Современные инструменты повышения эффективности оказания услуг контрольно-ревизионными органами (24.09.2012)

Автор: Наниев Руслан Петрович

НАНИЕВ РУСЛАН ПЕТРОВИЧ

СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННЫМИ ОРГАНАМИ

Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – сфера услуг)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук

Санкт-Петербург – 2012

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов».

Научный руководитель - доктор экономических наук, профессор

Петров Александр Николаевич

Официальные оппоненты: Войтоловский Николай Викторович доктор экономических наук, профессор

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов», заведующий кафедрой экономического анализа эффективности хозяйственной деятельности

Курочкина Анна Александровна

доктор экономических наук, профессор

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский торгово-экономический институт»

заведующая кафедрой менеджмента

Ведущая организация - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики»

Защита состоится «______» октября 2012 г. в ______ часов на заседании диссертационного совета Д 212.237.02 при Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов» по адресу: 191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21, ауд. _____.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов».

Автореферат разослан «______» сентября 2012 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета В.И.Сигов

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Достижение стратегических целей социально-экономического развития страны требует создания комплексной системы обеспечения государственной бюджетно-финансовой политики как ключевого элемента соответствующих федеральных программ реформирования и повышения эффективности экономики. Главным этапом на пути формирования прозрачного механизма реализации социальной и бюджетной политики становится внедрение стандартных форм государственного административно-финансового контроля и создание соответствующей нормативно-правовой базы, учитывающей как текущую структуру государственного управленческого аппарата, так и требования рынка. В таких условиях особую важность приобретает использование единообразных и всеобъемлющих мер контроля, исключающих возможность выпадения отдельных сфер экономики страны из правового поля ревизионной деятельности государства и общей системы бюджетного планирования и оценки результативности. Контрольно-ревизионные услуги, предоставляемые соответствующими органами на федеральном уровне, уровне субъектов РФ и отдельных ведомств должны, в этой связи, способствовать построению эффективного государственного управленческого механизма.

По мнению автора, установлению единых правил осуществления контрольно-надзорных функций в государственных управленческих структурах должно способствовать использование единообразных стандартов и принципов отчетности, регламентирующих порядок, сроки и перечень бюджетного финансирования, подлежащего ревизии и оценке.

По мере трансформации функции контрольно-ревизионных органов в организациях различных секторов экономики, происходит усиление роли управленческого администрирования и взаимосвязанного информационного обеспечения контрольной функции для построения эффективной системы принятия решений и контроллинга в рамках отдельных административных и бизнес-единиц.

По нашему мнению, на современном этапе развития информационных систем, призванных решить текущие задачи гармонизации управленческого учета и одновременно реализовать функции финансового и административного контроля, необходимо, с одной стороны, учитывать особенности информационного обмена, присущего данному хозяйствующему субъекту или административному органу, с другой, – использовать готовые модульные решения, позволяющие действовать в рамках стандартов принятия управленческих решений. Кроме того, в современных условиях развития контрольно-ревизионных услуг, расширяется потребность внедрения информатизационно-программных инструментов в деятельность государственных ведомств, вовлеченных в предоставление социально значимых услуг. Вопросы организации прозрачной системы учета бюджетных средств, принятия социально значимых управленческих решений в данном случае неотъемлемо связаны с автоматизацией процесса внутреннего и внешнего взаимодействия управленческих и контролирующих подразделений таких ведомств.

Что касается негосударственного сектора экономики, то основные направления информатизации контрольной функции организации должны, на наш взгляд, в большей степени затрагивать аспекты программно-целевого планирования, управленческого учета, внутреннего аудита и методической поддержки с целью повышения рыночных показателей текущей и долгосрочной деятельности хозяйствующего субъекта. При этом, информационная составляющая должна являться не отдельным механизмом, прилагаемым к существующей модели бизнес-процессов предприятия, а быть частью новой системы организации, постановки задач и контроля их выполнения.

Разработанность темы исследования. Анализ специальной литературы позволяет определить в качестве основы теоретических исследований труды отечественных и зарубежных ученых, в которых разрабатывались общие вопросы контроля, оказания контрольно-ревизионных услуг, внедрения контроллинга в различных секторах экономики, реализации бюджетной политики и частные направления, ограниченные предметной областью диссертации.

В отечественной литературе вопросами государственного финансового контроля занимались Абросимов И.Д., Агапцов С.А., Бурцев В.В., Воронин Ю.М., Кабашкин В.А. и др.

Основы внедрения контроллинга рассматривали Ананькина Е.А., Аникандров А., Бодрова Е.Е., Данилочкин С.В., Карминский А.М., Сафаров А. и др.

Сущностные положения бюджетной системы исследовали Афанасьев М.П., Врублевская О.В., Годин A.M., Максимова Н.С., Нестеренко Т.Г. и др.

Изучали особенности информационного обеспечения контроллинга Жаркина Л.В., Коптелов А.К., Нестерова Т.А. и др.

Целью работы является повышение эффективности использования рыночных инструментов в процессе оказания услуг контрольно-ревизионными органами.

В соответствии с определенной целью в диссертационном исследовании поставлены следующие задачи:

рассмотреть отраслевые и территориальные аспекты функционирования контрольно-ревизионных органов;

исследовать влияние контроллинга на процесс реализации контрольно-ревизионной функции в негосударственном секторе экономики;

провести анализ актуальных инструментов реализации контрольно-ревизионных услуг в государственных организациях;

оценить имеющийся опыт внедрения современных инструментов управленческого учета в организации как основу новых форм контрольно-ревизионной деятельности;

обосновать основные направления совершенствования оказания контрольно-ревизионных услуг;

разработать эффективный механизм внедрения контроллинга в различных секторах экономики.


загрузка...