ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ И УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ ТРУДА ОПЕРАТОРА В ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА (24.09.2012)

Автор: Дмитриев Михаил Сергеевич

Рисунок 37 – Автоматическое устройство для поддержания нормального давления воздуха в шинах, установленное на автомобиле УАЗ-2206

Кроме того, замеры расхода топлива, произведенные с помощью разработанного на кафедре БЖ ЧГАА насоса-расходомера, позволяют сделать вывод, что расход топлива у автомобиля, оснащенного разработанным устройством, в среднем на 5 % ниже, чем при езде с давлением в шинах, сниженном на 0,05 МПа. (рисунок 38), что подтверждает данные НИИШП.

Рисунок 38 – График зависимости расхода топлива от величины давления воздуха в шинах автомобиля УАЗ-2206

Расчеты показателя риска системы «О-М-С» (формула (23)) показали, что оснащение мобильных машин рассмотренными выше устройствами для улучшения их динамических качеств позволяет снизить значение данного показателя в среднем на 12 %.

Испытания автоматической системы пожаротушения проводились на специальной площадке. В целях безопасности также были заготовлены два углекислотных огнетушителя, огнетушитель пенный и другие первичные средства пожаротушения. Предварительно на грузовом автомобиле монтировалась электрическая схема автоматического тушения пожара. При монтаже электросхемы применялись тепловые извещатели «ИП-105-К1». Для испытания использовался автомобиль марки ЗиЛ-433100 (рисунок 39).

Рисунок 39 – Расположение ГОА «Допинг-2» в подкапотном пространстве: а – боковое;

б – встроенное: 1 – тепловые извещатели; 2 – соединительные провода; 3 – ГОА «Допинг-2»

При нагреве извещателя источником тепла – малогабаритным калорифером – до 110…130 ?С закрывался капот, замерялось время срабатывания электросхемы и пиропатронов. Время срабатывания электросхемы замерялось секундомером. После нагрева извещателя до указанной температуры электросхема срабатывала в течение 0,2…0,3 сек и происходил взрыв пиропатрона ГОА «Допинг-2», предназначенного для оперативного аэрозольного тушения пожаров в закрытых, технически сложных объектах объемом до 2 м3. Он представляет собой стационарно устанавливаемый в защитном отсеке металлический баллон диаметром 78 мм, длиной 166 мм, массой 1,1 кг.

Исследования показали, что применение указанной системы позволяет снизить значение показателя риска системы «О-М-С» в среднем примерно на 8 % за счет уменьшения вероятности развития пожара на 80…85 %.

Результаты испытаний системы «вентиляция-пылесос» (рисунок 40) показали, что ее применение позволяет сократить время уборки кабины на 40…45 % (рисунок 41). Использование данной системы в ходе полевых работ (при закрытых форточках) дает возможность поддерживать уровень запыленности в пределах 1,2…1,3 ПДК (рисунок 42).

Рисунок 40 – Система «вентиляция-пылесос»,

установленная в кабине трактора ДТ-75М системой «вентиляция-пылесос»

Для проверки работоспособности воздушной завесы (рисунок 43) проводились эксперименты по определению концентрации нетоксичной пыли в кабинах тракторов ДТ-75М, выполняющих операцию боронования. Эксперименты проводились при открытых форточках. Скорость внешнего ветрового потока составляла 9…11 м/с.

Рисунок 42 – Изменение содержания нетоксичной пыли в воздухе кабины трактора в ходе выполнения сельскохозяйственной операции при работе системы «вентиляция-пылесос»:

1 – при открытых форточках; 2 – при закрытых форточках

Рисунок 43 – Общий вид воздушной завесы, установленной в кабине трактора ДТ-75М

Вначале замеры содержания пыли в воздухе рабочей зоны оператора производились при работе трактора без использования воздушной завесы. Измерения показали, что через 30 минут работы ее концентрация превысила предельно допустимую в 25…30 раз. Второй этап испытаний заключался в определении запыленности в кабине в ходе работы агрегата при включенной воздушной завесе. Результаты позволяют констатировать тот факт, что применение предлагаемого устройства позволяет поддерживать уровень содержания пыли в воздухе кабины в пределах 1,5…1,7 ПДК. Это снижает вероятность возникновения профессиональных заболеваний операторов.

