Формирование профессиональной компетенции менеджера в области операционного менеджмента в условиях интегрированной подготовки в вузе (24.09.2012)

Автор: Коробейщикова Елена Анатольевна

1. Профессиональная компетенция менеджера в области операционного менеджмента предполагает необходимый и достаточный комплекс компонентов, определяемых целевыми (обеспечение финансовой и производственно-технической устойчивости предприятия) и операционными (управление и мониторинг экономических процессов реального производственного сектора) функциями деятельности специалиста данного профиля, а именно: организационно-аналитический компонент (разработка экономических задач, аналитика, управление производственной деятельностью и ее результатами); мотивационно-функциональный компонент (умения аргументировать и передавать оперативную информацию, проявлять личный стиль при решении профессиональных задач, поддерживать корпоративный стиль управления и профессиональные коммуникации); когнитивный компонент (определяющий наличие теоретических и практических знаний, необходимых для выполнения профессиональной деятельности), презентационный компонент (характеризующий способность избирательно использовать и на высоком интеллектуальном уровне проявлять компетентность при решении профессиональных задач) и другие компоненты.

Эффективность формирования профессиональной компетенции менеджера в области операционного менеджмента может быть достигнута посредством взаимовыгодного интеллектуального и социально-коммуникативного взаимодействия в едином образовательном пространстве «вуз-предприятие». Выделение комплекса компонентов профессиональной компетенции, требуемых для продуктивной деятельности экономиста в области операционного менеджмента, а также авторская трактовка их понятия, раскрытие концепта «интегрированная подготовка экономистов в области операционного менеджмента в вузе» имеют основополагающее значение в решении проблемы повышения качества подготовки менеджеров данного профиля в вузе.

2. Модель подготовки менеджеров в области операционного менеджмента в условиях интегрированного обучения в вузе на уровне целей (контента программы «Производственно-профессиональная практика» (8, 9, 10 семестры), комплекса профессионально ориентированных проектных заданий (финансово-аналитических, производственно-технологических и задач исследовательского типа) в рамках мультидисциплинарных связей: «Стратегический менеджмент» (9 семестр), «Курсовая научно-исследовательская работа студента» (9, 10 семестры); «Комплексный экономический анализ при принятии управленческих решений» (10 семестры) и др.); технологий реализации (технология интерактивного и проекторного обучения); факторов единого образовательного пространства «вуз-предприятие» (единые корпоративные образовательные и производственные цели, единое информационное пространство, взаимодополняющие материально-технические ресурсы и кластеры, социально-правовые и экономические договора).

3. Оптимальные педагогические условия формирования профессиональной компетенции менеджера в области операционного менеджмента, которые заключаются в следующем: 1) интеллектуальном и социально-коммуникативном взаимодействии в едином образовательном пространстве «вуз-предприятие»; 2) целостном проекте практико-ориентированной подготовки будущего специалиста, где базовой составляющей является производственно–профессиональная практика (8, 9, 10 семестры); 3) создании мультимедиа информационной образовательной среды «вуз-предприятие» прохождения производственной практики, а также привлечения компетентностных специалистов предприятия к образовательному процессу; 4) предоставлении студентам вариативных схем и форм подготовки курсового проекта по дисциплине «Комплексный экономический анализ при принятии управленческих решений» (индивидуальной, парной, групповой и коллективной).

4. Комплексная методика диагностики уровня сформированности (подготовительного, фрагментарно-репродуктивного, оценочно-информационного и конструктивного) профессиональной компетенции экономистов операционного менеджмента в условиях интегрированной подготовки в вузе, которая заключается в оценке результатов прохождения этапов производственной практики, выполнении курсового проекта по дисциплине «Комплексный экономический анализ при принятии управленческих решений» (10 семестр), а также промежуточном оперативном анализе результатов обучения средствами автоматизированного мониторинга «электронный вуз».

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе проведения производственно-профессиональной (экономической) практики на основе интегрированной системы обучения «на опережение» (по 17 недель – 8, 9, 10 семестры) в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский государственный индустриальный университет» (ФГБОУ ВПО «МГИУ»). Основные положения и результаты исследования сообщались и обсуждались на заседаниях Научно-методического совета МГИУ, Государственного института новых форм обучения, Международного института новых форм обучения «ИНФО-Рутения» и др. (2007-2008 гг.). Начиная с 2007 г., материалы диссертации освещались в сборниках научных трудов МГИУ и других вузов, в журналах «Вестник Московского университета МВД России», «Известия МГИУ» и др., вошли в учебные пособия по профессионально-педагогическому образованию, имеющие рекомендации УМО по ППО МОН РФ.

