ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА (на материалах Краснодарского края) (24.09.2012)

Автор: Осин Алексей Александрович

Чотч – численность регионального населения в отчетном периоде;

Чбаз – численность регионального населения в базовом периоде.

Используя вышеприведенную формулу можно сформировать критерии выбора типа регионального развития в зависимости от формата и уровня развития региональных производительных сил (табл.4).

Таблица 4 – Критерии типологизации регионального развития

Тип регионального развития Критерии

Диверсифицированный тип инновационного развития экономики ВРПотч-ВРПбаз?0 и РПТотч-РПТбаз?0

Рисунок 8 – Институциональный механизм формирования

политики социально-экономического развития региона

После определения типа и сценариев развития региональных социально-экономических систем на основе их типологизации и формирования детерминантов региональной конкурентоспособности необходимо разработать институциональный механизм, регламентирующий процедуру, организационные основы и экономические методы формирования социально-экономической политики региона, включающую меры государственного регулирования конкурентного развития (рис. 8).

В табл. 5 формализованы предлагаемые меры, направленные на институциональное совершенствование стратегии социально-экономического развития с выделением и описанием эффектов от внедрения предложенных мер.

Таблица 5 –Меры институционального совершенствования стратегии регионального развития

Предлагаемое институциональное изменение Форма проявления эффекта

Выделение детерминантов региональной конкурентоспособности при формировании социально-экономической стратегии регионального развития Позволяет сфокусировать регулятивное воздействие на четырех основных направлениях приращения региональной конкурентоспособности. Дает возможность сформировать меры государственной политики сбалансированного развития региона с позиции производства конкурентоспособной продукции, инноваций и инвестиций, приращения имиджа региона как территории благоприятной для проживания

Методическое обеспечение типологизации регионов (статический и динамический мониторинг) Дает возможность определить тип региона, а, следовательно, подход к регулированию развития региональной экономики и социальной сферы. Программирует сценарии развития региона, формирует комплекс мер государственного регулирования

Формирование институционального механизма разработки стратегии социально-экономического развития региона Формализует процедуру взаимодействия региональных органов государственной власти, общества и бизнеса, определяет алгоритм формирования стратегии социально-экономического развития региона

Создание и развитие регионального центра мониторинга и обработки информации Повышает качество информационно-аналитического обеспечения процессов разработки стратегии социально-экономического развития региона. Дает возможность оперативной корректировки мер воздействия на региональную экономику и социальную сферу путем изменения условий и факторов регионального развития

Создание и развитие института советников органов региональной государственной власти Повышает качество стратегии социально-экономического развития региона за счет информационно-аналитического обеспечения, проблемной диагностики, генерации способов и мер регионального развития.

Изменение процедуры формирования регионального бюджета Делает бюджет более ориентированным на социально-экономическое развитие региона, а мероприятия и меры политики социально-экономического развития обретают источники государственного финансирования или софинансирования

Институциональная интеграция процессов разработки социально-экономической стратегии и среднесрочных программ регионального развития Определена степень пересечения множеств мер стратегии и тактических мероприятий стратегии социально-экономической политики, что позволит сделать эти два программно-целевых документа связанными и взаимозависимыми, повлияет на качество регулирования развития региональной экономики и социальной сферы.

Таким образом, предлагаемые меры институционального совершенствования нацелены на повышение качества стратегирования социально-экономического развития региона. Применение в практике государственного регулирования разработанных предложений позволит укрепить конкурентные позиции региона, вследствие чего региональная экономика получит стимулы к концентрации производительных сил вокруг производства конкурентоспособной продукции, созданию центров притяжения инвестиций и инноваций, обретет статус территории для комфортного проживания граждан.

В заключении подведены итоги и сформулированы основные научные результаты в сфере совершенствования стратегирования регионального развития, состоящие в следующем:

- уточнено понятие государственной социально-экономической политики регионального развития на основе разработанной концептуальной модели модернизации стратегии социально-экономического развития региона;

- предложен новый подход к исследованию процесса наращивания «интегральной конкурентоспособности региона»;

- разработан методический инструментарий классификации региональных социально-экономических систем;

- предложена методика критериального позиционирования региональных социально-экономических систем для целей дифференциации инструментария государственного регулирования их развития;

- разработан институциональный механизм совершенствования социально-экономической стратегии региона;

- в рамках концептуальной модели механизма стратегирования предложен алгоритм формирования и регламентации деятельности новых институтов развития – информационно-аналитического регионального центра и института советников (представителей гражданского общества, корпоративного сектора региональной экономики, консалтингового бизнеса и инновационной подсистемы региона).

- определены прогрессивные типы социально-экономического развития регионов России (инновационно-диверсифицированный и инновационно-дифференцированный), на обеспечение которых необходимо ориентировать институциональную модернизацию их стратегий.

Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в следующих работах автора:

- научные статьи в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, включенных в Перечень Высшей аттестационной Комиссии:

1. Осин А.А., Семидоцкий В.А., Ешугова Р.Н. Сглаживание поляризации региональных социально-экономических систем – одно из направлений улучшения геоэкономики современной России / Вопросы экономики и права. 2011, №8. (0.6 /0,3п.л.).

2. Осин А.А., Жуков Б.М. Роль государства в регулировании социально-экономических процессов в регионе: теоретический аспект / Экономика и предпринимательство. 2012,№ 2 (25). (0,8/0,4 п.л.).

3. Осин А.А., Жуков Б.М. Регулятивные функции государства в обеспечении интегральной конкурентоспособности регионов / «Вестник Адыгейского государственного университета», серия «Экономика», вып. 2 (100), 2012. (0,9/0,4п.л.).

- научные статьи и доклады, представленные в материалах научно-практических конференций и симпозиумов:

4. Осин А.А. Совершенствование земельных отношений на региональных землях сельскохозяйственного назначения // тезисы докладов ХХХYII научной конференции студентов и молодых ученых вузов Южного федерального округа. Часть 3.- Краснодар: КГУФКСТ, 2010. (0,1 п.л.).

5. Осин А.А., Жуков Б.М. Инновационный характер гибкого развития предприятий региона // Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы государственного управления и менеджмента организации в условиях институциональной экономики» / Под ред. Ю.Б. Ясаковой. - Набережные Челны: Издательско-полиграфический отдел НФ ГОУ ВПО НЛГУ им. Н.А.Добролюбова, 2010.(0.2/0,1п.л.).

6. Осин А.А. Гибкое управление компаниями региона в современных условиях // Приоритеты социально-экономического развития Юга России. Материалы межвузовской научно-практической конференции молодых ученых. Краснодар: Изд-во Южного института менеджмента, 2010. (0,1 п.л.).

7. Осин А.А. Гибкое управление предприятием в регионе в современных условиях. //Гибкость (адаптивность) организации как условие антикризисной устойчивости. Краснодар: ЮИМ, 2011. (0.2п.л.).

8. Осин А.А. Пути совершенствования институциональной региональной политики // Экономика и бизнес в России: проблемы и перспективы глазами молодого поколения: Материалы межвузовской научно-практической конференции. Краснодар: КИМПИМ, 2011. (0,4 п.л.).

9. Осин А.А. Регулятивное воздействие государства на социально-экономическое развитие регионов: институциональный подход// Экономика и бизнес в России: проблемы и перспективы глазами молодого поколения: Материалы межвузовской научно-практической конференции. Краснодар: КИМПИМ, 2011. (0,7 п.л.).


загрузка...