Управление системой оценки качества услуг высшего образования на мезо- и микроуровнях (24.09.2012)

Автор: Беденко Надежда Николаевна

Следуя выше обозначенной концепции в диссертационном исследовании разработана интегративная модель ВСМК (ИМ ВСМК) (от лат. integer – целый), под которой следует понимать некую целостную абстрактную конструкцию, базирующуюся на упорядоченной совокупности целей, задач, принципов, критериев, и отражающей все стороны деятельности ОУ в области качества, включая процессы по ее упорядочению. Нам представляется, что подобным образом может быть сконструирована ИМ ВСМК, которая образована на основе модели ЕFQM, ССП, стандартов ИСО. Основные параметры ИМ ВСМК включают: цель и область применения, уровень отражения миссии и политики в области качества, связь со стратегией развития, связь с организационной структурой управления, базовые фундаментальные концепции, наличие механизма оценки, результативность применения, эффективность применения, уровень интеграции элементов ИМ ВСМК и др.

На основе сформированной концепции ИМ ВСМК, доказана необходимость поэтапного внедрения модели. Обоснованы три этапа формирования ИМ ВСМК (проектирование, внедрение, развитие), что позволит осуществлять действия системно, достичь поставленной цели в установленные сроки и в пределах запланированных расходов, а также минимизировать потенциальные риски проекта.

Предлагаемая СОКУВО на мезо- и микроуровнях согласуется с принципиальной основой ОСОКО. Внедрение предлагаемой модели позволит: построить упрощенную двухуровневую систему оценки качества высшего образования: вуз - регион; сократить объем ресурсного обеспечения на оценочные процедуры; максимально учесть территориальную специфику функционирования ОУ; органично соединить внутренние и внешние процедуры оценки качества высшего образования; максимально ориентировать деятельность ОУ высшей школы на запросы и требования всех заинтересованных сторон, включая и региональный рынок труда и др.

5. Разработана модель организационно-экономического механизма управления повышением качества услуг высшего образования на мезо- и микроуровнях», под которым понимается совокупность принципов, методов, инструментов, показателей, а также способов их взаимосвязи и взаимодействия в области качества высшего образования, позволяющих оценить и улучшить исходное и новое (обновленное) состояния образовательной системы, протекающие процессы, а также конечный результат ее функционирования – качество подготовки выпускников.

Классическое определение системы как совокупности взаимосвязанных и взаимодополняющих элементов, объединенных единой целью, исследование высшей школы как сложной социально-экономической системы, состоящей из общности подсистем более низкого уровня, а также возникающая необходимость изучения и измерения взаимосвязей между элементами системы высшего образования позволило сформулировать понятие «организационно-экономического механизма управления повышением качества услуг высшего образования на мезо- и микроуровнях». Он трактуется как совокупность методов, инструментов, показателей, а также способов их взаимосвязи и взаимодействия в области качества высшего образования, позволяющих оценить и улучшить исходное и новое (обновленное) состояния образовательной системы, протекающие процессы, а также конечный результат ее функционирования – качество подготовки кадров.

Эффективность деятельности таких сложных систем как образовательная, во многом зависит от применяемых механизмов, а результатом при этом будет принципиально новое состояние исходной системы и/или воспроизведение исходной системы с новыми более качественными характеристиками, что позволит улучшить ее конечный результат – качество услуг высшего образования.

В виду высокой общественной значимости результатов деятельности учреждений высшей школы, неотъемлемой частью предлагаемого организационно-экономического механизма должна быть система оценочных показателей, позволяющая оценить все направления деятельности ОУ (как финансовые, так и нефинансовые). Концепция формирования организационно-экономического механизма управления повышением качества услуг высшего образования на мезо- и микроуровнях представлена на рис. 4.

Применение организационно-экономического механизма управления повышением качества услуг высшего образования на мезо- и микроуровнях позволит органично соединить разрозненные оценочные процедуры на уровне связки «вуз-регион», что создаст условия для обеспечения требуемого качества подготовки кадров на всей территории РФ. Кроме этого, активно протекающие глобализационные и интеграционные процессы в мировом образовательном пространстве, а также наметившихся тенденции развития рынка образовательных услуг вызывают необходимость управления качеством на всех уровнях управления системой (международном, национальном, региональном, субъектном).

Рис. 4. Концепция организационно-экономического механизма управления повышением качества услуг высшего образования на мезо- и микроуровнях

Разработана модель организационно-экономического механизма управления повышением качества услуг высшего образования на мезо- и микроуровнях, которая представлена в диссертационном исследовании в структурно-содержательном и графически-пространственном форматах. Она является целостной абстрактной конструкцией, состоящей из нескольких элементов (системы оценочных показателей, принципов их применения в сфере высшего образования, инструментов и методов решений задач в области повышения качества высшего образования, алгоритмов проведения оценочных процедур и др.), а также уровней и направлений взаимосвязей между ними, сконструированную в целях управления повышением качества услуг высшего образования, как на уровне отдельного высшего учебного заведения, так и в рамках региональной образовательной системы.