Положения и выводы исследования докладывались диссертантом на ежегодных заседаниях методических советов Межвузовского научно- образовательного центра инженерного творчества и Международного научного центра непрерывного креативного образования, на постоянно действующем в МГИУ Межвузовском научном семинаре по интегрированной системе обучения, на заседаниях кафедры «Профессиональная педагогика и креативное образование» МГИУ. Апробация и внедрение результатов исследования в профессионально-педагогическую практику осуществлялись на всех этапах исследования. Результаты исследования внедрены в учебный процесс непрерывного профессионального образования университетского комплекса МГИУ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы (более 180 наименований) и приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы исследования, поставлена проблема, определены объект и предмет, цель, сформулированы гипотеза и задачи исследования, его теоретические и методологические основы, охарактеризованы научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, сформулированы основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические основы формирования профессиональных компетенций экономистов в области операционного менеджмента в условиях интегрированной подготовки в вузе» проведен анализ проблемы формирования профессиональной компетенции менеджера в области операционного менеджмента в условиях интегрированной подготовки в вузе; рассмотрена сущность понятий «профессиональная компетенция менеджера в области операционного менеджмента», а также уточнен концепт «условие интегрированной подготовки экономистов в области операционного менеджмента в вузе».

Педагогика является одной из ведущих наук, посредством которой через подготовку квалифицированных кадров решаются приоритетные задачи современной экономики и общества. По мере роста масштабов производства, усложнения его структуры и объемов, развития специализации и кооперирования, углубления разделения труда усложнялись и расширялись задачи управления производством. Поэтому современный менеджер на производстве – это оперативный управленец, обладающий комплексом компетенций в области операционного менеджмента, оперативно анализирующий и моделирующий управленческие решения посредством точных расчетов, разрабатывающий стратегические бизнес-процессы при непрерывном мониторинге экономических операций в условиях быстро меняющейся внешней среды (А.В. Барышева).

Продолжительность обучения специалиста в вузе соизмерима с периодами смены поколений информационных средств и парадигм теории в науке, поэтому подготовка будущего специалиста экономического профиля должна быть основана на его возможности не только воспринимать существующие основные экономические категории, но и понимать тенденции их инновационного развития, которые ориентированы на будущее. Отметим, что в ФГОС ВПО (третьего поколения) понятие «компетентность» выведено из списка терминов и определений. В связи с этим выявлению перечней профессиональных компетенций, заданных ФГОС высшего профессионального образования при разработке учебных планов, рабочих программ учебных дисциплин модульного типа, производственных практик, системы оценки качества выпускников посредством компетентностного подхода, требует детального научного исследования. Под компетентностным подходом мы понимаем метод моделирования результатов образования и их представления посредством полученной компетентности, которая, в свою очередь, определяет номенклатуру профессиональных компетенций, которые раскладываются по научному содержанию соответствующих дисциплин и других учебных мероприятий, включая производственную практику. Как показали наши исследования, профессиональные компетенции формируются и развиваются не только через усвоение содержания образовательных программ, но в значительной степени самой образовательной средой вуза и используемыми образовательными технологиями соответственно.

Наши исследования выявили, что динамичное развитие множества форм и векторов современной консолидации экономической и интеллектуальной взаимосвязи между вузом и работодателем с целью подготовки специалиста под «конкретное рабочее место» подтверждает эффективность концептуальной теории интегрированной системы обучения (ИСО), которая уже более 50 лет является базовой в организации обучения в МГИУ и других родственных ему вузах, и согласно которой «эффективность обучения в вузе находится в прямой зависимости от уровня интеграции теоретической и практической подготовки, условий профессионального развития и социализации студента, а также его мотивации к продуктивной производственной деятельности» (Н.Г. Хохлов). В то же время мы выявили, что подготовка кадров в условиях интегрированного обучения пока не получила широкого применения в высшей экономической школе, и не имеет научно-обоснованных путей диверсификации и достаточного обоснования социально-экономической целесообразности ее широкого применения. Как показала практика, выпускники экономических специальностей, будущие менеджеры в области операционного менеджмента должны иметь более глубокую подготовку к производственной, организационно-управленческой, информационно-аналитической и предпринимательской видам деятельности, что возможно достигнуть при увеличении времени прохождения и повышения качества производственной (экономической) практики студентов в вузе.

