НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ КОМПОНЕНТ НЕПРЕРЫВНОГО ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (24.09.2012)

Автор: Смирнова Наталья Борисовна

построение содержания образования (В. В. Краевский, И. Я. Лернер);

проблемы философии культуры: ценностный подход к пониманию феномена культуры (А.А.Арнольдов, И. А. Громов, М. С. Каган и др.), личностный подход (Б.Г.Ананьев, В. Г.Костомаров, Л. Н. Коган, В.М. Межуев и др.);

проблемы антропологии, философии и социологии культуры (У.Бекет, Л. Бернард, С.И.Гессен, Г. Зиммель, М. С. Каган, Л. Е. Кертман, П.Козловски), глобального взаимодействия культур (О.Н. Астафьева, М. М. Бахтин, В.С. Библер), культурологии образования (Н.Б.Крылова);

основы психологической теории развития мышления и творчества (А.М.Матюшкин), деятельности (В.В.Давыдов, А. Н. Леонтьев, В. Д. Шадриков, Д.Б. Эльконин и др.);

психологические основы развития личности (Е. П. Ильин, А.Маслоу, А.В.Петровский); проблемы творчества и творческой деятельности (В.С.Библер, Л.С. Выготский, В.А.Кан-Калик, А. К. Маркова, Я.А.Пономарев, П.К.Энгельмейер), развития личности ребенка (Л.И.Божович, В.С.Кузин, С.Л.Рубинштейн, Д.И.Фельдштейн), акмеологической теории развития профессионала (А. А. Бодалев, Н. В. Кузьмина, А. А. Деркач, Е.А. Климов, В.И.Слободчиков, П. М. Якобсон и др.);

компетентностный подход в профессиональном образовании (Э. Ф. Зеер, А. К. Маркова); исследования в области психологии изобразительной деятельности (Р. Арнхейм, В. С. Кузин);

труды искусствоведов, педагогов-художников (Ю.Б.Борева, А.И.Бурова, В.М.Василенко, А. С. Канцедикаса, М. А. Некрасовой, Т. М. Разиной, А.Б.Салтыкова, А.А.Трофимова и др.);

труды в области теории и методики преподавания изобразительного искусства (А. Д. Алехина, Н. Н. Анисимов, Г. В. Беда, Н.С.Боголюбов, О.И.Галкина, Т. С. Комарова, В. В. Корешков, В. С. Кузин, С.П.Ломов, Н. Н. Ростовцев, Л.Г.Савенкова, Н. П. Сакулина, Н. М. Сокольникова, Е. А. Флерина, Е. В. Шорохов, Т. Я. Шпикалова и др.;

системные исследования проблем высшего художественного и художественно-педагогического образования (Г. В. Беда, Н. С. Боголюбов, Л.В.Ершова, В. В. Корешков, В. С. Кузин, И. М.Раджабов, Н. Н. Ростовцев, А.С.Хворостов, Е. В. Шорохов и др.), в том числе творческого потенциала детей (Е.И. Игнатьев, Е. И. Николаева и др.).

Теоретическую основу исследования составили:

системный подход к анализу предмета исследования, его описанию и интерпретации (П. К. Анохин, С. И. Архангельский, В. П. Беспалько, И. В. Блауберг, Н. В. Кузьмина, В. Н. Садовский, Ю. П. Сокольников, Б. Г. Юдин, В. Д. Шадриков и др.);

системологический подход к анализу объекта исследования (Н.В.Бордовская, Т. Л. Качанова, В. И. Невская, О. Г. Прикот и др.);

аксиологическое обоснование проблемы человека и образования (Б.Г.Ананьев, Н. А. Бердяев, А. А. Бодалев, Б. С. Гершунский, Ф. Майор, В.М.Розин, Н. С. Розов, Л. Фейербах, Г. И Чижакова, В. Франкл и др.);

педагогико-антропологическое и акмеологическое обоснование проблем человека и профессионального образования (К. А. Абульханова, Б. Г. Ананьев, Б.М.Бим-Бад, Л. С. Выготский, Б. С. Гершунский, А. А. Деркач, В. П. Зинченко, А.К. Маркова, Н. В. Кузьмина, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. Д. Шадриков и др.);

