Научно-методологическое обоснование системы управления качеством подготовки специалистов для здравоохранения в медицинском вузе (24.10.2011)

Автор: Трегубова Елена Сергеевна

Подготовка экспертов (для оценки использования результатов внедрения (см. гл.4)

Определение ограничений создания СУ КПС

Продолжение табл. 3

перспективы развития вуза.

введение в планы работы всех подразделений и кафедр раздела «Качество и инновации». Политики в области качества.

Утверждены планы работы по устранению несоответствий и улучшению качества на всех уровнях СУ КПС.

этап формирования уточнение состава и приоритетов рабочих процессы вуза,

разработка целевых показателей по каждому процессу и методологии мониторинга,, позволяющих количественно оценить качество базовых процессов, сравнить результаты различных подразделений и подготовить УР, основанные на достоверных данных.

организация проведения экспертизы в определенной совокупности случаев, соответствующей, например, конкретному учебному подразделению или службе, факультету в целом или конкретной группе дисциплин (общемедицинские, социально-гуманитарные, специальные и т.п.).

реализация начальных мероприятий по улучшению состояния КПС

проведение диагностики Разработана программа мероприятий по улучшению состояния КО в определенном объекте (факультет, кафедра, курс) или процессе на основе данных, полученных при анализе результатов мониторинга.

Наличие обратной связи - соответствие объектов воздействия в УР по улучшению КПС причинам ненадлежащего КО, выделенным в экспертном заключении.

При проведении начальной диагностики состояния КПС из четырех предполагаемых контуров управления задействовано только три, последний контур управления «преподаватель-студент» в работах данного этапа не участвует.

Основным управляемым объектом становится деятельность специалистов (экспертов, уполномоченных по качеству) по сбору информации о состоянии КПС, ее обобщению и статистическому анализу. По этой причине субъектами и объектами управления на представляемом этапе являются руководители и сотрудники подразделений, специализирующихся на информационном обеспечении управления КПС, которые являются по своей сути штабными организациями при ЛПР.

В начале этапа характерным является отсутствие точечной цели Так как на данном этапе субъекты управления всех уровней не располагают информацией о состоянии КПС, то они могут сформулировать только траекторную цель – собрать и проанализировать информацию о состоянии КПС в определенной статистической совокупности.

На данном этапе обратная связь является положительной, так как субъекты управления получают информацию о фактическом состоянии КПС Появление индикаторов КПС, под которыми понимается переменная величина контроля процесса, на основе которой устанавливаются объективные условия, которым надо следовать для обеспечения конкурентной услуги.

В управлении КПС вводятся понятия «целевой показатель» и «временная норма качества», которые устанавливаются на основе результатов диагностики состояния КО и представляют собой

Продолжение табл. 3

состояния КПС для оценки эффективности мероприятий и определения новой цели

значения показателей процесса, которые на данный определенный момент времени являются реально достижимыми с учетом внешних и внутренних условий вуза.

этап развития реализация последующих мероприятий по улучшению состояния КПС,

определение объекта повторной экспертизы

постоянное функционирование СУ КПС

дальнейшее ее совершенствование. Отчеты исполнителей решений всех уровней

Развитие профессионализма, компетентности, творческого потенциала преподавателей и сотрудников различных подразделений

Впервые задействуются контуры управления всех 4-х уровней. Среди субъектов и объектов управления начинает преобладать профессорско-преподавательский состав, непосредственно ответственный за реализацию процесса обучения.

Цели приобретают точечный вид, т.е формулируются с применением количественных показателей КПС, анализируется их динамика .

Обсуждение вариантов модели, опросы и экспертные оценки перспектив ее применения для решения проблемы улучшения КПС свидетельствуют о следующем:

предложенная модель СУ КПС может использоваться в вузах в качестве инструмента, позволяющего успешно осваивать методы управления качеством (75%), формировать четкие цели и предъявлять реальные доказательства успешности управления КПС (70 %);

внедрение институтской СУ КПС позволяет подойти к решению проблем качества с системных позиций (80%); адаптировать и внедрить в практику вуза международные стандарты и критерии (40%); координировать деятельность отдельных подразделений и исполнителей на основе единой концептуальной базы, единых критериев и подходов (75%); своевременно выявлять, анализировать и улучшать процессы, которые можно и нужно усовершенствовать (60%); сделать более прозрачной и эффективной систему выявления, признания и стимулирования достижений подразделений и конкретных исполнителей (70%).

