Экономическое обеспечение конкурентоспособности потребительской кооперации на рынке продовольственных товаров: теория, методология, практика (24.10.2011)

Автор: Шарипов Мумин Машокирович

существование организаций в единой системе потребительской кооперации, что создает дополнительную гарантию экономической устойчивости и надежности для каждой структурной единицы;

наличие еще мощного на сельском сегменте рынка имущественного комплекса торговли, общественного питания, сферы услуг, заготовок, производства и переработки сельскохозяйственных продуктов и сырья;

традиционная поддержка своих членов-пайщиков, выступающих в качестве инвесторов, кредиторов, клиентской базы, активных участников формирования продовольственных ресурсов, осуществляющих демократический контроль;

высокий имидж потребительский кооперации, традиционно сопоставляемый в сознании сельского населения с государственными гарантиями;

тесная взаимосвязь в социально-экономической деятельности с органами местной власти и самоуправления;

знание местного рынка, многолетние контакты, накопленный капитал отношений с производителями и крупными посредниками;

высокий кадровый потенциал, постоянно возобновляемый собственной системой кооперативного образования.

В диссертации на основе анализа выявлены закономерности и особенности формирования продовольственного рынка Республики Таджикистан, потенциальные конкурентные преимущества потребительской кооперации, ее роль и место в экономике республики.

Концептуальная модель экономического обеспечения

конкурентоспособности потребительской кооперации

Концепция развития потребительской кооперации предполагает коммерциализацию ее деятельности на продовольственном рынке. Однако коммерческая деятельность осуществляется в условиях конкурентной среды, а, следовательно, организации потребительской кооперации должны быть конкурентоспособными. В связи с этим возникает необходимость в разработке комплекса мероприятий по формированию конкурентоспособности. Автором предлагается концептуальный подход к формированию её конкурентоспособности (рис. 1). В основу концептуального подхода заложен метод дедукции, заключающийся в выработке общих принципов и механизма формирования конкурентоспособной организации. Механизм апробирован в конкретной организации, внедрён в практику.

Новизна подхода заключается в том, что все экономическое пространство подразделяется на два взаимосвязанных подпространства, где А – внутренняя среда; Б – рынок продовольственных товаров – является внешней средой по отношению к организации. Эти подпространства оказывают влияние друг на друга. В частности, коммерческая деятельность потребительской кооперации осуществляется на рынке продовольственных товаров и способствует удовлетворению спроса обслуживаемого населения. Рынок продовольственных товаров основан на платежеспособном спросе населения, и этот спрос стимулирует развитие организации. Подпространства А и Б – сложные системы. Задача заключается в совершенствовании этих систем на основе их гармоничного взаимодействия. Исследование организации потребительской кооперации осуществляется в рамках трех блоков.

Первый блок отражает наличие и анализ материальных и финансовых ресурсов: основных фондов; оборотных средств как материальных, так и финансовых; капитальных вложений в заготовительно-производственно-торговый комплекс. Значения показателей, отражающих объемы ресурсов в динамике, ведут себя по-разному: одни растут, другие падают, третьи подвержены колебаниям, поэтому возникает проблема определения комплексной оценки по всему множеству показателей и их весомости в комплексной оценке. Комплексная оценка рассматривается как уровень развития экономического потенциала организации потребительской кооперации, определяется интегральная оценка эффективности использования экономического потенциала.

Второй блок посвящен анализу финансового состояния организации, оценке вероятности ее банкротства. Интегральная оценка показывает близость реального финансового состояния организации к целевому. Разность между единицей и интегральной оценкой есть вероятность банкротства.

Третий блок модели посвящен управлению. На основе сложившихся тенденций осуществляется системный прогноз развития организации, который в нашем случае носит инерционный характер. Возникает необходимость в осуществлении управления организацией, с целью достижения ею абсолютной конкурентоспособности. В рамках авторского концептуального подхода предлагается осуществлять оптимальное управление ресурсами. В частности, подвергаются оптимизации капитальные вложения в отрасли и виды деятельности, оборотные средства, представленные материальными, в том числе товарными ресурсами, денежными средствами, дебиторской задолженностью. Исследование подпространства Б осуществлялось в двух блоках.

Рис. 1. Концептуальная модель экономического обеспечения

конкурентоспособности потребительской кооперации

Первый блок содержит анализ спроса населения. Поскольку спрос на товары зависит от цен и дохода покупателей, то предварительно анализируется динамика цен на товары, среднедушевого дохода покупателей и среднедушевого потребления продовольственных товаров. Комплексное исследование этих показателей необходимо для оценки платежеспособного спроса населения. С этой целью строятся функции покупательского спроса по каждой товарной группе и рассчитываются коэффициенты эластичности, отражающие меру изменения спроса на товары в зависимости от роста цен и дохода.

Второй блок включает в себя прогноз платежеспособного спроса на продовольственные товары населения, обслуживаемого организациями потребительской кооперации. Предварительно осуществлялся инерционный прогноз цен на товары, среднедушевого дохода, а затем, с использованием построенных функций покупательского спроса, делался прогноз платежеспособного спроса. В завершение дана оценка баланса прогнозных значений реализации и спроса на продовольственные товары с целью выявления доли организации потребительской кооперации на местном сегменте рынка продовольственных товаров. На этом этапе осуществлялась оценка согласованности развития организации потребительской кооперации и рынка продовольственных товаров.

Таким образом, новизна авторской концептуальной модели состоит в механизме, отражающем последовательность мероприятий по повышению конкурентоспособности организации, то есть по преобразованию ее внутренней среды. В качестве внешней среды рассматривается рынок продовольственных товаров. Оценка перспектив его развития существенно влияет на состояние организации, а также инициирует организацию на выработку таких управленческих решений, которые способствуют росту ее конкурентоспособности на этом рынке.

3. Методология оценки экономического потенциала

и вероятности банкротства

Методология базируется на использовании теории катастроф, гармонического анализа и предложенной автором концептуальной модели формирования конкурентоспособности организации потребительской кооперации. Она включает две методики: методику оценки экономического потенциала и методику оценки вероятности банкротства.

Под экономическим потенциалом понимается совокупность имеющихся видов ресурсов, сопряженных между собой, использование которых позволяет достичь экономического эффекта.

????????????J?J???–

?????????4

????????

????????

?????????4

?????????????4?потенциал организации характерен не только наличием ресурсов, но и эффективностью их использования. В итоге потенциал выше у той организации, которая более эффективно использует свои возможности.

Для определения интегральной оценки экономического потенциала нами использовалась формула:

ретроспективного периода;

–целевое значение j-го ресурса.

В то же время в расчет вводится значимость каждого ресурса в интегральной оценке экономического потенциала на основе дискриминантной функции вида:

- вес j-го показателя в интегральной оценке.

- значение j-го показателя в анализируемом году (в нашем исследовании 2010 г.),

- целевое значение j-го показателя.

Для более удобной интерпретации веса переводятся в форму, отражающую долевое участие каждого показателя в интегральной оценке, и тогда дискриминантная функция принимает вид:

Поскольку организация потребительской кооперации функционирует в конкурентной среде, то возникает необходимость ее оценки. С этой целью определяется коэффициент относительной концентрации, который отражает оценку концентрации и конкурентоспособности организации на рынке. Этот показатель рассчитывается по формуле:

- доля крупнейших организаций в общей численности организаций, являющихся субъектами рынка, при этом:


загрузка...