Управление системой оценки качества услуг высшего образования на мезо- и микроуровнях (24.09.2012)

Автор: Беденко Надежда Николаевна

– новое (обновленное) состояние системы как результата совершенствования управления системой;

– показатели оценки действий по совершенствованию управления системой, при условии, что i – число действий.

В диссертационном исследовании обосновано, что совершенствование управления СОКУВО на микро- и мезоуровнях целесообразно осуществлять с применением различных научных подходов: концептуально-методологического, потребительского, регионального, инновационного, синергетического, экономико-квалиметрического, маркетингового, структурно-аналитического, процессного, ситуационно-факторного, системного, интеграционного и др.

Реализация представленной концепции позволит научно обосновать формирование (корректирование) стратегии развития как образовательной системы высшей школы, так и ОУ. В качестве приоритетных направлений развития сектора высшего образования в современных социально-экономических условиях определены следующие: интеграция в мировое образовательное пространство; повышение конкурентоспособности ОУ; обеспечение инновационного характера развития; повышение эффективности системы управления; совершенствование отдельных направлений деятельности ОУ; повышение качества подготовки выпускников и др.

3. Предложена авторская трактовка понятий «услуги высшего образования», «качество услуг высшего образования», применение которых на практике создает условия для формирования единой методологической платформы оценочных процедур на мезо- и микроуровнях в целях повышения их результативности, эффективности, сопоставимости результатов.

В качестве базового представлена авторская трактовка понятия «услуги высшего образования» как комплекса обучающих и воспитательных действий, направленных на формирование системы общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с потребностями и запросами личности, общества и других представителей заинтересованных сторон.

В исследовании определено, что качество услуг высшего образования (качество высшего образования) – это обобщенная характеристика уровня соответствия деятельности ОУ законодательным нормам, стандартам, требованиям рынка и всех заинтересованных сторон, включающая: качество системы управления ОУ; качество процессов и их ресурсного обеспечения; качество выпускников; качество потенциала ОУ.

) можно представить в следующем виде (формула 2):

– качество системы управления ОУ;

– качество процессов и их ресурсного обеспечения;

– качество выпускника;

– качество потенциала ОУ.

Под качеством системы управления ОУ понимается результативность и эффективность системы управления высшим учебным заведением, оценка которых может успешно осуществляться в рамках ВСМК.

Качество процессов и их ресурсного обеспечения. Качество функционирования и развития современного ОУ во многом зависит от качества всех внутривузовских процессов, которые в обобщенном виде подразделяются на основные, вспомогательные и процессы управления.

Под «качеством выпускника» следует понимать качество формирования профессиональных и общекультурных компетенций выпускников.

Качество потенциала ОУ. Определяется исходя из определения потенциала ОУ как совокупности ресурсов и возможностей, определяющих ожидаемые характеристики его развития при тех или иных сценариях изменения окружающей среды. В данном контексте оценку результатов деятельности ОУ ВПО целесообразно сформировать по следующим основным направлениям: использование организационно-структурного, научного, кадрового, информационно-методического, финансового, материально-технического, социального потенциалов; качество подготовки выпускников; интеграция в мировое образовательное пространство и др.

4. Сконструирована модель системы оценки качества услуг высшего образования на мезо- и микроуровнях в рамках моделирования совершенствования управления оценочными процедурами в области качества высшего образования на уровне субъектов РФ. Обосновано, что неотъемлемым ее элементом является интегративная модель внутривузовской системы менеджмента качества, базирующаяся на модели EFQM, стандартах ИСО, ССП с декомпозицией поэтапного внедрения. Доказано, что это позволит создать независимую и эффективную систему контроля и оценки качества услуг высшего образования в субъектах РФ.

Разработанная модель СОКУВО на мезо- и микроуровнях представляет собой некую целостную абстрактную конструкцию, содержащую цели, задачи, принципы, показатели в области оценки качества услуг высшего образования на уровне взаимосвязи: вуз–регион. Она включает внутривузовский и региональный оценочные уровни. В целях формировании предлагаемой модели нам представляется возможным:

выделить из компетенции Минобрнауки РФ функционал, связанный с контролем и оценкой качества образования, создать независимый государственный орган исполнительной власти по контролю качества образования, имеющий региональные управления, или наделить новыми полномочиями (реформировать) уже имеющиеся региональные органы исполнительной власти, осуществляющие управление образованием в части расширения области компетенции;

внести изменения в законодательство РФ, регулирующее образовательную сферу, в части перераспределения отдельных функций и полномочий между федеральным органом исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ.

Предлагаемая модель представляет собой новый мезорегулятор оценки качества услуг высшего образования, преимущества и недостатки введения которого подробно охарактеризованы в диссертационном исследовании.

Организация СОКУВО на мезоуровне должна осуществляться в соответствии с принципиальной основой ОСОКО, что подтверждается основными характеристиками деятельности Регионального аккредитационного агентства (в рамках формирования «жесткой региональной модели») и деятельности Управления по контролю качества образования при Департаментах образования субъектов РФ (в рамках формирования «мягкой региональной модели»), обоснованными в диссертационном исследовании.

Варианты реализации проекта представлены в табл. 1. В любом варианте СОКУВО на мезо- и микроуровнях обязательным является наличие ВСМК.

Таблица 1

Варианты модели СОКУВО на мезо- и микроуровнях

Вариант Наименование органа

управления Основные полномочия

Первый

вариант – жесткая

региональная модель Региональное аккредитационное агентство (входящее в состав независимого Государственного органа по контролю качества образования) Государственный контроль качества высшего образования, надзор в сфере образования, включая процедуры аккредитации и лицензирования

Второй

вариант – мягкая

региональная модель Управление по контролю качества образования (входящее в состав независимого Государственного органа по контролю качества образования) Государственный контроль качества высшего образования, надзор в сфере образования

Разработанная модель системы управления качеством услуг высшего образования на мезо- и микроуровнях (первый вариант) представлена на рис. 3.

ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

ПРОЦЕССЫ УПРАВЛЕНИЯ

Рис. 3. Модель СОКУВО на мезо- и микроуровнях

Основные параметры СОКУВО на мезо- и микроуровнях представлены по критериям: объекты оценки; субъекты оценки; уровень связи с ССП; сроки проведения оценочных процедур (на основе методики оценки качества образования А.М. Новикова, Д.А. Новикова). Кроме этого, в рамках СОКУВО предлагается сформировать систему государственно-

общественных органов управления качеством образования на мезоуровне как дополнительные гарантии качества высшего образования: Региональная комиссия по защите прав потребителей услуг высшего образования; Региональный центр государственно-общественного контроля качества образования; Региональная премия качества в области образования; Попечительский совет регионального фонда развития и повышения качества образования и др. Деятельность региональных аккредитационных агентств должна соответствовать Европейским стандартам и директивам по внутренней и внешней гарантии качества в высшем образовании и обеспечивать: защиту национальных академических стандартов высшего образования и потребителей услуг; независимость и объективность аккредитационных процедур; публичное распространение информации об ОУ и ООП; улучшение и развитие качества высшего образования и др.


загрузка...