В целом результаты данного этапа исследования позволяют сделать заключение о том, что, с одной стороны, с развитием СУ КПС связываются перспективы совершенствования деятельности вуза, обеспечивающего систему здравоохранения квалифицированными кадрами, а с другой стороны, имеются факторы, устранение которых находятся в пределах компетенции, как минимум, органов законодательной и исполнительной власти, под чьей юрисдикцией находится медицинский вуз. На наш взгляд, взаимодействие с вышестоящими инстанциями в целях системного улучшения КПС возможно, но требует практического подтверждения. По этой причине должны быть продолжены научные исследования по созданию СУ КПС.

В четвертой главе представлено обоснование организационных изменений в вузе для управления качеством непрерывной подготовки специалистов в системе последипломного образования.

Организационные изменения вызваны необходимостью обеспечения единой методологической основы реализации концепции непрерывного образования, позволяющего врачу на протяжении всей жизнедеятельности развивать и совершенствовать свой интеллектуальный и духовный потенциал. В 2003 году Всемирная федерация медицинского образования ввела понятие «непрерывное профессиональное развитие» (НПР) врачей и провизоров — «continuing professional development» (вместо прежнего термина «continual medical education»), принесшее с собой необходимость осознания изменений в подходах к организации и роли образования для специалистов системы здравоохранения. Для улучшения качества последипломной подготовки специалистов и оптимизации ее организации была проведена реорганизация разрозненных подразделений вуза, осуществлявших послевузовское обучение, и факультетов усовершенствования врачей и преподавателей. Было создано Управление последипломного профессионального образования (УППО), в состав которого вошел факультет дополнительного профессионального образования (ФДПО). Автор возглавляла ФДПО в течение 6 лет с момента его создания.

При создании новой организационной структуры факультета нами были учтены результаты исследования, представленные при описании главы 3. Также были выполнены работы по организационному проектированию: определены состав внутренних элементов вновь создаваемой организационной структуры, факторы ее внешней среды и их взаимовлияние, сформирована статическая модель организационной структуры ФДПО и представлена последующая динамика ее развития на всех этапах жизненного цикла. При создании ФДПО предпочтение нами было отдано технологическому и системному (управленческому) уровням управления качеством: была создана функциональная управленческая структура (деканат), которая специализируется на получении, обработке информации о состоянии качества последипломного образования и подготовке проектов УР, Деятельность по управлению качеством последипломного образования специалистов в медицинском вузе должна обеспечивать реальные возможности ректората принимать необходимые УР. По этой причине особое внимание было уделено разработке каналов коммуникаций между деканатом и кафедрами. Для обеспечения целостности СУ КПС ФДПО нами было разработано представление о компонентах качества и системе факторов, влияющих на функционирование нового подразделения.

Для создания нормативной базы ФДПО и обеспечения связи внутренних элементов факультета, для взаимодействия с внешней средой была сформирована система нормативно-правовых документов и реализовывались регламентные технологии управления. Одним из основополагающих принципов деятельности факультета стала ориентация на потребителя, логика взаимодействия с которым нами была построена на разработке образовательных услуг с учетом потребностей заказчиков, возможностей исполнителя и современных требований к образовательному процессу, построенному на андрагогических принципах и использующих современные технологии обучения.

, целенаправленность), факультет начал влиять на факторы внешней среды, стремясь изменить их состояние не только на пользу ФДПО, но и в целях создания и формирования системы управления качеством в вузе в целом.

Для использования теоретических предпосылок практикой и оценки выбранного подхода к улучшению КПС потребовалась организационная и научно- методическая работа, регламентация (как функция управления) деятельности и систематизация полученных результатов. Правильность выбранной стратегии подтвердилась данными об увеличении круга потребителей (табл.4) и их удовлетворенности образовательными услугами, расширением сферы влияния факультета.

Таблица 4.

Показатели развития ФДПО в 1997-2002 гг.

в 7,7 раз


загрузка...