Формирование и развитие эффективной региональной организационно-хозяйственной инфраструктуры в сельском хозяйстве (24.10.2011)

Автор: Абдулкадырова Мадина Албекхаджиевна

- уточнить понятия «структура», «инфраструктура» и разработать понятийно-категориальный аппарат исследования данных объектов в социально-экономических системах;

- обосновать с позиций теории и практики модернизации место и роль сельского хозяйства в развитии региональных хозяйств и влияние сельского хозяйства на архитектуру современных региональных экономик;

- уточнить понятие «регион», «региональная социально-экономическая система», «региональное хозяйство», «структура регионального хозяйства»;

- обобщить существующие воззрения и предложить новый поход в понимании природы, характера и эволюции существующей композиционной гетероструктурности сельского хозяйства и ее влияния на динамику развития отрасли;

- разработать методику оценки эффективности инфраструктуры на социально-экономическое развитие сельского хозяйства, предложить систему показателей, критериев и индикаторов оценки состояния структуры сельского хозяйства;

- провести анализ и выявить (формализовать и квантифицировать) основные динамические и структурные тенденции в развитии национального сельского хозяйства, изложив противоречия и основные проблемы в его развитии;

- сформулировать основные принципы построения эффективной рыночной производственно-хозяйственной и организационно-институциональной инфраструктуры национального сельского хозяйства;

- предложить основные направления и механизм развития отдельных элементов существующей рыночной инфраструктуры управления сельским хозяйством на региональном и субрегиональном уровне;

- разработать рекомендации по повышению эффективности госрегулирования в формировании и развитии эффективной организационно-хозяйственной и институциональной инфраструктуры регионального сельского хозяйства, уточнив основные направления и инструменты повышения эффективности системы госрегулирования.

1.4.Основная научная гипотеза. Автор выдвигает гипотезу о том, что эффективность развития регионального сельского хозяйства во многом определяется состоянием рыночной производственно-хозяйственной и организационно-институциональной инфраструктуры в региональных социально-экономических системах. Низкий уровень развития рыночной инфраструктуры в регионах является причиной отсталости и постепенной маргинализации сельского хозяйства в системе национального хозяйства. Для стимулирования развития национального сельского хозяйства в регионах требуется сформировать новую рыночную инфраструктуру, которая была бы способна, с одной стороны, к восприятию инноваций, а с другой, сама способна была генерировать такие инновации, транслируя их в национальное хозяйство и общество. Решение данной задачи возможно на пути развития в существующей композиционной гетероструктурности новых направлений и институтов, связанных с абсорбированием достижений биотехнологии и нанотехнологии.

1.5. Положения, выносимые на защиту.

1. На динамику и само существование природных и социальных объектов большое влияние оказывает их структура. Структура выполняет ряд функций в существовании объектов от консервативных, связанных с обеспечением сохранности объектов, противостоянием внешним и внутренним вызовам до формирования траекторий его эволюции и определения самой эволюции объекта.

2. В существующей литературе нет однозначного трактования понятия «структура». Кроме того, существует множество терминов, по сути идентичных и тождественных, которыми различные авторы обозначают то, что представляет структура. В этой связи возникает насущная научная потребность в уточнении понятия «структура», разработке научного аппарата для его анализа и уточнения места и роли в познавательном процессе других терминов и понятий, которые в той или иной мере связаны с понятием «структура». Такие термины как «структура», «инфраструктура» и т.д., по мнению автора, являются синонимами, а их использование зависит от сугубо лингвистического контекста. Безуспешные попытки найти универсальное определение структуры вне философского контекста привели к тому, что до сих пор нет общепринятого понимания того, что есть структура. Автором предложено определение структуры как специфической сети, которую формируют взаимосвязь информационных потоков. В зависимости от отрасли деятельности эти взаимосвязь и информационные потоки оказываются разными, неодинаковой оказывается также и структура.

3. Правильное понимание природы и характера структуры в развития социальных и иных объектов связано с необходимостью правильной классификации связей объекта не только с внешней средой (и ее объектами), но также и с внутренней средой (и ее элементами). В основу классификации должен быть положен холистский (эволюционный) принцип, который позволяет рассматривать объект и его структуру в целостности. Любое иное классифицирование структур, в основе которой лежат, например, функциональный, затратный и т.д. принципы, очевидно, приводят, в конечном счете, к некорректным результатам.

