Духовная целостность русской культуры и её смысловая репрезентация в художественной словесности XI – XXI вв. (24.10.2011)

Автор: Камедина Людмила Васильевна

В «Заключении» диссертации подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы:

1. Современная полемика, которая ведётся по проблеме освоения духовной целостности русской культуры и её смысловой репрезентации в художественной словесности, подтверждает идею недостаточности только гносеоцентрической и эстетической трактовок художественного творчества. Для исследования духовной целостности русской культуры и её смысловой репрезентации в художественной словесности вводится тео-аксиологический подход, который в совокупности с указанными научными подходами обеспечит наиболее полное, культурологическое, изучение текстов русской культуры, так как собственно литературоведческие основания к выявлению духовного смысла представляются недостаточными.

2. В истории культуры России сакральный духовный смысл подвергался трансформациям, но русская культура искала способы его обновления в соответствии с требованиями новой жизни. В западно-просветительском XVIII и советско-идеологическом XX вв. духовный смысл «закрывался» в монастырях, его сохранение брали на себя духовные писатели, старцы, а также русская литература. Задачу восстановления духовной целостности русской культуры и репрезентации её духовных смыслов в художественной словесности осуществили писатели XIX и XXI вв., что подтверждает цикличность функционирования духовного смысла в русской культуре.

3. Первым начал оформлять духовную целостность русской культуры А.С. Пушкин, продолжил строительство русской культуры с помощью Русской православной церкви Н.В. Гоголь, который ввёл её существенную составляющую – пневматологию, а возродил духовную целостность русской культуры и её смысловую репрезентацию в своём творчестве Ф.М. Достоевский.

4. В конце XIX – в течение ХХ в. духовная целостность русской культуры распалась, потому что духовный смысл вновь подвергся трансформациям, подменам. Сохранение духовного смысла в русской культуре советского периода происходит в культурном времени, которое имеет иную продолжительность, в отличие от времени социального. По этой и другим причинам духовный смысл репрезентируется в литературе ХХ в. и в современных текстах XXI в.

5. Для сохранения и трансляции духовного смысла в русской культуре предлагаются соответствующие подходы и методы как для теоретического осмысления исследуемой темы, так и для социокультурных практик, обеспечивающих духовную безопасность личности, социума, региона, государства.

Таким образом, проблема, поставленная в исследовании, своим решением приводит к одному из возможных путей стабилизации жизни и обостряет внимание к духовным основам бытия личности, помогает ей «собраться» в цельную натуру, поставить святое на первое место в своей жизни, осознать своё бесконечное духовное совершенствование, свою ответственность в общем духовном смысле жизни народа.

Основные публикации по теме диссертации

Монографии:

1. Камедина Л.В. Творчество как преодоление зла в духовно-нравственном становлении личности. Красноярск: СО РАО; Чита: ЗабГГПУ, 2002. – 10 п.л. – гриф СО РАО.

2. Камедина Л.В. Проблема духовного смысла литературного творчества. Чита: ООО Типография газеты «Ваша реклама», 2004. – 12,8 п.л.

3. Камедина Л.В. Трансформация духовного смысла в русской культуре (на материале художественной словесности). Москва: Русаки, 2008. – 11,0 п.л.

4. Камедина Л.В. Феномен духовного смысла в русской культуре (на материале художественной словесности). Москва: Русаки, 2011. – 11,2 п.л.

Учебные пособия:

5. Камедина Л.В. Обретая смысл заново. Чита: ЧГПИ, 1996. – 7,8 п.л.

6. Камедина Л.В. Обретая смысл заново. 2-е изд., доп. Красноярск: СО РАО; Чита: ЗабГПУ, 2003. – 10,3 п.л. – гриф СО РАО.

7. Камедина Л.В. Текст в диалоге с читателем: Опыт прочтения русской литературы в начале третьего тысячелетия. Чита: Поиск, 2004. – 11,3 п.л.

8. Камедина Л.В. Текст в диалоге с читателем: Опыт прочтения русской литературы в начале третьего тысячелетия. 2-е изд., доп. Чита: ЗабГГПУ, 2009. – 9,1 п.л. – гриф УМО Министерства образования и науки РФ.

Статьи в периодических изданиях перечня ВАК:

9. Камедина Л.В. «И скучно, и грустно…» (К вопросу об экзистенциальной пустоте) // Известия Российской Академии Образования. Москва: МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. № 4 – 0,5 п.л.