положения компетентностного подхода в формировании личности профессионала (Э. Ф. Зеер, А. К. Маркова, А. М. Павлова и др.);

теоретические положения андрагогической науки (Л. Г. Грановская, М.Т.Громкова, С. И. Змеев, Л. Турос, П. Фюрте и др.);

теоретические основы формирования содержания образования (В.П.Беспалько, В. В. Краевский, В. С. Леднев, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, В.А.Сластенин, В. Д. Шадриков и др.);

теоретические основы проектирования непрерывного образования, в том числе и художественного (Л. И. Анциферова, В. И. Байденко, В. Н. Бобриков, А.А.Вербицкий, А. П. Владиславлев, В. А. Ермоленко, Г. П. Зинченко, Н.С.Иванова, Г. Л. Ильин, К. Г. Колтаков, О. Н. Олейникова, В. Н. Онушкин, В. Г. Подзолков, В.Н. Просвиркин, Т. В. Челышева и др.);

теоретические и методические положения по профессиональной подготовке учителей изобразительного искусства (А. С. Боголюбов, Е. И. Игнатьев, Т.С.Комарова, В. В. Корешков, В. С. Кузин, С. П. Ломов, И. М. Рязанцева, Н.Н.Ростовцев, Э. И. Сокольникова, Н. М. Сокольникова, Б. М. Теплов, А.С.Хворостов, Н. К. Шабанов, Е. В. Шорохов, Т. Я. Шпикалова, А. Л. Ковалев и др.);

положения по проектированию учебного процесса, в том числе и с использованием народного декоративно-прикладного искусства (В. П. Беспалько, Е.С. Вакуленко, М. П. Горчакова-Сибирская, Е. Н. Губанова, Н. В. Зарали, Д.А.Кемешев, М. В. Кларин, И. А. Колесникова, М. М. Левина, И. М. Раджабов, А.А.Сарбагышев, М. В. Соколов, В. П. Строков и др.

положения о гуманизации и гуманитаризации отечественного непрерывного образования (М. Н. Берулава, Д. Б. Богоявленская, И. А. Зимняя, В. П. Зинченко, Г.Б. Корнетов, М. В. Кларин, Н. Д. Никандров, А. И. Субетто и др.);

постулаты гуманистической психологии и педагогики, реализующиеся в субъектно-деятельностном и личностно ориентированном подходах к организации учебного процесса (К. А. Абдульханова, Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, П.Я.Гальперин, И. А. Зимняя, И. С. Кон, Н. В. Кузьмина, А. Н. Леонтьев, Л.А.Петровская, С. Л. Рубинштейн, В. В. Сериков, Н. Ф. Талызина, В. Д. Шадриков, И. С. Якиманская);

теоретические основы преемственности разных уровней образования, в том числе и непрерывного (С. О. Алексеева, Л. А. Горшунова, М. Б, Есаулова, А.Н.Ждан, Ю. А. Кустов, А. К. Орешкина, В. Н. Просвиркин, С. Н. Рягин и др.)

культурологический, этно-исторический подходы в формировании содержания национально-регионального компонента учебного плана государственных образовательных стандартов (Е. В. Бондаревская, Г. Н. Волков, Н.Б. Крылова, Ю. В. Рождественский, В. Д. Шадриков и др.);

методология совершенствования качества образования, объективизации оценочного отношения к свойствам личности на разных этапах непрерывного образования (В. И. Байденко, И. А. Зимняя, Н. А. Селезнева, А. И. Субетто, Ю.Г.Татур и др.).

В ходе решения поставленных задач использовалось диалектическое сочетание различных теоретических и практических методов исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования; системный анализ объектов педагогической деятельности и их моделирование; научное прогнозирование и проектирование, ретроспективный анализ; изучение и обобщение передового педагогического опыта; изучение результатов познавательной и творческо-прикладной деятельности обучающихся; методы педагогических измерений (анкетирование, тестирование, шкалирование); педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; методы математической статистики и др.