4. Структура как всякий научный объект предполагает свою оценку. В настоящее время, в практике социально-экономических и социологических исследований доминирующим выступает описательный, который, однако, не дает достаточного основания к полному пониманию природы и характера структуры, его месту и роли в функционировании объекта. В этой связи важной задачей является разработка своеобразного аналитического аппарата, включающего в себя разработку индикаторов, показателей, методов оценки и моделирования поведения структуры объекта на различных этапах его эволюции. Предложено использовать систему показателей и индикаторов. Отвергнута идея использования одного интегрального показателя, в силу не достаточной корректности измерения такого явления как структура при помощи любого интегрального показателя.

5. Выбор структуры для объекта определяется его природой и характером взаимодействия с внешней средой. В наибольшей мере получили распространение иерархические бюрократические структуры с одним или несколькими центрами иерархизации. Однако по мере усложнения системы взаимосвязей происходит, во-первых, усложнение структуры объекта (его стремления адаптироваться к изменяющимся внешней и внутренней среде), системы взаимосвязей с внешней и внутренней средой происходит изменение также и структуры. Правда, происходит не смена иерархических бюрократических структур на неиерархические небюрократические, а появление сетевых структур внутри объекта. Данное свойство, называемое нами, свойством усложнения, состоит в том, что иерархические бюрократические и сетевые структуры формируют кооперационные сети. Кооперационные/кооперативные сети носят временный характер и сменяются в зависимости от эволюции объекта.

6. Анализ эмпирического материала развития национального сельского хозяйства в региональном контексте выявил ряд особенностей, среди которых наиболее значимыми являются: 1) наращивание объема валовой сельскохозяйственной продукции и отдельных продуктовых сегментов в условиях новой переходной модели сельского хозяйства производилось, в основном, традиционными секторами и укладами, новые рыночные институты стали проявлять активность лишь в последнее пятилетие; 2) образовавшаяся еще в первой половине 90-х годов тенденция, в которой, в основном, производящим укладом выступали хозяйства населения, оставалась до 2005 г., когда появилась тенденция доминирования уклада сельскохозяйственных организаций и роста удельного веса КФХ; 3) неизменной оказывается продуктовая структура в разрезе субъектов хозяйствования: основная доля трудоемкой сельскохозяйственной продукции производится в хозяйствах граждан, инвестициемкая – в СХО; 4) начиная с середины 90-х годов произошло изменение отраслевой структуры сельскохозяйственной продукции: доминирующей в ВСХП оказалась продукция растениеводства, доля которой нарастала до 2006 г., когда наметилась тенденция роста валовой продукции животноводства; 5) с 2005 - 2006 гг. произошло изменение в структуре и объеме инвестиций в сельское хозяйство, активными инвесторами стали системные рыночные институты; 6) повышается роль государства в управлении сельским хозяйством; 7) рост валовых показателей в сельском хозяйстве РФ совершенно не характеризует ее состояние в экономике России; 8) наблюдаются глубокие региональные различия в уровне развития сельского хозяйства и его отраслей; есть регионы, в которых уровень развития сельского хозяйства находится в упадочном состоянии, а есть регионы с современным сельским хозяйством; в отдельных регионах доля ВСХП (но не уровень развития сельского хозяйства) по отношению к ВРП и др. макроэкономическим показателям, составляет свыше 50%, но его уровень остается примитивными. Региональные особенности, как наиболее значимые на нынешнем этапе становления модернизированного сельского хозяйства, создают своеобразные группы «парадоксов регионального порядка», которые не могут быть объяснены традиционными методами и принципами и поэтому нуждаются в новых теоретических, методологических и методических подходах.