10. Камедина Л.В. Проблема духовного смысла литературного творчества в памяти культуры // Вестник Бурятского университета. Филология. Серия 6. Выпуск 9. Улан-Удэ: БГУ, 2005. – 1,0 п.л.

11. Камедина Л.В. Духовные смыслы в творчестве Н.В. Гоголя // Литература в школе. Москва, 2006. № 10. – 0,5 п.л.

12. Камедина Л.В. Стереотипы восприятия религиозных культур // Вестник Читинского государственного университета. Чита: ЧитГУ, 2010. № 10. – 0,7 п.л.

13. Камедина Л.В. Культура православия на Дальнем Востоке и Восточной Сибири как один из факторов национальной безопасности России // Управление мегаполисом. Москва, 2010. № 6. – 0,7 п.л.

14. Камедина Л.В. Утверждение самобытной духовной культуры и условия гармонизации в едином культурном пространстве Забайкалья // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета имени Н.Г. Чернышевского. Серия: Философия, культурология, социология, социальная работа. Чита: ЗабГГПУ, 2010. № 4. – 0,8 п.л.

15. Камедина Л.В. Н.В. Гоголь о духовном смысле художественного творчества в русской культуре // Гуманитарный вектор. Чита: ЗабГГПУ, 2010. № 4. – 0,7 п.л.

16. Камедина Л.В. Теоретическое исследование целостности духовного смысла в русской культуре: текст – контекст – подтекст // Вестник Бурятского университета. Серия Философия. Социология. Политология. Культурология. Улан-Удэ: БГУ, 2011. – 0,7 п.л.

17. Камедина Л.В. Русские Духовные Миссии в странах Дальнего Востока // Россия и современный мир / ИНИОН РАН. Москва, 2011. № 1. – 0,8 п.л.

18. Камедина Л.В. Культуро-исторические основания к исследованию феномена духовности художественного текста // Гуманитарный вектор. Чита: ЗабГГПУ, 2011. № 1. – 0, 7 п.л.

19. Камедина Л.В. Трансформация целостности духовного смысла в русской культуре: художественный текст XVIII – начала XIX века // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета имени Н.Г. Чернышевского. Серия: Философия, культурология, социология, социальная работа. Чита: ЗабГГПУ, 2011. № 1. – 0, 8 п.л.

20. Камедина Л.В. Смысловая репрезентация в культурно-поэтическом мире Михаила Вишнякова // Вестник Читинского государственного университета. Чита: ЧитГУ, 2011. № 9. – 0,5 п.л.

Статьи и материалы международных конференций и сборников:

21. Камедина Л.В. Синергетическая закономерность «возвращения» в педагогической практике // Магистр: Международный психолого-педагогический журнал. В соавторстве с М.Н. Ахметовой. Москва, 1997. № 4. – 0,4 п.л. (лично автором – 0,2 п.л.).

22. Камедина Л.В. Познаваемое настоящее в контексте прошлого и будущего // Педагог. Международный педагогический журнал. Барнаул, 1998. № 2. – 0,5 п.л.

23. Камедина Л.В. «Осенняя сухмень» как состояние жизни. (Прочтение повести Е. Куренного в конце ХХ века) // Сибирь – Америка: взаимодействие этносов и культур в полиэтнических регионах. Сб. материалов международной конференции. Чита: ЗабГПУ, 1999. – 0,5 п.л.

24. Камедина Л.В. Гений – соучастник творчества // IV Сибирская школа молодого ученого: Сб. статей Международной научной конференции. Томск: ТГПУ, 2002. – 0,5 п.л.

25. Камедина Л.В. Сотворение самого себя в знаке умосердечного знания // IV Сибирская школа молодого ученого: Сб. статей Международной научной конференции. Томск: ТГПУ, 2002. – 0,8 п.л.

26. Камедина Л.В. Роль и место православного Забайкалья в общемировом духовном процессе // Забайкалье в геополитике России: Сб. статей Международной конференции. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2003. – 0,4 п.л.

27. Камедина Л.В. Творческие методы филологии в формировании национального самосознания культурной личности // Образование и глобализация: Сб. материалов Байкальской международной конференции. Улан-Удэ: БГУ, 2004. – 0,5 п.л.

28. Камедина Л.В. Утверждение самобытной культуры и условия гармонизации в едином образовательном пространстве // Философия образования и образовательная политика в России и регионе: Материалы симпозиума Международной научно-практической конференции «Трансграничье в изменяющемся мире: Россия – Китай – Монголия». Чита: СО РАО, ЧНЦ СО РАО, ЗабГГПУ, 2006. – 0,6 п.л.


загрузка...