В рамках выявленных противоречий (стр.5,6) целями нашего исследования являлась разработка модели формирования профессиональной компетенции менеджера в области операционного менеджмента в вузе, а также педагогических условий и научно-методического обеспечения ее сопровождения. В своем исследовании нами определена необходимость уточнения понятийно-терминологического аппарата по проблеме исследования, который установил, что: 1) операционный менеджмент (operations management) - это деятельность, связанная с разработкой организационных систем, обеспечивающих максимально эффективное использование материалов, человеческих ресурсов, оборудования и производственных помещений в процессе изготовления продукции или оказания услуг и управление ими; 2) профессиональная компетенция менеджера в области операционного менеджмента определяет комплексную готовность специалиста данного профиля осуществлять управление операционной системой предприятия, решать экономические задачи конкретного производства: от начального цикла (проекта) до получения результата (продукции), при этом обладать следующими личностными качествами: организаторскими способностями, оперативным мышлением, инновационным мышлением и корпоративной культурой; 3) профессиональная компетентность менеджера в области операционного менеджмента понимается нами как интегральная характеристика его деятельности, обеспечивающая успешность выполнения им должностных обязанностей посредством всех составляющих профильной компетенции. Рассмотрим данные понятия более подробно.

Исследования выявили, что современная система подготовки кадров в вузе опирается на модель специалиста, так как без определения системы требований к выпускникам вузов со стороны работодателей трудно организовать учебный процесс на всех уровнях его подготовки, т.е. модель специалиста рассматривается как описательная характеристика выпускника вуза, способного решать практические задачи в определенной сфере. С целью раскрытия компонентов обозначенной профессиональной компетенции менеджера в нашей работе уточнялись понятия «модель специалиста» и «занимаемая должность», которые существуют в любой профессии. Связующим звеном в системе «профессия-должность» является профиль должности, определяющий: профессионально-квалификационные задачи, выполняемые функции в профессии, требуемые компоненты профильной компетенции, социально-личностные требования к специалисту. «Конкретная модель по конкретной специальности будет отличаться целями, функциями, компетенциями, качествами, знаниями, решающими правилами, критериями достижения цели, информационным обеспечением и требованиями к личностной характеристике» (В.Д. Шадриков).

????¤?¤?$????????

???????????§?одель специалиста выступает определенным перечнем всех требований, которые предъявляет практика к выпускнику вуза, а значит они должны учитываться и при разработке учебных планов в соответствии с рекомендациями работодателей и данными о прогнозировании развития наукоемких производств и крупных социально-экономических проектов.

Профессиональные компетенции мы также подразделяем на базовые (или сквозные) компетенции, которые оказываются «востребованными» сразу во многих видах профессиональной деятельности, и профильные компетенции, применение которых ограничено рамками определенной профессии, специальности или специализации. Формированию именно профильной компетенции экономиста в области операционного менеджмента посвящено наше исследование, которое выявило, что профессиональная компетенция менеджера в области операционного менеджмента предполагает необходимый и достаточный комплекс компонентов, определяемых целевыми (обеспечение финансовой и производственно-технической устойчивости предприятия) и операционными (управление и мониторинг экономических процессов реального производственного сектора) функциями деятельности экономиста данного профиля, а именно: организационно-аналитический (разработка экономических задач, аналитика, управление производственной деятельностью и ее результатами); мотивационно-функциональный (умения аргументировать и передавать оперативную информацию, проявлять личный стиль при решении профессиональных задач, поддерживать корпоративный стиль управления и профессиональные коммуникации); когнитивный (определяющий наличие теоретических и практических знаний, необходимых для выполнения профессиональной деятельности), презентационный (характеризующий способность избирательно использовать и креативно проявлять знания и умения при решении профессиональных задач) и другие компоненты.

Для нашего исследования базовыми являлись следующие научные утверждениями о том, что: 1) вопрос о компетенциях и компетентностях — это вопрос о целях образования, которые выступают активным ядром нормы качества образования, его стандартов (И.А. Зимняя, Н.А. Гришанова); 2) введение понятия компетентности как «умение мобилизировать знания и опыт к решению конкретных проблем» (Жан-Франсуа Перре)1 позволяет рассматривать компетентность как многофункциональную меру измерения качества профессионального образования; 3) овладение компетенциями невозможно без приобретения опыта практической деятельности, т.е. компетенции и деятельность неразрывно связаны между собой, в связи с чем опыт практической деятельности приобретает статус дидактической единицы (А.В.Купаевцев); 4) профессиональная компетенция – это потенциальная компетентность, готовность и стремление личности к продуктивной профессиональной деятельности с полным осознанием ответственности за её результаты (А.А.Вербицкий, М.Д. Ильязова).