7. Управление сельским хозяйством в региональных социально-экономических системах, отличающихся слабой развитостью сферы АПК, сталкивается с тремя проблемами: 1) где взять ресурсы для развития; 2) в каком направлении развивать региональное сельское хозяйство; 3) в какие отрасли и подотрасли сельского хозяйства, каком объеме, очередности направлять имеющиеся ресурсы? Эти вопросы требуют определенных методических и прогностических разработок. У региональных властей в слаборазвитых регионах сохраняется иллюзия того, что реформировать свои региональные хозяйства можно за счет промышленности, сферы услуг и др. отраслей или же за счет внешних инвестиций. Что же касается регионального сельского хозяйства, то оно как бы может существовать само по себе. Как следствие происходит сосредоточение ресурсного потенциала региональной экономики на таких направлениях, которые не связаны ни с сельским хозяйством, ни с развитием сельских территорий. Но результат такой политики оказывается прямо противоположным: вызывает социальную напряженность, кризис и стагнацию. Среди причин таких процессов можно выделить несколько главных. Прежде всего, определение направления развития регионального сельского хозяйства. В данном случае необходимо отыскать наиболее эффективные направления стратегии развития сельского хозяйства, связанные как с созданием новых отраслей и видов деятельности, так и с наращиванием традиционных. Решение данной проблемы возможно на пути формирования эффективных сетевых структур. Другая причина – размещение имеющихся ресурсов в отраслях сельского хозяйства и переработки. Часто используют принцип равного обеспечения имеющимися ресурсами всех избранных направлений. На наш взгляд, эффективным в данном случае следует признать селективный метод, когда распределение имеющихся ресурсов определяется тремя параметрами: отдачей, мультипликативным эффектом и конечным результатом. Однако все названные проблемы все еще остаются дискуссионными, поэтому требуется дать более четкое определение не только самих проблем, но и возможных их решений, в первую очередь, на методическом уровне.

8. Важнейшим условием эффективного функционирования сельского хозяйства последнего времени как на национальном, так и региональном уровнях является формирование новой системы управления. В научной и практической литературе до сих пор нет единства мнений относительно того, какой должна быть система управления сельским хозяйством. Одни авторы отстаивают так называемый рыночный принцип самоорганизации, мотивируя свои суждения особенностями современных экономик. Другие признают дирижисткий механизм в форме государственного регулирования и государственной поддержки сельского хозяйства, допуская различные виды государственно-частного партнерства. Разделяя во многом предлагаемые аргументы противоборствующих школ, следует заметить, что, во-первых, для управления сельским хозяйством нет противостояния рынка госрегулированию, а есть единый механизм управления, включающий в себя и рыночное саморегулирование и государственное (с элементами государственно-частного и частно-государственного) управление, поэтому противопоставлять государство и рынок, на наш взгляд, в сельском хозяйстве некорректно, во-вторых, доминирование (но вовсе не монополия) того или иного инструмента (госрегулирования или рыночного саморегулирования) зависит и определяется состоянием развития сельского хозяйства, внешней конъюнктуры, целями общества, внешними и внутренними «вызовами», ресурсами и т.д., т.е. в целом от так называемого народнохозяйственного контекста развития. Помимо этих двух направлений, важнейшим в управлении сельского хозяйства выступает формирование кооперационных или сетевых структур, призванных развивать модель самоуправляющегося сельского хозяйства на иных, чем рынок принципах.

1.6. Предмет и объект исследования. Предметом исследования явился процесс взаимосвязи и воздействия рыночной инфраструктуры на динамику развития сельского хозяйства, рассматриваемый в контексте формирования и развития эффективной рыночной инфраструктуры в региональном сельском хозяйстве. Объектом исследования выступает рыночная производственно-хозяйственная и организационно-институциональная инфраструктура сельского хозяйства. В зависимости от стоявших задач и целей в качестве объекта выступили национальное сельское хозяйство и его региональные образования, субъекты хозяйствования (от СХО и СХП до крестьянских подворий и кооперационных сетевых структур, сельскохозяйственные рынки), государственные программы, национальные проекты и иные инструменты государственного управления и общественного управления в сельском хозяйстве.

1.7. Соответствие темы диссертации требованиям Паспортов специальности ВАК. Исследование выполнено в рамках специальности 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством: региональная экономика п. 3.10. «Исследование традиционных и новых тенденций, закономерностей, факторов и условий функционирования и развития региональных социально- экономических систем»; 3.23. «Исследование проблем производственной, транспортной, энергетической, социальной и рыночной инфраструктуры в регионах», а также 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством: экономика и управление отраслями, предприятиями и комплексами – АПК и сельское хозяйство, п. 1.2.37. «Институциональные преобразования в АПК», 1.2.38. «Эффективность функционирования отраслей и предприятий АПК», 1.2.50. «Многофункциональный характер сельского хозяйства, устойчивое развитие сельских территорий и социальной инфраструктуры» Паспортов специальностей ВАК Министерства образования и науки РФ.

