России, обеспечения достойного места страны в мировой хозяйственной системе.

Существенно актуализируют тему диссертации задачи, сформулированные в ряде президентских посланий и в программных установках по развитию транспортного комплекса Российской Федерации.

Основные национальные транспортные пути, формирующие опорную транспортную сеть страны, активно встраиваются в международные транспортные сети, что не только позволяет выбирать оптимальные маршруты товародвижения, повышать скорость доставки грузов, но и обеспечивать надежность перевозок. Последнее в настоящее время приобретает особую важность в решении социально-экономических проблем страны, в обеспечении ее территориальной целостности и суверенитета. На фоне растущей активизации военных, техногенных, террористических угроз, разрабатываемые за рубежом, в том числе в сопредельных странах Евразии, конкретные транспортные программы означают не просто вытеснение экономики России с рынка в этом важнейшем регионе мира, но и укрепление фактически мобилизационно подготовленного плацдарма, если не для прямого военного вторжения, то для различных потенциально опасных акций. В этой связи поставленные задачи по обеспечению конкретных мер поддержки и стимулирования деятельности транспортного комплекса страны, эффективное встраивание его в транспортное пространство Евразии представляют весомую составляющую государственной транспортной политики.

Степень научной разработанности проблемы. Миссию транспорта в России еще в XIX веке определил Д.И.Менделеев, сформулировав ее как «центр гравитации страны». В политических науках изучение проблем транспорта страны через призму обеспечения национальной безопасности можно разделить на ряд исследовательских направлений. Первое направление научных исследований касается разработки различных парадигм, концептуальных и методологических подходов изучения проблем национальной безопасности. Во многом эти поиски пересекаются в процессе разработки Концепции национальной безопасности, Военной доктрины Российской Федерации, Морской доктрины Российской Федерации, в документах и материалах Государственного Совета РФ, Федерального Собрания РФ, Санкт-Петербургского и Балтийского экономических форумов 2001-2007 гг., в ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ, тематических докладах научных учреждений, отраслевых институтов, результатах мониторинговых исследований ИСПИ РАН «Россия: Центр и регионы».

Второе направление в контексте исследуемой темы связано с идеей евразийства, которая на протяжении многих десятилетий появлялась, угасала и снова появлялась неоднократно. Сначала об этом писали Н.С.Трубецкой, П.Н.Савицкий, П.П.Сувчинский, Г.В.Фроловский, В.Н.Ильин, Н.Н.Алексеев, Н.Я.Данилевский, В.П.Никитин; затем А.Акаев, П.Быков, Г.В.Вернадский, Л.Н.Гумилев, Н.А.Назарбаев, Н.И.Рыжков, Орлова И.Б., Панарин А.С.

В третьем – осуществляется исследование конкретных сторон политической трансформации в условиях глобализации, когда анализируются различные сферы общественной жизнедеятельности, в том числе развитие транспортного комплекса. С этими процессами тесно связаны научные поиски академиков РАН В.Н.Кудрявцева, Д.С.Львова, Г.В.Осипова, С.Ю.Глазьева, членов-корреспондентов РАН М.К.Горшкова, А.В.Дмитриева, В.Н.Иванова, Р.Г.Яновского, а также таких авторов, как А.А.Горбунов, А.С.Дугин, В.П.Култыгин, В.К.Левашов, А.С.Панарин, Ю.В.Яковец, В.И.Якунин.

В качестве самостоятельных источников информации по исследуемой проблеме следует выделить работы М.К.Бандмана, А.В.Володина, С.С.Гончаренко, А.А.Горбунова, К.Е.Каратаевой, А.В.Ковтунова, И.Г.Конорева, В.А.Корзуна, А.Ф.Котляренко, П.В.Куренкова, В.А.Ламина, Р.Г.Леонтьева, А.Г.Мартынова, В.Ю.Малова, О.В.Соколовой, В.А.Хмеля, касающиеся транспортной стратегии в морском, воздушном и наземном пространстве, транспортной безопасности, учета на транспорте приоритетных интересов обеспечения национальной безопасности.


загрузка...