Нами также были проведены сравнительные исследования по определению показателя времени вредного и потенциально опасного пребывания на рабочем месте (формула (8)) для тракторов, оборудованных и необорудованных предложенными устройствами.

При проведении экспериментов помимо запыленности учитывались такие факторы условий труда, как относительная влажность, температура и скорость движения воздуха в рабочей зоне, а также вибрация. Результаты показали, что значения большинства факторов для всех обследуемых тракторов оказались примерно одинаковыми, и их колебания не сказались значительно на величинах факторных коэффициентов, рассчитанных по формуле (10) при условии, что длительность рабочей смены составила 8 часов. Исключение составил уровень вибрации, который у каждого из тракторов был разным.

Концентрация пыли во всех кабинах без использования воздушной завесы составила около 30 ПДК (факторный коэффициент Кф = 0,5), а при включенном устройстве уровень запыленности поддерживался в пределах 1,5…1,7 ПДК (Кф = 1).

Полученные результаты позволили провести сравнительный анализ и построить зависимости, представленные на графике (рисунок 44), номера тракторов на горизонтальной оси которого проставлены в порядке убывания уровня вибрации в их кабинах.

Рисунок 44 – Изменение показателя времени вредного и потенциально опасного пребывания на рабочем месте: 1 – без применения воздушной завесы (концентрация пыли = 30 ПДК); 2 – с применением воздушной завесы (концентрация пыли = 1,5 ПДК)

Из графика видно, что использование предлагаемого устройства позволяет значительно уменьшить уровень запыленности в кабинах мобильных сельскохозяйственных машин и, следовательно, в целом улучшить условия труда операторов, что, выражается в снижении значения показателя времени вредного и потенциально опасного пребывания на рабочем месте в среднем более, чем на 10 %.

Таким образом, проведенные экспериментальные исследования подтверждают теоретические предпосылки по вопросам повышения безопасности и улучшения условий труда операторов мобильных машин в АПК. Подтверждается и эффективность предлагаемых технических средств.

В пятой главе «Оценка экономической эффективности результатов исследований» дается экономическая оценка внедрения инженерно-технических мероприятий, направленных на повышение безопасности и улучшение условий труда операторов в транспортно-технологическом процессе сельскохозяйственного производства. Результаты расчетов представлены в таблице 3.

от внедрения мероприятий по охране труда (отнесены на одну машину)

, руб. Эг охр,, руб/год

Установка механизма автоматической блокировки простого шестеренчатого дифференциала 18 2,3 12 2,4 10000 10707

Установка устройств для разбрасывания сыпучих материалов под ведущие колеса мобильных машин 14 2,1 6 2,1 10300 14463

Внедрение быстросъемного тракового приспособления для ведущих колес транспортного средства 18 4,0 16 4,6 4000 4603

Установка автоматического устройства для предотвращения гидроскольжения 20 4,2 11 4,2 16500 15537

Установка автоматического устройства для поддержания норм давления воздуха в пневматических шинах 11 4,1 7 4,5 15000 6560

Внедрение автоматической системы тушения возгораний мобильных машин сельскохозяйственного назначения 12 4,0 8 4,0 9500 6582

Установка автоматического устройства для подогрева пола кабины мобильной машины 16 3,8 9 4,0 5100 13639

Внедрение системы «вентиляция-пылесос» в кабинах мобильных сельскохозяйственных машин 16 5,0 10 4,9 8300 10561

Установка комбинированного устройства для поддержания нормальных параметров воздушной среды в кабинах мобильных машин (воздушной завесы) 17 4,1 9 4,2 8700 14901

Величина экономии от снижения количества ДТП при использовании на мобильных колесных машинах предлагаемых устройств для улучшения динамических качеств:

где По – общий ущерб от дорожно-транспортных происшествий; Ксн – коэффициент снижения числа ДТП (согласно рекомендациям Ксн = 0,2).

ЭГдтп = 447260,4 ( 0,2 = 89452,1 тыс. руб.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


загрузка...