1.8. Теоретико-методологическая основа и методическая эмпирическая база исследования. Теоретической и методологической основой исследования послужили работы зарубежных и отечественных экономистов, фундаментальные концепции по теории систем, теории рынка и рыночных отношений в переходной экономике, экономики и управления сельского хозяйства, признанные классическими. При разработке отдельных разделов диссертации, использованы труды по экономической кибернетике, менеджменту, экономике предприятия и экономико-математическому моделированию хозяйственных процессов в сельском хозяйстве.

Методологическая основа, предмет, объект, а также эмпирическая база сформировали соответствующую систему методов исследования, в которых предпочтение отдано диалектическому методу (монографический и системный анализ). Среди количественных методов, в зависимости от стоявших задач, использовались: системного анализа, математической статистики, экономико-математического моделирования, а также графический, индексный, аналитических группировок, сравнительного анализа, вариантных расчетов, корреляционный, регрессионный и др.

Эмпирическая база исследования была определена предметом, объектом, целью и задачами исследования. Эмпирической базой проверки выдвинутых положений и гипотез послужили данные ФСГС РФ и ее территориальных отделений, данные министерств (МСХ РФ, МЭ РФ, а также их региональных органов, в частности субъектов СКФО и ЮФО), ведомств, комитетов ФС (Дума) РФ и региональных законодательных органов. Субъектный уровень представляют данные СХП, а также национальных и зарубежных компаний, сельскохозяйственным и агропродуктовым рынкам.

1.9. Научная новизна исследования. Научная новизна исследования заключается в разработке новых и уточнении традиционных положений теории и методологии формирования рыночной инфраструктуры сельского хозяйства модернизирующейся социально-экономической системы. Конкретное проявление данного пункта состоит: во-первых, в разработке доказательной базы гипотезы о позитивном влиянии рыночной инфраструктуры на динамику развития сельского хозяйства, формирования в нем новой архитектуры, определяющей долгосрочную перспективу и создающей в последнем такие признаки как ресурсосбережение, экологическая безопасность и социальная непротиворечивость, повышение уровня продовольственной обеспеченности и обеспечение безопасности государства и общества, развитие конкуренции и повышение эффективности функционирования субъектов хозяйствования и т.д., общим вектором которых выступает устойчивое развитие сельского хозяйства. Во-вторых, в доказательстве положения о самоорганизации и саморегулировании развития сельского хозяйства при условии создания эффективной рыночной инфраструктуры. Рыночная инфраструктура, таким образом, рассматривается в качестве важнейшего инструмента регулирующего производственно-хозяйственные процессы в сельском хозяйстве, определяющего их критический уровень и пороги. В то же время данный институт в самоорганизующих системах (каковой выступает сельское хозяйство) имеет свойство саморазвития.

В соответствии с этим, а также с тем, что диссертация написана на стыке двух специальностей, новизна результатов в теоретическом плане по специальности «региональная экономика», по мнению автора, состоит в уточнении понятия «структура» и его производных «рыночная инфраструктура», а также разработке категориально-понятийной системы, раскрывающей данное понятие и определяющей его связь с другими понятиями и категориями, выражающими традиционные и новые тенденции, закономерности, факторы и условия функционирования и развития региональных социально-экономических систем.

Автором разработаны теоретические положения, содержащие основные догмы и постулаты, а также принципы и механизмы формирования и развития рыночной инфраструктуры региональных социально-экономических системах и их подсистемах. Выявлено правило иерархии институтов инфраструктуры, когда количество институтов, расположенных на верхних уровнях, не может превышать количество институтов на нижних уровнях системы; это так называемый принцип эффективности иерархии и механизм построения иерархических структур. Данный принцип имеет несомненное теоретическое значение.

