ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ОСНОВ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ (на примере Камчатского края) (24.09.2012)

Автор: Артемьева Ольга Николаевна

Приоритетное развитие инновационных высокотехнологичных отраслей

Внедрение передовых достижений техники (технологии)

6.Макроэкономическая стабильность Отсутствие дефицита регионального бюджета

Эффективное антикризисное регулирование

Стабильность стратегии развития региона

Индикативный характер стратегического планирования развития региона

Ясность и предсказуемость стратегии развития энергетического сектора

Экономический рост - высокий платежеспособный спрос и деловая активность населения

Развитая рыночная инфраструктура

7.Защищенные права собственности Спецификация прав собственности хозяйствующих субъектов

Ясные правила изъятия собственности

Беспристрастный и независимый суд

Институциональная система защиты прав собственности

8.Межрегиональные и международные связи Повышение качества законодательного регулирования

Самостоятельность регионов в реализации международных взаимодействий

Ориентация на конкретные результаты

Автором предложено наименование и содержание целей, выделенных курсивом.

2. Предложен институциональный механизм управления развитием энергетического предпринимательства, который учитывает влияние институционального фактора и направлен на устранение институциональных деформаций региональной энергоэкономической системы.

В целях обеспечения комплексного подхода, расширения спектра и объемов используемых ресурсов, оптимизации расходов, снижения трансакционных издержек субъектов энергоэкономических отношений управление развитием энергетического предпринимательства в регионе необходимо осуществлять через согласование интересов субъектов экономики региона. В контексте институционального проектирования развития предпринимательства согласование - важный аспект общественного развития, без которого институты оказываются непрочными. Согласование создает условия для целевого использования институтов в экономике, позволяет получать системные эффекты. Необходима эффективная гармонизация приоритетов субъектов энергетического предпринимательства и приоритетов развития региона. Авторская трактовка концепции механизма управления развитием энергетического предпринимательства в регионе обусловлена важностью учета не только интересов конкретных субъектов энергоэкономических отношений, но и целей устойчивого развития региона в целом.

Влияние институционального фактора, оказывающего определяющее влияние на развитие энергетического предпринимательства в регионе, реализуется через широкий спектр характеристик институциональной среды: развитость институтов собственности, предпринимательства, энергоэффективности, степень формирования рыночных отношений, инновационного развития, качество управления, потребительского сектора. Действие института энергетического предпринимательства реализуемо при условии, что оно подкреплено соответствующим институциональным механизмом управления, формирующим данный институт, принуждающим к его соблюдению, создающим условия для оптимизации действия данного института - благоприятную институциональную среду. Институционализация взаимоотношений субъектов энергоэкономической системы влияет на качество институциональной среды энергетического предпринимательства, определяя степень согласованности интересов ее субъектов и эффективность развития энергетического предпринимательства в регионе (рис. 3).

Результаты анализа современного состояния энергоэкономической системы региона, основанного на данных статистики, на результатах опроса экспертов, проведенного в ходе диссертационного исследования, свидетельствуют о наличии институциональных деформаций. Экономические реформы не изменили сформированную ранее пространственную структуру в связи с незавершенностью трансформации институциональных условий энергетического сектора региона. Доминирующее положение занимают корпоративные структуры, не имеющие адекватных стимулов к прогрессивным преобразованиям, достаточной мотивации для серьезной отраслевой диверсификации бизнеса, переходу на инновационный спектр развития.

Рисунок 3 - Схема институционализации взаимоотношений субъектов энергоэкономической системы региона

Институциональные деформации, несущие экономические угрозы развитию энергетического предпринимательства, проявляются в:

недостаточной эффективности форм и методов управления;

проблемах взаимодействия власти и субъектов предпринимательства;

отсутствии традиций энергоэффективности, информационной асимметрии;

незавершенности формирования рыночных институтов;

изъянах поведения институциализированных субъектов энергоэкономической системы, неразвитости конкуренции, отсутствии эффективного взаимодействия производителей и потребителей;

слабости гражданского общества, отсутствии предпринимательской культуры.

