Научно-методологическое обоснование системы управления качеством подготовки специалистов для здравоохранения в медицинском вузе (24.10.2011)

Автор: Трегубова Елена Сергеевна

Трегубова

Елена Сергеевна

Научно-методологическое обоснование

системы управления качеством подготовки

специалистов для здравоохранения

в медицинском вузе

14.02.03 – общественное здоровье и здравоохранение

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора медицинских наук

Санкт-Петербург

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И.И.Мечникова» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Научный консультант:

заслуженный деятель науки РФ,

академик РАМН, доктор медицинских наук

профессор Шабров Александр Владимирович

Официальные оппоненты:

заслуженный деятель науки РФ,

доктор медицинских наук

профессор Орел Василий Иванович

доктор медицинских наук,

профессор Пенюгина Екатерина Николаевна

доктор медицинских наук,

профессор Лимин Борис Васильевич

Ведущая организация: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Защита состоится 22 декабря 2011 года в ____ часов на заседании диссертационного совета Д 208.086.02 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И.И.Мечникова» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (195067, Санкт-Петербург, Пискаревский пр.,47).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И.И.Мечникова» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Автореферат разослан «___» ___________ 20011 г.

Ученый секретарь диссертационного

совета, доктор медицинских наук профессор Л.В. Воробьева ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы. Приоритетной стратегической задачей Национального проекта «Здоровье» является улучшение качества медицинской помощи (КМП), решение которой в немалой степени зависит от профессиональной квалификации врачей разных специальностей. Проблема улучшения КМП требует разработки методологических подходов профессионального решения вопроса подготовки и повышения квалификации специалистов в системе здравоохранения [Вялков А.И., 2002, 2004, Линденбратен А.Л., 2005, Стародубов В.И. 2006, Шабров А.В., 2007, Скворцова В.И., 2011]. Именно обеспеченность системы здравоохранения хорошо подготовленными медицинскими кадрами определяет ее эффективное функционирование. Общество на всех этапах своего исторического развития постоянно наращивает требования к квалификации специалистов здравоохранения, так как от этого зависит удовлетворение потребностей населения в качественной медицинской деятельности (клинической, профилактической). Решение данной целевой задачи лежит на медицинских вузах. Медицинские вузы являются неотъемлемой частью системы здравоохранения РФ и единственными поставщиками специалистов для этой сферы. Именно этот факт позволяет рассматривать развитие вузов и внедрение в них современных технологий управления качеством подготовки специалистов (КПС) одним из основных факторов обеспечения населения медицинской помощью надлежащего качества. Это относится как к системе додипломного, так и последипломного образования, ибо в современных условиях развития общества требуется постоянное обновление знаний специалистов, постоянное совершенствование их профессиональной компетентности [Лучкевич В.С., 1997, 2002, Линденбратен А.Л., 2005, Чавпецов В.Ф., 2001, 2007, Скворцова В.И., 2010]. В современных условиях все более жесткие требования предъявляются к организационному механизму управления вузами, позволяющему своевременно приводить в действие все возможности улучшения КПС в соответствии с потребностями учреждений системы здравоохранения.

Повышение качества подготовки медицинских кадров неразрывно связано с совершенствованием качества процесса обучения, внедрением в вузах информационных технологий управления и созданием систем менеджмента качества, с совершенствованием системы непрерывного медицинского образования. До последнего времени отсутствует научно-обоснованная адаптированная к вузовской действительности теория качества, единая система показателей качества деятельности высшей медицинской школы. Именно поэтому отсутствует корпоративное согласие в оценке значения и смысла качества [Якубова Л.М., 2001, Crosier F, 2002, Денисов И.Н., 2005]. Значительная часть представителей вузов не относятся к качеству как к системной категории и считают, что КПС надлежащее и необходимости его изучения для улучшения не существует. Эта точка зрения разделяется не всеми. Проблема КПС широко обсуждается вузами и здравоохранением на форумах, конференциях и круглых столах. В медицинских вузах РФ вопрос о правомерности применения уже разработанных стандартов качества товаров и услуг начал решаться в последние 2-3 года, но уже стало понятным, что построение системы управления (СУ) КПС, основанное на механическом использовании опыта, накопленного в какой-либо другой сфере, невозможно.

В целях повышения эффективности деятельности медицинских вузов должны внедряться новые управленческие и образовательные технологии, эффективное применение которых зависит от структуры учреждения, организации, обеспечения взаимодействия подразделений и профессиональной компетентности преподавателей [Денисов И.Н., 2005, 2008, Сидоров П.И., 2007]. Необходимо системно и комплексно исследовать механизмы внедрения технологий управления, разработать критерии и методологию оценки КПС, разработать методологию управления качеством профессиональной жизни, здоровья и компетентности преподавателей как основных субъектов образовательной деятельности вузов.

Введение в обиход понятия «life long learning» в конце прошлого века обусловило необходимость перехода от традиционного повышения квалификации к обеспечению непрерывного образования и профессионального развития специалистов [«Декларация по медицинскому образованию», 1987, Шевченко, Ю.Л., 2003, Фурсенко А.С., 2004, Мангер, Т.Э., 2007]. Деятельность организационных структур, осуществляющих дополнительное профессиональное образование, должна быть направлена, с одной стороны, на удовлетворение потребностей специалистов в непрерывном профессиональном развитии, а, с другой стороны, - на выявление и ликвидацию пробелов в их знаниях [Щербо А.П., 2005, Денисов И.Н. и др. 2005]. Это требует эффективных методов организационно-структурного реформирования системы повышения квалификации, создания структуры СУ качеством последипломной подготовки и поиска современных методов, позволяющих решать задачи непрерывного профессионального развития (НПР) врачей.

Иначе говоря, необходимо системно и последовательно повышать КПС для здравоохранения, совершенствуя все составляющие элементы СУ качеством деятельности вуза. Важность обстоятельного и системного решения указанных вопросов для обеспечения эффективного функционирования системы здравоохранения предопределили актуальность проведения настоящего исследования.

Цель исследования: научно обосновать и разработать концептуальные подходы и модель системы управления качеством додипломной, последипломной подготовки специалистов здравоохранения в медицинском вузе.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

1. Провести системный анализ состояния проблемы реализации принципов управления в вузовской среде (структура, функции, персонал, документационное, нормативное и информационное обеспечение управления), установить факторы, препятствующие ее решению на современном этапе развития системы высшего медицинского образования.

2. Обосновать требования к СУ КПС, разработать модель и внедрить организационную структуру СУ образовательной деятельностью в медицинском вузе, обеспечивающую гарантии качества подготовки на всех этапах.

3. Разработать универсальную модель процесса обучения и на ее основе методологию анализа качества подготовки специалистов с количественной оценкой, применяемую для совершенствования учебного процесса.


загрузка...