Другим таким же важным теоретическим принципом следует признать принцип усложнения иерархических структур по вертикали и горизонтали, состоящим в том, что иерархические (а рыночные структуры как и большинство других структур являются таковыми) функционируют по правилу «усложнение/упрощение». Содержание данного принципа состоит в том, что по мере развития инфраструктуры происходит ее усложнение. Система, которая неспособна создать иерархические структуры, как правила, оказывается поглощенной другими системами. Но если система создает иерархическую структуру, то это еще не говорит об ее развитии. (Эта особенность выявлена на примере анализа интеграционных процессов региональных социально-экономических систем). Иерархические структуры не всегда выступают элементом развития. Более того, они довольно часто становятся препятствием к развитию систем. Поэтому, автором сформулирован третий принцип, называемый принципом эволюции иерархических структур и состоящий в том, что по мере развития региональных социально-экономических систем их структура эволюционирует в стороны образования сетевых неиерархических структур. Наряду с названными пунктами научной новизны следует указать: исследование новых тенденций в региональной социально-экономической системе, вызванных произошедшими социальными, политическими и институциональными трансформациями и необходимостью модернизации, а также изучение состояния рыночной инфраструктуры в региональной экономике и оценка ее ресурсных возможностей для стимулирования экономической динамики.

Научная новизна исследования по специальности «АПК и сельское хозяйство» состоит: во-первых, в разработке системы показателей и критериев оценки влияния рыночной инфраструктуры на динамику развития сельского хозяйства, во-вторых, в разработке методов оценки этого влияния, содержащих процедуру формализации и квантификации связей между рыночной инфраструктурой и динамикой развития сельского хозяйства, включающих в себя существующие и новые методы оценки данного влияния. Полученные результаты в виде уравнения зависимости структуры сельского хозяйства на динамику основных макроэкономических показателей следует, на наш взгляд, признать важным научным достижением, в котором проведена не просто количественная оценка этого влияния, но и разработаны система методов и критериев оценки данной взаимосвязи.

Кроме того, пунктами научной новизны своего исследования автор считает:

- разработку и уточнение отдельных положений теории и методологии формирования рыночной производственно-хозяйственной и организационно-институциональной инфраструктуры сельского хозяйства, состоящего в уточнении существующих и разработке новых понятий, категорий и системы доказательства;

- выявленние эволюции рыночной модели ведения сельского хозяйства, выделении отдельных этапов, периодов и подпериодов в формировании рыночной инфраструктуры сельского хозяйства;

- уточнение отдельных положений методики оценки состояния структуры и ее влияния на динамику развития сельского хозяйства, его места и роли в системе национального хозяйства, для чего в диссертации разработаны системы показателей и критериев оценки структуры и структурных изменений в сельском хозяйстве;

- разработку критериев и индикаторов выявления факторов и условий, оказывающих влияние на состояние структуры сельского хозяйства, разработку критериев классификации факторов и условий по степени влияния на состояния структуры сельского хозяйства;

- анализ состояния подвижности и статичности структуры сельского хозяйства, позволивший выявить основные глобальные и страновые тенденции отраслевой, технологической и институциональной структуры сельского хозяйства;

- анализ состояния эволюции рыночной структуры в национальном сельском хозяйстве России, уточнение архитектуры рыночной структуры сельского хозяйства, выявление влияния отдельных элементов и конструкций на динамику общей модели рыночных отношений;

- моделирование, формализация и квантификация связей в различных конструкциях общей архитектуры модели рыночных отношений в сельском хозяйстве;

- моделирование стратегии рыночной организационно-хозяйственной инфраструктуры сельского хозяйства, состоящего в выявлении связей в системе отношений различных субъектов хозяйствования, государства, их формализации и построении такой модели, разработке новых индикаторов оценки государственного регулирования сельского хозяйства.

1.10. Апробация, внедрение и практическая реализация результатов диссертационного исследования. Основные положения в диссертации опубликованы автором в 51 работе общим объемом 41,2 п.л., в том числе автора 30,4 п.л., 4 монографиях объемом 24,2 п.л. (автора 18,7 п.л.).

Результаты докладывались и обсуждены на научно-практических конференциях Южного Федерального университета, Кабардино-Балкарского государственного университета, Северо-Кавказской государственной гуманитарно-технологической академии, Адыгейского государственного университета, Грозненского государственного нефтяного университета им. Миллионщикова М.Д. Отдельные научные и практические предложения автора одобрены и включены в рекомендации, принятые на этих конференциях.


загрузка...