Формирование институционального механизма управления, органично дополняющего механизм рыночного саморегулирования, позволяет устранить выявленные институциональные деформации энергоэкономической системы, препятствующие развитию энергетического предпринимательства в регионе (рис. 4).

Рисунок 4 - Институциональный механизм управления развитием энергетического предпринимательства в регионе

Институциональный механизм управления развитием энергетического предпринимательства предполагает реализацию социальной ответственности государства за формирование энергетической инфраструктуры в контексте устойчивого развития региона в целом и императивов предпринимательства (высокая мотивация, максимизация прибыли, стремление к устойчивому функционированию, расширению рыночного сегмента, стремление внедрять в новейшие достижения техники (технологии)). Данный механизм обеспечивает ответственность предпринимательских структур за выбор направлений развития, снижает трансакционные издержки, обусловленные деятельностью бюрократического аппарата, повышает качество предпринимательской среды, так как результаты деятельности хозяйствующих субъектов обусловливаются, главным образом, качеством субъектов предпринимательства.

Благоприятная институциональная среда энергетического предпринимательства предполагает институциональное оформление долгосрочного взаимодействия субъектов энергоэкономических отношений региона на основе согласованности частных интересов предпринимателей с общественно значимыми целями развития региона. Для определения степени успешности развития энергетического предпринимательства в регионе, альтернативных вариантов развития применяется оценка социально-экономической эффективности развития данного вида предпринимательства.

3. Разработано методическое обеспечение оценки социально-экономической эффективности развития энергетического предпринимательства в регионе, которое, позволяя абстрагироваться от привычных взглядов на оценку деятельности предпринимательских структур, акцентирует внимание на интегрированном характере оценки влияния субъектов предпринимательства на различные аспекты развития энергоэкономической системы региона.

Оценка социально-экономической эффективности развития энергетического предпринимательства предполагает интегрированную оценку влияния субъектов предпринимательства на различные аспекты развития энергоэкономической системы региона. Данная оценка производится в контексте функционирования института управления, являющегося, по сути, институтом согласования интересов субъектов энергоэкономической системы региона. Автор предлагает к внедрению систему критериев эффективности - критериев успешности реализации стратегии развития энергетического предпринимательства в регионе, учитывающую многоаспектность и многофункциональность энергетического предпринимательства, позволяющую оценить, насколько субъекты энергетического предпринимательства способны обеспечить:

экономически обоснованный внутренний спрос на продукцию (услуги) энергетического сектора соответствующего качества и приемлемой стоимости;

возможности потребительского сектора энергоэкономической системы региона эффективно использовать энергоресурсы, предотвращая нерациональные затраты общества на собственное энергообеспечение;

собственную устойчивость к внешним и внутренним экономическим, техногенным и природным угрозам, и также минимизировать ущерб, вызванный проявлением различных дестабилизирующих факторов.

Система критериев эффективности нацелена на выявление конкретных фактов, области возникновения проблем в процессе развития энергетического предпринимательства в регионе, определение приоритетных направлений деятельности для получения долгосрочных результатов при оптимальном использовании региональных ресурсов. Социально-экономическая эффективность энергетического предпринимательства напрямую определяется степенью и скоростью достижения системой развития энергетического предпринимательства показателей, обусловленных целями текущего функционирования и устойчивого развития региона в сочетании с оценкой объемов бюджетных средств, направляемых развитие энергетического сектора, предпринимательства в нем.

Оценка социально-экономической эффективности развития энергетического предпринимательства в регионе производится на основе базовых принципов, предполагающих оптимизацию количественного состава критериев успешности, ориентир на долгосрочные результаты, отражение реальной ситуации в прошедший период времени, в настоящее время и в перспективе. Кроме того, учитываются интересы и эффективность субъектов потребительского сектора энергоэкономической системы региона. Критерии успешности разрабатываются на всех организационных уровнях системы развития энергетического предпринимательства. Возможна группировка критериев в сводный индекс в целях обобщенной оценки реализации стратегии развития энергетического предпринимательства в регионе. Принципиально необходимы установка целевых (контрольных) значений показателей эффективности и их своевременное изменение либо корректировка.


загрузка...