Вопросам практико-ориентированной подготовки будущих специалистов в отдельных ее аспектах посвящены работы С.Я. Батышева, А.П. Беляевой, С.Б. Ельцова, В.С. Ермолаева, А.А. Жученко, Э.Ф. Зеера, Г.А. Карповой, П.Ф. Кубрушко, Г.И. Куликова, А.В. Никонова, И.В. Осиповой, Е.Л. Осоргина, А.А. Патокина, Г.М. Романцева, К.Н. Свидлера, Н.Г. Хохлова, О.В. Тарасюк, С.М. Тихановской, Е.В. Ткаченко, В.А. Федорова и др.

Результаты исследования показали, что практико-ориентированную подготовку зачастую связывают с организацией учебно-ознакомительной, производственной и преддипломной практики студента с целью его погружения в профессиональную среду, соотнесения своего представления о профессии. Выделим факт того, что временные затраты интегрированной системы обучения в ФГБОУ ВПО «МГИУ», в соответствии с учебным планом специальности, утвержденным учебно-методическим советом университета, составляют 32% (3,5 семестра) от всего периода обучения (табл.1), что создает студенту перспективу: 1) 100% трудоустройства; 2) профессиональной подготовки под конкретное рабочее место; 3) успешной адаптации в будущей профессиональной деятельности. Уместно отметить, что требуемое качество производственной подготовки, определяемое образовательным стандартом специальности, достигается при условии повышения значимости индивидуализации обучения и ценою собственных усилий студентов, т.е. его мотивированным стремлением к продуктивной производственной деятельности.

В условиях традиционной формы обучения по специальности 080507 «Менеджмент организаций» практическое обучение составляет менее 13% от всего периода обучения. На наш взгляд, эффективность практической подготовки зависит от времени и качества прохождения всех видов практик как образовательного процесса в целостной системе профессиональной подготовки студента. Отметим, что в пункте 8.3.1 ФГОС (третьего поколения) отмечается, что «реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр…», а «удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы… и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 % аудиторных занятий»). В рамках целей и задач диссертационной работы нами проанализированы научные исследования в области методологии применения технологий активного обучения: 1) теории игровой деятельности (Л.С. Выготский, К. Гросс, П.М. Ершов, С.Л. Рубинштейн и др.); 2) методология игровой деятельности (А.М. Новиков); 3) формы, методы и технологии активного обучения (Ю.С. Арутюнов, Я.М. Бельчиков, Б.Н. Герасимов, В.М. Ефимов, В.Ф. Комаров, А.Л. Лифшиц, Г.П. Щедровицкий и др.); 4) деятельностные теории учения, опирающиеся на понятия «действие» и «задача» (Дж. Брунер, П.Я.Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.); 5) теория проблемного обучения (М.И. Махмутов); 6) теория проектного образования (И.Л. Бим, Е.С. Полат, И.А. Зимняя, Т.Е. Сахарова, М.М. Бахтин, О.М. Моисеева, Л.В. Загрекова); 7) теория контекстного обучения (А.А. Вербицкий).

Исходя из того, что производственная практика в условиях интегрированного обучения (8, 9. 10 семестры) является частью целостного образовательного процесса профессиональной подготовки будущего специалиста, а также на основании анализа вышеприведенных научных положений нами выявлена целесообразность сочетания традиционных подходов в производственном обучении, выработанных при реализации ГОС ВПО (1-го и 2-го поколений) и компетентностного подхода формирования комплекса производственно-ориентированных компетенций будущего специалиста профессиональной компетенции в рамках интерактивных технологий обучения (интерактивный сайт профилирующей кафедры, интерактивное методическое сопровождение, консультации студентов и преподавателей в режиме on-line по вопросам выполнения рабочей программы практики и др.).

При проектировании модели формирования профессиональной компетенции менеджера в области операционного менеджмента в условиях интегрированной подготовки нами выделены следующие концептуальные положения: 1) научно-педагогическая концепция интегрированной системы обучения Н.Г.Хохлова; 2) концепция постиндустриального развития российского образования А.М.Новикова; 3) концепция конструктивной (информационной) педагогики (М.Л.Матросов, В.И. Трайнев); 4) концепция инженерной и креативной педагогики непрерывной подготовки специалистов в высшей профессиональной школе (В.М. Жураковский, В.М. Приходько, М.М. Зиновкина).

