ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ И УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ ТРУДА ОПЕРАТОРА В ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА (24.09.2012)

Автор: Дмитриев Михаил Сергеевич

Обобщенный показатель приспособленности для каждого рабочего органа машины определим по формуле средней геометрической. Таким образом, этот показатель будет иметь вид:

Обобщенный показатель оценки приспособленности к технологической настройке машины в целом находим как сводный показатель:

где Р – количество рабочих органов (узлов) машины, имеющих технологические регулировки.

Предложенный обобщенный показатель определяет характеристики машин с точки зрения их безопасности только в процессе регулирования и не дает возможность оценить уровень безопасности мобильной сельскохозяйственной техники при непосредственном выполнении транспортно-технологических процессов.

Рисунок 1 – Зависимость обобщенного показателя приспособленности технологической регулировки от суммы баллов экспертной оценки параметров приспособленности (при условии, что все параметры оценены одинаковым баллом)

Для решения этой задачи предлагается использовать следующие показатели.

Показатель вероятности безопасной работы оператора:

где М(?) – математическое ожидание суммарной продолжительности опасных ситуаций в течение времени смены (to), определяемое как:

– математическое ожидание длительности опасной ситуации.

Коэффициент удельной травмоопасности, позволяющий сравнить уровень безопасности труда на машинах различной конструкции, но одного назначения:

где W – число опасных ситуаций на единицу выполненной за смену работы.

Предложенные показатели, позволяя количественно оценить качественный показатель «безопасность труда», дают возможность обосновать и разработать эффективные мероприятия по повышению уровня безопасности труда на сельскохозяйственных машинах. Однако, они не учитывают состояние среды на рабочем месте оператора.

«Среда» как элемент системы «О-М-С» может быть оценена показателем времени вредного и потенциально опасного пребывания на рабочем месте. Чем выше его значение, тем хуже условия труда операторов. Данный показатель выражается следующей зависимостью:

– продолжительность рабочей смены, ч; К – комплексный коэффициент (0 ? К ? 1), учитывающий совокупное воздействие факторов условий труда.

Он определяется по формуле:

– факторные коэффициенты, показывающие долю сменной выработки, которая может быть реализована при производстве сельскохозяйственных работ за смену с пребыванием операторов мобильных машин в кабине при условии обеспечения безопасного и безвредного производственного процесса, n – количество учитываемых факторов условий труда.

Факторные коэффициенты рассчитываются следующим образом:

– время ежесменного безопасного и безвредного пребывания оператора на рабочем месте с учетом воздействия i-го фактора условий труда, ч.

В качестве примера приведена номограмма зависимости времени ежесменного безопасного и безвредного (допустимого) пребывания оператора в кабине мобильной сельскохозяйственной машины от концентрации нетоксической пыли при условии, что Тсм = 8 часов (рисунок 2).

) в зависимости от содержания нетоксической пыли в рабочей зоне

Из графика видно, что с увеличением концентрации пыли допустимое время работы оператора сельскохозяйственной машины (Тд) уменьшается. С другой стороны, приближение одного из факторов условий труда к нормативному значению снижает время вредного и потенциально опасного пребывания на рабочем месте (рисунок 3).

Однако, ввиду того, что уровни факторов условий труда на рабочем месте могут изменяться в процессе выполнения сельскохозяйственных операций, время ежесменного безопасного и безвредного (допустимого) пребывания оператора в кабине следует определять равенством:

– продолжительность воздействия i-го фактора условий труда j – го уровня; m – количество уровней фактора условий труда.

Подставив зависимости (10) и (11) в уравнение (9), получим окончательную формулу для определения комплексного коэффициента:

Приближение одного из факторов условий труда к нормативному значению повышает комплексный коэффициент (К) и, следовательно, снижает время вредного и потенциально опасного пребывания на рабочем месте.

Например, зависимость величины показателя времени вредного и потенциально опасного пребывания оператора сельскохозяйственной машины на рабочем месте от концентрации пыли можно определить следующим образом.

Если все другие факторы условий труда имеют нормативное значение, т. е. факторный коэффициент для каждого из них равняется единице (при восьмичасовой рабочей смене), то:

– факторный коэффициент, учитывающий воздействие запыленности.

(см. рисунок 2), то с учетом формул (10) и (11):

– концентрация пыли в кабине (%, ПДК).

Подставив уравнение (14) в формулу (8), получим зависимость показателя времени вредного и потенциально опасного пребывания оператора от уровня запыленности на рабочем месте:

График данной зависимости представлен на рисунке 3.

Рисунок 3 – Зависимость показателя времени вредного и потенциально опасного пребывания на рабочем месте (Тв.о) от содержания нетоксической пыли в кабине мобильной сельскохозяйственной машины (Х – содержание пыли в воздухе рабочей зоны в % от предельно допустимой концентрации ПДК)

Показатели, обоснование которых приведено выше, позволяют определить характеристики элементов «машина» и «среда» с точки зрения их влияния на безопасность функционирования системы «О-М-С».

Оценивать уровень безопасности системы «О-М-С» в транспортно-технологическом процессе сельскохозяйственного производства предлагается с помощью показателя риска, нормируемого от нуля до единицы (0 ( R ( 1). При этом, для достижения наивысшего уровня безопасности системы необходимо стремиться к тому, чтобы данный показатель имел наименьшее значение, то есть стремился к нулю:

( 0. (16)

Величина риска, означающая вероятность несчастного случая в процессе выполнения транспортных и технологических операций, зависит от характеристик каждого из элементов системы «оператор – машина – среда».

Одной из основных характеристик «оператора», влияющей на безопасность функционирования системы «О-М-С», является его квалификация. Оценить квалификацию водителя транспортного средства, используемого в агропромышленном производстве, а также тракториста-машиниста можно по системе, применяемой ранее – его классностью (1-й, 2-й и 3-й классы). Более высокая квалификация оператора (1-й класс) позволяет уменьшить вероятность его ошибочных действий, снижающих безопасность труда, т.е. приведенные выше критерии могут быть использованы при оценке риска системы «О-М-С».

) (выражение (7)). В период с 2006 по 2009 гг. в организациях АПК Челябинской области были проведены исследования реальных производственных процессов (комбайновая уборка зерновых культур, перевозка грузов, обработка почвы и др.) с целью определения количества опасных ситуаций. Результаты показали, что максимальное значение данного коэффициента для различных типов мобильных сельскохозяйственных машин составляет 10 ед./га (10 ед./10 км – для транспортных машин). Данная величина характеризует наиболее изношенную технику, не оснащенную системами активной безопасности.

«Среда» как элемент системы «О-М-С» может быть оценена показателем времени вредного и потенциально опасного пребывания оператора на рабочем месте (Тв.о), определяемого зависимостью (8). Чем выше его значение, тем хуже условия труда операторов. При восьмичасовой рабочей смене максимально возможное значение этого показателя составляет Тв.о = 8 ч.


загрузка...