ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ВУЗОВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ дЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЯЗЫКОВЫХ ДЕВИАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА) (24.09.2012)

Автор: Уткин Юрий Васильевич

Подготовка специалиста-филолога, в том числе посредством изучения языковых девиаций (эрратографии)

Определение и апробация условий повышения эффективности подготовки

специалиста-филолога с помощью изучения языковых девиаций (на материале эрратографии)

среднеуровневые

Формирование умения выполнять всесторонний лингвистический анализ девиантного языкового явления (на материале эрратографии)

Разработка и включение учебных материалов по эрратографии в систему ВПО по специальности “Русский язык”

Формирование умения выполнять всесторонний диалектический педагогический анализ девиантного языкового явления (на материале эрратографии)

Формирование умения выполнять всесторонний диалектический социально-этико-культорологический анализ девиантного языкового явления (на материале эрратографии)

тактические

Формирование знаний об эрратографии как актуальном для современного русского языка явлении

Педагогические технологии,

использующиеся при изучении языковых девиаций

(на материале эрратографии) ? Предложенные психолого-педагогические усл-я

Содержание

компонентов ВПО по специальности 10.02.01 “Русский язык”, посвященных изучению языковых девиаций (на материале эрратографии)

Предложенные психолого-педагогические усл-я

Педагогические принципы,

на которых строится изучение языковых девиаций (на материале эрратографии)

Предложенные психолого-педагогические усл-я

Предложенные психолого-педагогические усл-я

Формы обучения и

воспитания,

использующиеся в ходе изучения языковых девиаций (на мат.

эрратографии) ? Методы обучения и

воспитания,

использующиеся в ходе

изучения языковых

девиаций (на материале

эрратографии)

Функции педагогики,

реализующиеся при изучении языковых девиаций

(на материале эрратографии)

Результат

Подготовка высококвалифицированного лингвиста-исследователя и педагога, способного к профессиональной оценке актуальных языковых явлений и результативной педагогической деятельности, направленной на минимизацию отклонений в использовании русского языка и вкладу в формирование языковой и культурной среды

Рис. 1. Модель подготовки студентов вузов к воспитательной деятельности

по предупреждению языковых девиаций (на примере изучения русского языка).

Во второй главе – «Реализация психолого-педагогических условий изучения языковой девиации в системе высшего образования (на материале эрратографии)» – рассмотрены психолого-педагогические условия повышения эффективности подготовки студентов вузов к воспитательной деятельности по предупреждению языковых девиаций.

Методологической основой системного подхода к изучению эрратографии стали работы Б.Г.Ананьева, В.А.Барабанщикова, Н.В.Кузьминой, А.Н.Леонтьева, Б.Ф.Ломова, С.Л.Рубинштейна, Н.Ф.Талызиной, В.Д.Шадрикова, Ю.А.Цагарелли.

Нами рассмотрена система принципов, на основе которых системный подход проявляется в подготовке студентов к работе с языковыми девиациями в своей профессиональной деятельности – системности, активизации использования компьютерных технологий, целенаправленности, целесообразности, портативности и универсальности, относительности, доступности для массового применения, оперативности и своевременности.

В условиях дефицита учебного времени и дискретности системный подход является важнейшим условием включения эрратографии в систему высшего образования. Он позволяет ориентировать студентов на раскрытие языка как целостной комплексной структуры, где все уровни имеют постоянные многочисленные связи друг с другом, достигнуть поставленных перед исследованием задач по формированию знаний об эрратографии как актуальном явлении и умений выполнять всесторонний лингвистический и педагогический анализ языкового явления девиантного характера, осуществлять перенос полученных результатов в профессиональную педагогическую деятельность. Кроме того, он способствует соблюдению в учебно-воспитательном процессе принципов научности и гуманизации образования.


загрузка...