Формы и инструменты развития человеческого фактора сферы образовательных услуг (на материалах Краснодарского края) (24.09.2012)

Автор: Ермоленко Наталья Юрьевна

Ермоленко Наталья Юрьевна

Формы и инструменты развития человеческого фактора сферы

образовательных услуг (на материалах Краснодарского края)

Специальность 08.00.05 – экономика и управление

народным хозяйством: экономика, организация и управление

предприятиями, отраслями, комплексами (сфера услуг)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Майкоп - 2012

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет»

Научный руководитель: Керашев Анзаур Асланбекович,

доктор экономических наук, профессор,

декан экономического факультета ФГБОУ ВПО

«Адыгейский государственный университет»

Официальные оппоненты: Берлин Сергей Игоревич,

доктор экономических наук, профессор,

проректор по научной работе и аспирантуре

НОЧУ ВПО «Институт экономики, права и

гуманитарных специальностей»

Леонтьева Елена Анатольевна,

кандидат экономических наук, доцент,

ФГБОУ ВПО «Майкопский государственный

технологический университет», доцент

кафедры конституционного строительства,

государственного и муниципального управления

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный

университет»

Защита состоится "27" октября 2012 года в 10 час. на заседании диссертационного совета Д.212.001.06 при ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет» по адресу: 385000, г. Майкоп, ул. Первомайская, 208, зал заседаний.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Адыгейского государственного университета. Автореферат размещен на официальном сайте ВАК Министерства образования и науки РФ http://www.vak.ed.gov.ru и сайте АГУ, http:www/adygnet.ru.

Автореферат разослан "24" сентября 2012 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор экономических наук, профессор Е.Н. Захарова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Необходимость углубленной разработки комплексной научной проблемы развития человеческого фактора сферы образовательных услуг современной России может быть аргументирована следующим образом.

В условиях постиндустриальных преобразований возрастает роль сферы образовательных услуг в развитии всей системы общественно-хозяйственных отношений, поскольку именно в этой сфере концентрируются важнейшие процессы формирования человеческого фактора новой экономики. Образовательные услуги участвуют в формировании высококвалифицированной рабочей силы и креативных элементов человеческого капитала, создают новые компетенции, обеспечивающие конкурентоспособность различных видов экономических субъектов, функционирующих в пространстве развития экономики России.

Вместе с тем, отечественная сфера образовательных услуг сама остро нуждается в человеческом факторе, способном решать стоящие перед ней задачи инновационного развития. Рыночная трансформация национальной экономики, обремененная избыточными общественными издержками, выход государства из социальной сферы при сохранении ее недостаточной инвестиционной привлекательности для частного бизнеса, бюрократизация государственного и корпоративного управления обусловили отток из данной сферы наиболее квалифицированной и конкурентоспособной части ее человеческого фактора. В итоге в сфере образовательных услуг современной России, призванной быть локомотивом становления экономики знания, сформировался опасный в стратегическом отношении дефицит человеческого фактора надлежащего качества. Данное обстоятельство выдвигает перед теорией и практикой сервисной экономики ряд приоритетных научных задач.

Для того, что переломить негативные тенденции в движении сферы образовательных услуг современной России и обеспечить развитие человеческого фактора данной сферы, адекватное потребностям устанавливающейся экономики знаний, необходимо, прежде всего, раскрыть содержание сложившихся здесь организационно-экономических отношений, преодолеть ряд устаревших стереотипов, дать реальные оценки различным формам развития человеческого фактора, которые используются или могут быть использованы в сфере образовательных услуг.

Для сферы образовательных услуг характерны тесное переплетение хозяйственных отношений и институтов, наличие ряда встроенных социально-экономических ограничений оборота капитала, формирования и использования прибыли, что способствует формированию институциональных ловушек при реализации не вполне корректных стратегий и инструментов развития ее человеческого фактора. При разработке продуктивных инструментов развития человеческого фактора сферы образовательных услуг, адекватных императивам постиндустриальных преобразований, следует учитывать особенности функционального содержания и организации данной сферы, а также принимать во внимание уроки трансформации социального компонента экономики России.


загрузка...