Экономическое обеспечение конкурентоспособности потребительской кооперации на рынке продовольственных товаров: теория, методология, практика (24.10.2011)

Автор: Шарипов Мумин Машокирович

Расчет оптимальной структуры товарооборота

Бабаджан-Гафуровского райпо по данным 2010 г. на 2011 г.

Товары Vj,

тыс. сомони Pj,

тыс. сомони

Мясо и мясопродукты 404,5 23,7 0,0585 0,0723 98,6 5,76

Молоко и молочные продукты 29,9 6,0 0,2007 0,2479 338,2 67,89

Сахар и кондитерские изделия 73,0 9,3 0,1275 0,1575 214,9 27,39

Масло растительное 126,0 17,1 0,1356 0,1675 228,5 30,99

Мука, крупа, макаронные изделия 321,7 24,6 0,0765 0,0945 128,9 9,87

Овощи и бахчевые 103,2 15,9 0,1542 0,1905 259,9 40,08

Хлеб и хлебобулочные изделия 55,2 3,12 0,0564 0,0698 95,3 5,37

Итого 1113,5 99, 72 0,8094 1,0 1364,3 187,35

Оптимальное управление ресурсами организации потребительской кооперации повышает эффективность их использования и тем самым повышает конкурентоспособность организации. В частности, оптимальное управление дает: прирост рентабельности их использования в капитальные вложения на 0,13 процентных пункта; оборотные средства – 0,02; товарооборот – на 1,6 процентных пункта.

Хотя эти приросты и незначительны в процентном выражении, перераспределение структуры ресурсов в стоимостном выражении посредством ее оптимизации и без дополнительных затрат позволяет повысить эффективность их использования, и следовательно, конкурентоспособность организации потребительской кооперации.

Таким образом, в 2011 г. для Бабаджан-Гафуровского районного потребительского общества – объекта наблюдения – прирост рентабельности в абсолютном выражении за счет оптимизации структуры капитальных вложений даст прирост прибыли в размере 1,25 тыс. сомони, оборотных средств – 1,42, товарооборота – 21,83, а в целом оптимальное управление только данными ресурсами даст прирост прибыли в размере 24,5 тыс. сомони. Учитывая, что сумма прибыли в 2011 г. от использования рассматриваемых ресурсов составит 262,12 тыс. сомони, то удельный вес прироста прибыли будет равен 9,35%.

Для оценки неудовлетворенного спроса населения Бабаджан-Гафуровского района сопоставлен размер реализованного и потенциального спроса.

Реализованный спрос рассчитывался путем пересчета прогноза сумм продаж по каждому товару при прогнозных ценах на 2011 г. и делением сумм продаж на цены. Потенциальный спрос получен умножением прогноза среднедушевого потребления товаров на численность населения. Неудовлетворенный спрос определялся как разность потенциального и реализованного спроса (табл. 12).

Таблица 12

Оценка неудовлетворенного спроса населения, обслуживаемого

Бабаджан-Гафуровским райпо на 2011 г.

Товары Реализован-

ный спрос Потенциаль-

ный спрос Оценка неудовлетворенного спроса Уд. вес,

Мясо и мясопродукты, кг 1438 285440 284002 99,5

Молоко и молочные продукты, л 46777 209920 163143 77,7

Сахар и кондитерские изделия, кг 12266 223360 211094 94,5

Масло растительное, л 9241 232640 223399 95,9

Мука, крупа, макаронные изделия, кг 16193 1777600 1761407 98,9

Овощи и бахчевые, кг 37558 1859200 1821642 97,9

Хлебные продукты, кг 12156 322880 310724 96,2

Данные таблицы 12 свидетельствуют о том, что лишь незначительная доля спроса населения Бабаджан-Гафуровского района удовлетворяется в торговой сети потребительской кооперации. Основная доля платёжеспособного спроса реализуется конкурентами.

Анализ и прогноз платежеспособного спроса населения Бабаджан-Гафуровского района показал, что спрос населения достаточно велик, он имеет тенденцию к росту. Однако доля райпо в товарообороте хотя и возрастет, но остается незначительной. Это свидетельствует о том, что влияние Бабаджан-Гафуровского райпо на районном конкурентном рынке продовольственных товаров пока недостаточное, несмотря на отмеченные ранее потенциальные конкурентные преимущества. Задача на перспективу заключается в повышении конкурентоспособности организации с целью усиления ее влиянии на целевом сегменте рынка.

Новизна методики состоит, в отличие от традиционных подходов, в определении места и доли потребительской кооперации в удовлетворении потребительского спроса населения на продовольствие в текущем периоде и его предвидении в перспективе.

Таким образом, апробирована концептуальная модель экономического обеспечения конкурентоспособности потребительской кооперации на рынке продовольственных товаров, позволившая синхронизировать развитие районной кооперативной организации и регионального рынка продовольственных товаров.

III. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ

ИССЛЕДОВАНИЯ

Потребительская кооперация, располагая значительными конкурентными преимуществами, слабо представлена на рынке продовольственных товаров Республики Таджикистан и нуждается в теоретико-методологическом обосновании повышения ее конкурентоспособности.

Предлагаемая концептуальная модель экономического обеспечения конкурентоспособности потребительской кооперации включает методологию как комплекс методик диагностики, системного прогнозирования и оптимального управления конкурентоспособностью потребительской кооперации на рынке продовольственных товаров, реализация которых обеспечивает ее сбалансированное развитие согласно сформулированному вектору цели.

Реализация методологии оценки экономического потенциала и вероятности банкротства организации потребительской кооперации определяет латентную оценку конкурентоспособности и выявить конкурентные преимущества, а также оценить уровень несостоятельности как динамической характеристики, отражающей меру близости финансового состояния организации к банкротству.


загрузка...