Экономическое обеспечение конкурентоспособности потребительской кооперации на рынке продовольственных товаров: теория, методология, практика (24.10.2011)

Автор: Шарипов Мумин Машокирович

В последние годы наблюдается рост денежных доходов и покупательской способности населения Республики Таджикистан, рост объема промышленной и сельскохозяйственной продукции. Однако сохраняется значительная доля импорта в формировании товарных ресурсов продовольствия.

Таблица 1

Оценка конкурентных позиций потребительской кооперации

Республики Таджикистан на рынке продовольственных товаров

Сильные стороны Слабые стороны

Собственная клиентская база в виде пайщиков и работников

Социальная ориентированность системы

Значительная государственная поддержка

Существование потребительских обществ и союзов в единой системе с элементами ритейла

Наличие имущественного комплекса, образованного в советский период

Близость к потребителям, тесная связь с местным населением

Знание местного рынка продовольственных товаров

Традиции формирования собственных ресурсов за счёт заготовительной, производственной деятельности, кустарного производства, промысловой деятельности

Развитие базарной торговли, соответствующей климатическим условиям страны и менталитету населения Слабая мотивация пайщиков к экономическому участию, работников - к трудовому участию в деятельности кооператива

Недостатки в организации экономического участия пайщиков в хозяйственно - финансовой деятельности, а также в управлении

Слабое использование внутренних ресурсов кооперативной модели хозяйствования

Устаревшие модели управления

Неразвитость маркетинга, рекламы

Медленное внедрение современной техники, новых технологий

Разрушение оптовой торговли, разукрупнение кооперативов

Недостаток собственных оборотных средств, игнорирование возможностей пайщиков в их накоплении путём увеличения паевого капитала и привлечения заёмных средств

Отчуждение кооперативной собственности

Возможности Угрозы

Сокращение доли импортных товаров в материальных ресурсах

Диверсификация деятельности, выход на новые рынки

Повышение качества товаров

Укрепление связей с органами власти и управления

Рост платёжеспособного спроса населения, в том числе за счёт создания рабочих мест

Экспорт сельскохозяйственной продукции, лекарственного сырья, в том числе трав

Развитие кооперативной торговли в крупных городах

Участие потребительской кооперации в продовольственном обеспечении социальной сферы

Участие в международной ярмарочной торговле

Создание кооперативного банка Сокращение численности пайщиков

Инфляция

Высокие налоги, не учитывающие особенности кооперативной модели хозяйствования

Высокие процентные ставки кредита

Рост цен на услуги электротеплового снабжения

Внедрение транснациональных сетей на продовольственный рынок

Одновременно усиливается критическое отношение к качеству импортных товаров и постепенно растет предпочтение продовольственным товарам отечественных производителей.

Потребительская кооперация Республики Таджикистан в рыночной экономике потеряла роль монополиста на сельском сегменте продовольственного рынка. Не имея в советский период навыков конкурентного взаимодействия с другими субъектами рынка, она только в последние 10-15 лет начала овладевать приемами и механизмами противостояния частному капиталу, накапливать собственный опыт обеспечения устойчивости и конкурентоспособности. Анализ показал, что потребительская кооперация Республики Таджикистан во время гражданской войны и реформ много потеряла, но сохраняет потенциальные возможности стать конкурентоспособным и устойчивым субъектом рынка потребительских товаров и услуг. Потенциальные конкурентные преимущества, по нашей оценке, проявляются в следующем:


загрузка...