Музыка как константа культурного пространства семьи в России XVIII - начала XX вв. (24.09.2012)

Автор: Анненкова Ирина Владимировна

Анненкова Ирина Владимировна

МУЗЫКА КАК КОНСТАНТА

КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА СЕМЬИ

В РОССИИ XVIII - НАЧАЛА XX ВВ.

Специальность 24.00.01 - Теория и история культуры

Автореферат диссертации на соискание

ученой степени кандидата культурологии

Саранск – 2012

Работа выполнена на кафедре педагогики ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева»

Научный руководитель: доктор культурологии, доцент

Зеткина Ирина Александровна

Официальные оппоненты: Сиротина Ирина Львовна

доктор философских наук,

профессор, заведующий кафедрой дизайна и рекламы ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева»

Величко Юлия Викторовна

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры музыкального

образования ФГБОУ ВПО

«Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева»

Ведущая организация ФГБОУ ВПО «Ульяновский

государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова»

Защита состоится 26 октября 2012 г. в 11.30 на заседании диссертационного совета Д 212.117.10 при ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева» по адресу: 430005, г. Саранск, ул. Полежаева, 44, корп. 3, ауд. 423.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им. М. М. Бахтина ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева».

Автореферат разослан ___ сентября 2012 г.

Ученый секретарь

диссертационного Кузнецова Юлия Викторовна

совета

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Музыка как культурный феномен конкретного сообщества, «шифр социального» (Т. Адорно) является частью уклада, определяющего культуру повседневности. Музыкально-образовательный компонент в рамках домашнего обучения на протяжении XVIII – начала XX вв. выделялся особой значимостью, определяя культурный уровень российской семьи.

В поиске национальной идеи, в возрождении культурных традиций закономерно внимание к семье, к накопленному ею опыту культурного становления личности ребенка. Музыка как константа семейной культуры имеет широкий культурологический смысл – это «концепт, существующий постоянно или, по крайней мере, очень долгое время», «некий постоянный принцип культуры», который не только мыслится, но и переживается. Музыка как координата – «предмет эмоций, симпатий и антипатий, а иногда и столкновений, … основная ячейка культуры в ментальном мире человека».

Домашнее музыкальное обучение – явление историческое. Постижение образцов музыкального искусства, владение тем или иным музыкальным инструментом, исполнение зарубежных и отечественных произведений, аккомпанирование – заполняли семейный досуг. Музицирование, являясь частью культурной традиции, входило в систему требований к личности образованного человека в России XVIII – начала XX вв. Домашнее пространство при отсутствии или недостатке (со второй половины XIX в.) специализированных музыкальных учебных заведений обеспечивало «поливекторную направленность музыкального образования: публичности и приватности». Семейное обучение музыке стало частью российской системы воспитания, феноменом истории образования.

Актуальность разработки комплексного, историко-культурологического исследования музыкальной культуры российской семьи определяется нерешенностью ряда проблем в области генезиса и функционирования его элементов, а также отсутствием целостного, системного представления о феномене процесса становления и развития семейного обучения музыке в России XVIII – начала XX вв.

Степень научной разработанности проблемы.

Широкие границы проблемного поля диссертационного исследования позволили использовать обширную научную базу, включая подчас разрозненный материал. Частично тема и ее отдельные аспекты рассматривались представителями разных научных областей в разных контекстах. Этот материал условно можно разделить на несколько блоков.

Исследования в области культурологии, истории и философии образования, эстетики, истории культуры и образования представлены трудами Е. Я. Александровой, В. Г. Белинского, М. В. Богуславского, С. К. Булдакова, А. К. Васильевой, А. Ве-бера, А. А. Гагаева, П. А. Гагаева, Б. С. Гершунского, О. В. Гу-севой, Н. А. Добролюбова, И. Е. Забелина, П. Ф. Каптерева, Н. И. Киященко, В. О. Ключевского, К. П. Королевой, Н. И. Кос-томарова, П. Ф. Лесгафта, Ю. М. Лотмана, П. Н. Милюкова, С. С. Минца, О. С. Муравьевой, Н. И. Новикова, А. Н. Радищева, В. М. Розина, А. Г. Рубинштейна, А. И. Субетто, Н. Д. Успенско-го, А. М. Эфроса и др.

История музыкального образования представлена рядом исследователей: В. И. Адищев, Ю. Б. Алиев, А. Д. Алексеев, И. А. Анисимова, О. А. Апраксина, Л. Г. Арчажникова, Б. В. Асафьев, Л. А. Баренбойм, Н. Х. Вессель, Т. Ф. Владышев-ская, С. И. Дорошенко, И. А. Зеткина, Л. В. Кикнадзе, В. А. Ки-риллов, Е. В. Николаева, В. Ф. Одоевский, Е. М. Орлова, А. С. Петелин, Е. В. Секотова, В. Н. Сорока-Росинский, В. В. Стасов, М. Г. Харлап, С. Т. Шацкий и др.

Региональный аспект истории развития культуры, в частности, музыкальной, представлен в работах Н. И. Ворониной, Т. А. Галкиной, В. И. Желудковой, Л. А. Калантарян, Т. Н. Руся-евой, Д. Н. Смирнова, Е. И. Юдиной и др.

Теоретической базой семейного обучения и воспитания, а также педагогического руководства явилась мемуарная и художественная литература (С. Т. Аксаков, А. Белый, П. П. Блон-ский, П. Д. Боборыкин, Е. Н. Водовозова, Г. П. Данилевский, М. Ф. Каменская, А. Н. Керн, В. В. Набоков, Л. Н. Толстой, С. Е. Трубецкой, А. А. Фет, А. И. и М. И. Цветаевы и др.).

Анализ семейного воспитания привлекал к себе внимание многих ученых: Н. Д. Кашкина, А. Ф. Лазурского, С. И. Миро-польского, А. Н. Острогорского, В. П. Острогорского, Н. И. Пи-рогова, Д. И. Писарева, М. И. Пыляева, Н. В. Шелгунова, К. Д. Ушинского, Н. И. Яковкиной и др.

Исследования гувернерского образования принадлежат следующим авторам: В. Н. Бочкарев, В. В. Вершинин, В. А. Жу-ковский, A. A. Луцкевич, А. И. Пискунов, М. В. Сычев-Михай-лов, В. А. Кириллов, М. О. Косвен, С. Е. Марченко, В. М. Пет-ров, C. B. Сергеева, C. B. Трошина и др.).


загрузка...