База исследования: исследование проводилось в МБОУ «СОШ № 6» города Канаш ЧР, МБОУ «Урмаевская СОШ» Комсомольского района ЧР; МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Ядрина Ядринского района Чувашской Республики (базовая школа); в образовательных учреждениях системы дополнительного образования: МБОУ ДОД «Центр детского творчества» г. Чебоксары, МБОУ ДОД «Чебоксарская детская художественная школа № 6 им. Акциновых» и др. Наряду с этим экспериментальной базой исследования были: БОУ СПО ЧР «Чебоксарское художественное училище (техникум)» Министерства культуры по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики, художественно-графический факультет ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования», Институт искусств ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет» и др.

Этапы исследования: исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа. Первый этап (2001-2003 гг.) – организационно-эмпирический – был посвящен изучению деятельности субъектов художественно-педагогического образования, осуществлялся анализ опыта переподготовки педагогов системы высшего профессионально-художественного образования, повышения квалификации учителей изобразительного искусства и черчения, организации системы допрофессионального образования; изучался опыт включения культуры, народного декоративно-прикладного искусства в образовательный процесс различных уровней. На данном этапе осуществлялась разработка замысла и методологического аппарата исследования, анализировалась научно-методическая литература по проблеме исследования, осуществлялся анализ нормативных документов образовательных учреждений художественно-педагогического образования, планировался мониторинг эффективности непрерывного художественно-педагогического образования Чувашии.

На втором этапе (2003-2010 гг.) – экспериментально-методологическом – определялась роль народного декоративно-прикладного искусства в непрерывном художественно-педагогическом образовании, вырабатывались концептуальные положения его проектирования; была разработана Научно-педагогическая концепция непрерывного художественно-педагогического образования региона; спроектирована и апробирована Модель ее реализации; разработана технология процесса личностного становления учителей изобразительного искусства в ходе реализации педагогического потенциала народного декоративно-прикладного искусства в непрерывном художественно-педагогическом образовании Чувашии; проводился мониторинг эффективности непрерывного художественно-педагогического образования Чувашии.

На третьем этапе (2010-2012 гг.) – завершающе-прогностическом – осуществлялось теоретическое оформление работы, формулировались выводы, прогнозировались основные пути дальнейших направлений исследования данной проблемы.

Научная новизна результатов исследования:

Разработана и теоретически обоснована системообразующая роль народного декоративно-прикладного искусства Научно-педагогической концепции непрерывного художественно-педагогического образования Чувашии.

Результаты исследования позволяют утверждать – решена крупная научная проблема: определены теоретические основы народного декоративно-прикладного искусства как системообразующего компонента научно-педагогической концепции непрерывного художественно-педагогического образования Чувашии.

Выявлены критерии и показатели сформированности профессиональных компетентностей учителей изобразительного искусства при реализации народного декоративно-прикладного искусства как системообразующего компонента в непрерывном художественно-педагогическом образовании Чувашии.

Спроектирована и экспериментально апробирована Модель реализации народного декоративно-прикладного искусства как системообразующего компонента Научно-педагогической концепции непрерывного художественно-педагогического образования Чувашии.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что:

внесен вклад в теорию и методику профессионального образования – решена крупная научно-педагогическая задача: разработаны методологические основы реализации народного декоративно-прикладного искусства как системообразующего компонента Научно-педагогической концепции непрерывного художественно-педагогического образования Чувашии;

определены социальные, культурные и педагогические предпосылки создания Научно-педагогической концепции непрерывного художественно-педагогического образования; осуществлен теоретико-методологический анализ сущности понятия «педагогический потенциал народного декоративно-прикладного искусства», определены его роль и место в условиях смены исторических типов культуры; уточнено понятие готовности к художественно-педагогической деятельности;

определена система принципов непрерывного художественно-педагогического образования, включающая: принцип целостности, системности, культуросообразности, преемственности, непрерывности и многомерности;

Выявлена взаимозависимость и взаимообусловленность компонентов Модели реализации народного декоративно-прикладного искусства как системообразующего компонента Научно-педагогической концепции непрерывного художественно-педагогического образования Чувашии.


загрузка...