Наименование уровней производственной практики по специальности 080507 «Менеджмент организаций» в ФГБОУ ВПО «МГИУ»

Таблица 1

Семестр Наименование уровней производственной практики Кол-во недель

2 Учебно-ознакомительная и экономическая практика (с диф. зачетом) 4

4 Практика по применению ЭВМ для решения экономических задач 4

6 Практика по менеджменту (с диф. зачетом) 4

8 Производственно-профессиональная практика (с диф. зачетом) 17

9 Производственно-профессиональная практика (с диф. зачетом) 17

10 Производственно-профессиональная практика (с диф. зачетом) 17

11 Преддипломная практика (с диф. зачетом) 8

Понятие «качество подготовки специалиста в области операционного менеджмента» мы связывали с определениями данного понятия в научных исследованиях, сопровождающих проект государственного образовательного стандарта нового, третьего, поколения (В.И. Байденко, А.И. Субетто, В.А. Федорова, Е.Д. Колеговой и др.), где под качеством подготовки подразумевается объективная, существенная и интегративная характеристика специалиста, раскрывающая его готовность к достижению определенных целей, решению особых задач и функционированию в современных условиях профессиональной деятельности в рамках специализации.

Таким образом, профессиональная компетенция менеджера в области операционного менеджмента предполагает необходимый и достаточный комплекс компонентов, определяемых целевыми (обеспечение финансовой и производственно-технической устойчивости предприятия) и операционными (управление и мониторинг экономических процессов реального производственного сектора) функциями деятельности специалиста данного профиля, формирование которой возможно при времени и качестве прохождения производственной практики в условиях интегрированной подготовки в вузе, а также при наличии мотивированного стремления студента к продуктивной производственной деятельности, т.к. «компетенции нельзя сформировать, не включив студента в практико-ориентированную образовательную среду, в реальное производство, где он проходит через последовательность производственного действия и принятие решений, что требует от него компетентных действий, оценок, рефлексии приобретенного опыта» (В.В. Сериков).

Во второй главе «Экспериментальные исследования модели формирования профессиональных компетенций экономистов в области операционного менеджмента в условиях интегрированной подготовки в вузе» на базе теоретических положений первой главы представлены теоретические основы модели процесса формирования профессиональных компетенций и организационно–педагогические условия ее реализации, раскрывается содержание опытно-экспериментальной работы, проанализированы результаты по определению эффективности модели.

В данном диссертационной работе основное внимание сконцентрировано на исследовании условий интегрированной подготовки в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский государственный индустриальный университет» (ФГБОУ ВПО «МГИУ»), который до 1996 года имел название «Завод-втуз при ЗИЛе». В настоящее время студенты очного отделения данного вуза практически по всем специальностям проходят обучение по очно-заочной (вечерней) форме на 8, 9, 10 семестрах, что означает – в дневное время студенты проходят профессионально-производственную практику в рамках договорных отношений на различных предприятиях, а вечером – по вечерней форме обучения, при этом полный срок обучения в вузе увеличивается на 0,5 года и в зависимости от специальности составляет 5,5 – 6,0 лет. Исследование выявило, что для решения проблем взаимодействия высшего экономического образования и государственного сектора производства целесообразно более широкое практическое применение уже известных и успешно используемых в МГИУ (интегрированная система обучения – ИСО) «дуальных» технологий для формирования профессиональных компетенций экономистов операционного менеджмента.

Данные исследования выделяют необходимость учета тесной взаимосвязи двух сторон учебного процесса – образовательных технологий (путей и способов выработки компетенций) и методов оценки степени их сформированности (соответствующие оценочные средства). В контексте нашего исследования главной целью является разработка модели формирования профессиональной компетенции менеджера в области операционного менеджмента, реализация которой предусматривает применение проектной технологии и интерактивного обучения в условиях интегрированной подготовки, представляющего собой сочетание практического обучения (производственная практика) и курсового проекта по дисциплине «Комплексный экономический анализ при принятии управленческих решений». Далее нами были определены необходимые условия осуществления проектной образовательной деятельности: 1) использование компьютерного класса, где учебные материалы устанавливаются на рабочих местах студентов; 2) наличие сетевого оборудования; 3) возможность общения студентов и преподавателя в режиме on-line в период прохождения студентами производственно–профессиональной (экономической) практики.


загрузка...