Экономическое обеспечение конкурентоспособности потребительской кооперации на рынке продовольственных товаров: теория, методология, практика (24.10.2011)

Автор: Шарипов Мумин Машокирович

Место и роль потребительской кооперации в экономике Республики Таджикистан

Трансформационные процессы постсоциалистической экономики

Функции рынка продовольственных товаров в современных условиях

Организация потребительской кооперации как субъект рынка продовольственных товаров

Глава 2. Концепция формирования конкурентоспособной организации потребительской кооперации

2.1. Обоснование необходимости коммерциализации деятельности потребительской кооперации в условиях рыночных отношений

2.2. Определение роли конкуренции в коммерческой деятельности организации потребительской кооперации

2.3. Выявление конкурентных преимуществ организации потребительской кооперации

2.4. Оценка конкурентной среды организации потребительской кооперации

Глава 3. Методология формирования конкурентоспособной организации потребительской кооперации, основанная на методах системного анализа

3.1. Системный анализ как методологический инструмент исследования конкурентоспособности организации потребительской кооперации

3.2. Построение дерева целей для формирования конкурентоспособной организации потребительской кооперации

3.3. Применение количественных методов оценки уровня конкурентоспособности организации потребительской кооперации

3.4. Концептуальная модель формирования конкурентоспособной организации потребительской кооперации

Глава 4. Методический инструментарий обеспечения конкурентоспособности организации потребительской кооперации

4.1. Методика комплексной оценки эффективности деятельности организации потребительской кооперации

4.2. Методика оценки несостоятельности организации потребительской кооперации

4.3. Методы системного прогнозирования развития организации потребительской кооперации

4.4. Методические подходы к формированию оборотных средств организации потребительской кооперации

4.5. Метод оптимального управления ресурсами организации потребительской кооперации

Глава 5. Механизм реализации концептуальной модели формирования конкурентоспособной организации потребительской кооперации

5.1. Оценка экономического потенциала организации потребительской кооперации в условиях конкурентной среды

5.2. Оценка вероятности банкротства организации потребительской кооперации

5.3. Системное прогнозирование развития организации потребительской кооперации

5.4. Оптимальное управление ресурсами организации потребительской кооперации

5.5. Оценка неудовлетворенного спроса населения

Заключение

Библиографический список

II. Основные положения, выносимые на защиту

Выявление специфики рынка продовольственных товаров

Республики Таджикистан

Переход к рыночной модели хозяйствования, как и система развитых рыночных отношений, всегда имеют национальную особенность, влияющую не только на содержание, но и скорость экономических процессов.

Понимание сути этнического развития народа, его вековых традиций, особенности элементов религиозности и т.д. должно отражаться в экономической политике перехода к рыночным отношениям. Выбор между «шоковой терапией» и постепенным переходом к рынку сделан в пользу второго варианта реформ. Решая однотипичные задачи создания рыночных структур, Республика Таджикистан должна исходить из примата коллективизма в землепользовании, сохранения кооперативных форм хозяйствования, сильной социальной роли государства. Отмеченные особенности модели перехода к рынку придают экономическим реформам характер национальной самобытности, неучет которых приводит к углублению кризисных явлений. Нормативы этнопсихологического, социального и экономического поведения в Республике Таджикистан предполагают этико-патерналистическую систему управления, обеспеченную демократическим правовым механизмом и определенным уровнем трудовой дисциплины. Попытка перехода к рыночной экономике на основе теоретических концепций, не адаптированных к отмеченным особенностям традиционного общества, обернулись негативными социально-экономическими последствиями.

Одной из важнейших проблем разработки прогноза экономического и социального развития Республики Таджикистан является сбалансирование доходов и расходов населения с объемами товарооборота и сервисных услуг, которые выражают существующие стоимостные пропорции в развитии экономики, служат важнейшей предпосылкой обеспечения реализации товаров, возмещения затрат труда и средств, израсходованных в процессе производства, условием непрерывного функционирования воспроизводственного процесса, удовлетворения спроса и потребностей населения.

Особенно сложное положение в республике складывается на рынке продовольственных товаров, что связано со многими факторами: гражданское противостояние, неудачное первоначальное введение национальной валюты, потеря налаженных связей и другие. Надо особо заметить, что в республике всегда существовал относительно низкий уровень питания как по калорийности, так и по количеству потребления продуктов; сказываются национальные традиции: многодетность, низкие доходы, плохое снабжение продовольственными товарами и недостаточная пропаганда рационального типа питания. Имеются проблемы, связанные с качеством и ассортиментом потребительских товаров. Потребительский спрос населения обеспечивается не полностью, большинства продовольственных товаров не хватает.

Несбалансированность спроса и предложения наблюдается как по общему объему, так и по структуре, ассортименту и качеству товаров. Главной причиной такого положения является резкий спад производства как животноводческих, так и растениеводческих продуктов. С другой стороны, наблюдается резкое снижение покупательской способности населения, систематический и опережающий рост цен на потребительские товары по всем каналам реализации из-за существующих транспортных проблем.

Очень важно при экономическом развитии регулировать импорт продовольственных товаров. Бесконтрольный ввоз и бесконтрольная торговля может практически уничтожить не только отрасли легкой промышленности, но и сделать очень опасной проблему продовольственного снабжения.

В условиях Республики Таджикистан наиболее слабым звеном является продовольственный сектор. В отдельных регионах, потребительский рынок приобретает роль «посредника» в удовлетворении потребностей. Однако при «очищении» его сущности от регионального подхода, при всей важности последнего, и глобальном рассмотрении его места в системе воспроизводственных процессов в целом, вполне естественно рассмотрение потребительского рынка, так же как и других типов рынков, как сложной, многогранной подсистемы целостной системы воспроизводственных отношений.

Потребительская кооперация является значимой социально-экономической системой, имеющей особенности, связанные с двойственной природой кооперации, сочетанием социальных функций с коммерческой деятельностью, наличием сложного многоотраслевого хозяйственного комплекса. Доля розничной торговли в сельской местности в общем объеме оборота потребительской кооперации Республики Таджикистан составила 46,5 % в 2010 году против 60,3 % в 2004 году. Охват денежных доходов сельского населения товарооборотом потребительской кооперации снизился с 70,1 % в 1990 году до 13,2 % в 2008 году. В 2010 году данный показатель в целом по системе Таджикматлубот составил уже 15,0 %, то есть наблюдается некоторый, хотя и небольшой рост. Надо отметить, что за последние годы наметилась положительная динамка в деятельности кооперативных организаций. Однако для повышения их конкурентоспособности на товарном рынке необходимо не только совершенствование управления коммерческой деятельностью, но и разработка, а также внедрение научно-обоснованной инновационной программы развития.

Переход таджикской экономики к стратегии рыночного развития обусловил интенсификацию конкурентных процессов на всех уровнях ее иерархии. Конкуренция как неотъемлемая составляющая рыночных отношений стала наиболее рельефно проявляться в деятельности организаций потребительской кооперации. Принимая во внимание степень дифференциации организаций потребительской кооперации, их интеграцию с субъектами сельскохозяйственного производства, невозможно абстрагироваться от конкурентной среды. Кроме того, необходимо учитывать, что в условиях трансформации экономической системы активизируются процессы развития субъектов потребительской кооперации, которые способны действовать рационально и вступают в конкурентные отношения. Оценка конкурентных позиций потребительской кооперации Республики Таджикистан на рынке продовольственных товаров представлена в таблице 1.


загрузка...