Организационно-методическое обеспечение развития аутсорсинга ИТ-услуг (24.09.2012)

Автор: Беликов Дмитрий Васильевич

В последние годы в экономической среде появилось новое понятие «аутсорсинг информационных технологий (ИТ)». Теоретические проблемы аутсорсинга являются основным объектом исследования ряда монографий. Практически аутсорсинг ИТ активно внедряется в деятельность многочисленных российских компаний различного профиля деятельности.

Развитие аутсорсинга в сфере информационных технологий обусловлено стремительным ростом информатизации бизнеса, сложностью обслуживания ИТ-процессов, а также высокой спецификой подобных процессов. На сегодняшний день ИТ-аутсорсинг представляет собой сформировавшуюся форму оказания услуг, которая развивается вместе с рынком информационных технологий.

Существуют различные подходы к определению сущности

ИТ-аутсорсинга: данное понятие рассматривается как с точки зрения разных практических подходов (аутсорсинг как инструмент снижения затрат, повышения качества обслуживания, доступа к умениям и навыкам, минимизации рисков), так и различных теоретических основ (экономической теории, теории транзакционных издержек, теории управления, теории принятия решений). В качестве предпосылок возникновения и развития аутсорсинга рассматривается ожидаемый эффект от его применения (таблица 1).

Таблица 1

Сравнительная характеристика научных подходов

к обоснованию целесообразности ИТ-аутсорсинга

Теории Предпосылки применения аутсорсинга

Неоклассическая

экономическая

теория Клиент сокращает производственные издержки

на ИТ за счет экономии на масштабах, которая обеспечивается специализацией поставщика ИТ-услуг

Теория ключевой компетентности Опыт и технологии поставщиков позволяют

выполнять ИТ-функции более качественно

Экономика транзакционных издержек Неспецифичные активы передаются провайдеру,

что снижает затраты на координацию действий

Теория границ

компании Аутсорсинг позволяет сократить управленческий аппарат, выводя часть внутренних функций

Теория зависимости от ресурсов Аутсорсинг открывает клиенту быстрый доступ

к ресурсам (опыт, технологии) провайдера

Теории социального обмена Взаимодействие субъектов аутсорсинга дает

синергетический эффект (экономический результат

от совместной деятельности превышает результат действий по отдельности)

Теория реинжениринга бизнес-процессов Аутсорсинг бизнес-процессов является частью

общей программы реструктуризации организации-клиента в рамках реинжениринга

Анализ теоретических взглядов различных научных школ на экономические предпосылки возникновения аутсорсинга в сфере оказания ИТ-услуг позволил уточнить данное понятие применительно к современной практике хозяйствования.

ИТ-аутсорсинг определяется автором как организационно-экономическая форма стратегического сотрудничества, в процессе которого ИТ-функции организаций-клиентов в целях достижения конкурентных преимуществ передаются на выполнение профессиональными провайдерами ИТ-услуг. При этом независимый внешний исполнитель (аутсорсер) привлекает, организует и использует факторы производства в интересах заказчика, для выполнения задачи или функции в соответствии с требованиями клиента. Данная форма взаимодействия строится на долгосрочной основе, характеризуется стратегическим и партнерским характером отношений между субъектами, взаимной выгодой, высокой технологичностью предоставляемых услуг.

Стоит отметить, что в настоящее время развиваются все новые организационные схемы реализации аутсорсинга информационных технологий. Систематизация разновидностей аутсорсинга информационных технологий осуществляется по ряду признаков: организационно-правовая форма взаимоотношений с поставщиком ИТ-услуг; охват ИТ-функций, передаваемых на аутсорсинг; прикладная область; степень участия аутсорсера в бизнес-процессах заказчика; географическое положение поставщика услуг.

Представляется необходимым дополнение существующих типологий аутсорсинга еще одним классификационным признаком, а именно технологией доступа к информационным ресурсам (табл. 2). Согласно данному признаку аутсорсинг можно разделить на традиционный (локальное размещение и поддержка ИТ-активов заказчика) и предоставление аутсорсинга с привлечением технологии «облачных вычислений» (программное обеспечение как сервис, инфраструктура по подписке и т.д.) Применение «облачных технологий» становится одним из наиболее важных факторов развития рынка ИТ-услуг и аутсорсинга. Основными преимуществами облачных технологий являются централизация предоставления стандартизированных ИТ-сервисов независимо от географического положения заказчика, а также разрыв прямой связи аутсорсинга с определенными человеческими ресурсами и локальными ИТ-системами.

Таблица 2

Основные виды аутсорсинга информационных технологий

Классификационный признак Виды аутсорсинга

Организационно-правовая форма взаимоотношений

с поставщиком ИТ-услуг передача ИТ-функций дочерней компании

создание совместного предприятия

с поставщиком ИТ-услуг

распределение ИТ-функций между несколькими провайдерами (мультисорсинг)

централизованная передача ИТ-функций на внешнее обслуживание (генеральный подрядчик)

Охват ИТ-функций, передаваемых на аутсорсинг выборочный (частичный)

полный аутсорсинг


загрузка...