В качестве объекта управления выступает качество услуг высшего образования, оценка которого осуществляется в рамках двухуровневой модели (СОКУВО на микро- и мезоуровнях, разработанной автором). Предусмотрены два алгоритма действий в случае соответствия или несоответствия качества услуг высшего образования требованиям заинтересованных сторон. В первом варианте управленческие решения направлены на стабилизацию и усиление положительных тенденций, внедрении инноваций в ОУ и т.п. Во втором – проектируются управленческие решения, реализация которых позволит устранить выявленные несоответствия. Смоделирована ситуация увеличения затрат на управление системой, что потребует поиска новых и/или дополнительных источников финансирования ОУ.

???????????@

???????

*разования IEQE (Integral Estimation of Quality Education).

Многокритериальность и многоуровневость задач в области оценки качества услуг высшего образования требует применения сложного и понятного для восприятия оценочного механизма. В исследовании обосновано использование для этих целей ССП.

На основе анализа мирового опыта внедрения ССП в сфере ВПО, автором исследована гипотеза об изменении классического перечня разделов ССП и добавлении дополнительного раздела – «качество образования». Однако при более детальной проработке вопроса выяснилось, что показатели и индикаторы, касающиеся этой части, повторяются в других разделах, что свидетельствует о нецелесообразности подобных изменений.

Установлено, что несмотря на пересмотр в 2011 г., система аккредитационных и лицензионных показателей для ВПО далека от совершенства, не учитывает ряд важных направлений деятельности ОУ (например, наличие стратегии развития, политики и миссии в области качества, механизмов оценки степени удовлетворенности всех заинтересованных сторон, эффективность международной и финансовой деятельности и др.), т.е. требуется их дополнение. В диссертационном исследовании определено, что ССП, используемая для оценки деятельности ОУ высшей школы, должна включать: стратегические цели, индикаторы, целевые значения индикаторов, стратегические мероприятия; систему показателей, в которой взаимоувязаны финансовые и нефинансовые аспекты деятельности. В диссертационном исследовании доказано, что каждый элемент авторской трактовки понятия «качество услуг высшего образования» должен найти свое отражение в специализированной ССП путем прямого или «амортизационного» (по частям) перенесения (рис. 5.).

Рис. 5. Уровни взаимосвязей ССП для ВПО и понятия «качество услуг

высшего образования»

Формирование ССП для высшей школы должно строиться с учетом определенных принципов как необходимой основы достижения эффективности системы управления ОУ ВПО: принцип комплексности; принцип адаптации; принцип последовательности; принцип сбалансированности; принцип трансформации стратегических целей в оперативные действия; принцип отражения в ССП элементов понятия «качество услуг высшего образования» и др. Структура ССП для ОУ ВПО представлена в табл. 2.

Таблица 2

Характеристика структуры ССП в классическом варианте и в проектном предложении для высшей школы

Классический вариант построения ССП организации Проектный вариант ССП ОУ высшей школы

Процессы Процессы

Финансы Финансы

Клиенты/рынок Заинтересованные стороны

Инфраструктура/сотрудники -

- Потенциал и развитие

Два раздела («процессы» и «финансы») идентичны по названию, хотя наполняемость показателями различается – проектный вариант ССП учитывает специфику образовательной сферы. Раздел «Клиенты/рынок» трансформирован в раздел «заинтересованные стороны», причем изменения коснулись и его названия и содержания в виду высокой значимости результатов деятельности ОУ. Раздел «Инфраструктура/сотрудники» исключен из перечня потому, что показатели этого раздела органично вписались в разделы «Процессы» и «Заинтересованные стороны». Дополнительно введен раздел «Потенциал и развитие» в связи с тем, что совершенствование деятельности ОУ ВПО на основе эффективного использования имеющегося потенциала – верный путь к организационно-экономическому совершенству.

Автором разработана специализированная ССП для высшей школы включающая 55 показателей и 305 индикаторов, сгруппированных в 4 раздела. В исследовании представлены эталонные значения всех показателей и индикаторов, которые сформированы на основе нормативно-правовых документов, данных Росстата, результатов мониторинга высшей школы. Доказано, что ССП для высшей школы целесообразно формировать в различных вариантах.

Определены и обоснованы требования к показателям и индикаторам ССП для ВПО: исключение дублирования; доступность источников, являющихся базой получения информации; согласованность показателей и индикаторов; формирование показателя один раз; способность к быстрому редактированию при необходимости; наличие «скелетной структуры» системы показателей; приведенность всех индикаторов и показателей к количественной основе; более высокий уровень показателей должен достигаться при их росте и др.

В связи с многовариантностью применения ССП в высшей школе разработан алгоритм расчета показателя интегральной оценки качества образования IEQE (Integral Estimation of Quality Education)» на условиях:

, ориентированного на максимум;

определения фактических значений первичных индикаторов;

нормирования фактических значений первичных индикаторов относительно эталона.

(формулы 3, 4):

1) при равнозначных исходных данных:

где f – оцениваемые разделы деятельности;

q – количество подразделов;

i – подразделы деятельности, n – количество блоков показателей по соответствующим разделам;


загрузка...