Административно-правовые основы формирования кадрового состава государственной гражданской службы Российской Федерации (24.10.2011)

Автор: Антошина Наталья Михайловна

АНТОШИНА НАТАЛЬЯ МИХАЙЛОВНА

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОГО СОСТАВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Специальность 12.00.14 – административное право;

финансовое право; информационное право

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора юридических наук

Москва – 2011 г.

Диссертация выполнена на кафедре государственного управления, правового обеспечения государственной и муниципальной службы ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации».

Научный консультант: Барциц Игорь Нязбеевич,

доктор юридических наук, профессор

Официальные оппоненты: Козбаненко Виктор Анатольевич,

доктор юридических наук, профессор

Куняев Николай Николаевич,

доктор юридических наук, профессор

Куракин Алексей Валентинович,

доктор юридических наук, профессор

Ведущая организация: Российский университет дружбы народов

Защита состоится 15 декабря 2011 года в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 504.001.04 при ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» по адресу: 119606, г. Москва, пр-т Вернадского, 84, корп. 1, ауд. 2312.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РАГС.

Автореферат разослан «___» ноября 2011 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Е.Ю.Киреева

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена высокой степенью важности и назревшей необходимостью проведения комплексного теоретического анализа накопившихся за годы реформиро-вания государственной службы в современной России насущных проблем формирования кадрового состава государственной гражданской службы и выработки научно обоснованных подходов по совершенствованию его нормативного правового регулирования и методического обеспечения.

На протяжении ряда последних лет государственные преобразования в сфере становления института государственной службы были связаны с изменением концептуальных основ работы с кадрами. Принятие в рамках реформы основополагающих федеральных нормативных правовых актов (Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государствен-ной службы Российской Федерации», Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Фе-дерации») предопределило необходимость разработки и внедрения прин-ципиально новых механизмов формирования кадрового состава гражданс-кой службы.

Большинство мер повышения эффективности кадровой работы было выработано в соответствии с реализацией федеральных программ, среди которых ныне действующая Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 – 2013 годы), утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. № 261.

С учетом реализации федеральных программ определенными кад-ровыми достижениями за годы реформ можно признать создание системы оценки кадров при проведении конкурсных отборов, аттестаций, совершенствование профессиональной подготовки кадров. Разработаны юридические механизмы противодействия коррупции в сфере госу-дарственной службы, включая гражданскую службу: созданы комиссии по урегулированию конфликта интересов и соблюдению требований к служебному поведению служащих; введен в действие новый порядок представления, проверки и опубликования служащими и членами их семей, а также поступающими на службу гражданами сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и др.

Между тем, тенденции формирования и развития кадрового состава гражданской службы свидетельствуют о сохранении множества проблем, которые можно определить, исходя из динамики кадровых процессов с учетом безусловной активизации реформирования самого института государственной службы.

Современный кадровый состав находится в стадии становления и не достиг определенной стабилизации. Недостаточная привлекательность гражданской службы и отсутствие стимулов профессионального развития являются серьезными препятствиями для «омоложения» кадрового состава, создания преемственности поколений в государственных органах.

До сих пор не решена проблема оптимизации численности граж-данских служащих. При различного рода государственных кадровых пре-образованиях число служащих неуклонно растет, что свидетельствует об отсутствии научно обоснованной концепции и методики регулирования процессов в данной сфере.

Подготовка кадров не в полной мере соответствует современным требованиям. Используемые образовательные технологии в рамках освоения, например, программ дополнительного профессионального образования, неадекватны современным тенденциям развития гражданской службы.

Кадровый резерв не является действенным источником кадровых назначений. Государственные органы не озадачены определением текущих и перспективных потребностей в кадровом резерве.

Именно поэтому нужны современные кадровые технологии по форми-рованию высокопрофессионального и эффективного кадрового состава гражданской службы. Кадровая работа в государственных органах требует создания новых юридических конструкций и механизмов. К ним, в частности, можно отнести разработку системы показателей результатив-ности профессиональной деятельности гражданских служащих, внедрение ротационных механизмов, информационное обеспечение кадровой работы. С целью совершенствования их внедрения требуется комплексное мето-дическое обеспечение процессов формирования кадрового состава и выра-ботки мер по оптимизации его развития.

Данные обстоятельства предопределили выбор темы научного исследования, направленного на разработку практических мер по созда-нию организационно-правовых основ и механизмов подбора, подготовки и рационального использования кадрового состава гражданской службы.

Степень научной разработанности темы диссертации. Множество научных трудов в разное время было посвящено исследованию правовых аспектов формирования кадрового состава и организации кадровой работы в государственных органах.

Диссертационное исследование базировалось, прежде всего, на изучении работ известных ученых-административистов, раскрывающих сущность государственной службы и кадровой политики: Г.В.Атаманчука, И.Н.Барцица, Д.Н.Бахраха, В.Г.Вишнякова, Б.К.Габричидзе, В.М.Мано-хина, А.Ф.Ноздрачева, А.В.Оболонского, Д.М.Овсянко, В.А.Прокошина, Ю.А.Розенбаума, Ю.Н.Старилова.

Важное значение для обоснования положений диссертации имели также труды ученых, посвященных развитию российской госу-дарственности и государственного управления: С.А.Авакьяна, А.С.Авто-номова, С.С.Алексеева, А.П.Алехина, М.В.Баглая, И.Л.Бачило, К.С.Бельс-кого, С.В.Бошно, В.Т.Кабышева, А.А.Кармолицкого, О.Е.Кутафина, Г.В.Мальцева, М.Н.Марченко, В.С.Нерсесянца, Л.Л.Попова, Б.В.Россинс-кого, Б.А.Страшуна, Ю.А.Тихомирова, Б.Н.Топорнина, В.А.Туманова, Т.Я.Хабриевой, Н.Ю.Хаманевой, И.Д.Хутинаева, Т.В.Халиловой, В.В.Че-репанова, А.Г.Чернявского, В.Е.Чиркина, В.А.Юсупова.

Изучение проблем потребовало теоретического осмысления социальных, политических, национальных и других аспектов кадровой работы, которые раскрыты в работах Р.Г.Абдулатипова, А.Г.Барабашева, Х.А.Бекова, В.Э.Бойкова, И.А.Василенко, В.В.Волошина, В.В.Воробьева, В.Д.Граждана, А.А.Демина, В.П.Иванова, В.Г.Игнатова, А.И.Ионовой, В.С.Карпичева, В.С.Комаровского, Е.А.Литвинцевой, В.И.Лукьяненко, Б.В.Лытова, К.О.Магомедова, В.А.Мальцева, Е.В.Масленниковой, В.И.Ма-тирко, В.П.Мельникова, М.Ю.Мизулина, С.Ю.Наумова, В.С.Нечипоренко, Г.В.Осипова, Е.В.Охотского, В.И.Патрушева, В.А.Сулемова, К.А.Титова, А.И.Турчинова, Н.Н.Шуваловой и др.


загрузка...