ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ВУЗОВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ дЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЯЗЫКОВЫХ ДЕВИАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА) (24.09.2012)

Автор: Уткин Юрий Васильевич

как актуального явления, демонстрирующего определенные системные связи между уровнями языка, тенденции его развития, связь с общемировыми языковыми процессами и пр. (теоретико-лингвистическая подготовка студентов с использованием языковых девиаций в качестве объекта изучения).

Проведенный нами теоретический анализ имеющихся исследований показал, что проблема работы с языковыми отклонениями в системе высшего образования не рассматривалась ни в педагогике высшей школы, ни в комплексе лингвистических дисциплин. Несмотря на то, что второй из названных вопросов частично освещен в современных научных работах, вышедших в 2005-2012гг. (Г.Ч.Гусейнов, О.В.Дедова, С.В.Князев, М.А.Кронгауз, Е.И.Литневская, Л.С.Мокробородова, Й.Пилатова, Д.Д.Плетнева, С.К.Пожарицкая, K.Smi?tkova и др.), они посвящены исключительно лингвистическому анализу эрратографии и оставляют в стороне педагогический (воспитательный) аспект. Кроме того, в большинстве они носят фрагментарный, а не системный характер (нет ни одной монографии или диссертационного исследования, в то же время достаточно много научных статей).

Таким образом, налицо противоречие между объективной необходимостью использования в профессиональной деятельности по преподаванию русского языка материалов, связанных с языковыми девиациями, и отсутствием системного исследования таких явлений в учебно-воспитательной деятельности вузов.

Из этого вытекает научная задача исследования: определить комплекс психолого-педагогических условий изучения языковых девиаций (на примере эрратографии) в системе высшего лингвистического образования.

Учитывая достаточно острый характер проблемы и ее важность в аспекте общегосударственной политики по отношению к языку, принимая во внимание вопросы психолого-педагогической и специальной подготовки выпускников, была определена и сформулирована тема диссертационного исследования: «Подготовка студентов вузов к воспитательной деятельности по предупреждению языковых девиаций (на примере изучения русского языка)».

Объектом исследования является образовательный процесс в вузе и его потенциал в подготовке студентов к работе по предупреждению языковых девиаций.

Предмет исследования – состав и особенности комплекса психолого-педагогических условий подготовки студентов к работе по предупреждению языковых девиаций.

Цель исследования – теоретически обосновать комплекс психолого-педагогических условий подготовки студентов к работе по предупреждению языковых девиаций (на примере эрратографии) и экспериментально проверить его эффективность.

Гипотеза исследования: уровень подготовки студентов к воспитательной деятельности по предупреждению языковых девиаций может существенно повыситься, если в ее основе лежат следующие психолого-педагогические условия:

системный подход к формированию у студентов глубоких знаний о взаимосвязях между языковыми уровнями и практическом применении материалов по лингвистическим девиациям в профессиональной педагогической и исследовательской деятельности, позволяющий минимизировать исследуемые отклонения;

организация учебного-воспитательного процесса в форме включения учебных материалов по эрратографии в изучаемые дисциплины в соответствии с положениями интегративного подхода;

медиацентрированный подход как средство учебно-воспитательной работы со студентами по актуализации дидактических, воспитательных и теоретико-лингвистических положений о языковой девиации и ее научном освещении в процессе обучения в вузе;

создание прогностической модели подготовки студентов филологического профиля к образовательно-воспитательной деятельности на материале эрратографии;

психолого-педагогическое обеспечение изучения эрратографии в форме введения дополнительной тематики в рамках темы исследования в курсы «Словообразование русского языка», «Морфология русского языка», «Стилистика русского языка», «Педагогика», «Методика преподавания русского языка», «Новые информационные технологии» и др., разработки лингвистического и учебно-методического обеспечения изучения эрратографии.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой в исследовании решались следующие задачи:

провести историко-педагогический анализ проблемы языковых девиаций на примере эрратографии, показать ее особенности в образовательно-воспитательной деятельности;

раскрыть сущность, структуру и содержание подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности по предупреждению (минимизации) языковых девиаций;

обосновать состав и особенности психолого-педагогических условий подготовки студентов вузов к воспитательной деятельности по предупреждению языковых девиаций;

экспериментально проверить эффективность комплекса психолого-педагогических условий подготовки студентов к воспитательной деятельности по предупреждению языковых девиаций (на примере эрратографии).

Теоретическую базу исследования составили научные работы, посвященные общей теории обучения в высшей школе (И.А.Алехин, С.И.Архангельский, Ю.К.Бабанский, А.В.Барабанщиков, В.П.Беспалько, Р.З.Богоудинова, А.К.Быков, В.Н.Гуляев, Л.И.Гурье, В.П.Давыдов, В.И.Загвязинский, Г.И.Ибрагимов, В.Г.Иванов, А.А.Кирсанов, В.В.Краевский, Н.В.Кузьмина, П.Н.Осипов, М.Н.Скаткин, В.Я.Слепов и др.); превентивной педагогике и психологии (В.Н.Герасимов, Ю.М.Кудрявцев, В.Е.Уткин и др.); целостном процессе обучения и воспитания (Ю.К.Бабанский, Р.З.Богоудинова, В.В.Давыдов, П.Н.Осипов, В.А.Сластенин и др.); вопросам языка в отечественной культуре (В.В.Виноградов, Д.С.Лихачев, Ю.М.Лотман, Д.Н.Овсянико-Куликовский, Л.И.Сараскина, В.Н.Топоров, Б.М.Эйхенбаум и др.); системному подходу в научном исследовании (А.А.Кирсанов, В.В.Кондратьев, Ю.А.Цагарелли и др.); интегративному подходу в образовании (Н.С.Антонов, М.Н.Берулава, А.Я.Данилюк, О.С.Кольцова, В.А.Мясников и др.); медиацентрированному подходу в социогуманитарных науках (Т.З.Адамьянц, Е.Ю.Антюхова, Т.М.Дридзе, Н.С.Фомичева и др.); методике преподавания русского языка в средней и высшей школе (Ю.Д.Апресян, А.Р.Арутюнов, Т.А.Вишнякова, Н.И.Гез, М.Р.Львов, О.Д.Митрофанова, С.К.Фоломкина, А.Н.Щукин и др.).

Методологическую основу исследования составили общенаучные методологические подходы (исторический, системный, структурно-функциональный, процессуальный, прогностический, комплексный, личностно-социально-деятельностный и др.); исследование проводилось в соответствии с принципами научности и объективности, теоретического и эмпирического единства и др. Использовался комплекс эмпирических и теоретических методов, в который вошли наблюдение, тестирование и анкетирование, изучение результатов учебной деятельности и эксперимент, контент-анализ, ретроспективный анализ и моделирование.

Экспериментальной базой исследования стали группы олимпиадной подготовки филологического факультета Казанского государственного университета, а также академические группы 2-5 курсов филологического факультета Казанского государственного университета (в настоящий момент Институт филологии и искусств Казанского федерального университета). Всего в эксперименте приняли участие 79 человек (две экспериментальные академические группы численностью 15 и 16 человек – в дальнейшем ЭГ1 и ЭГ2 соответственно; две контрольные академические группы численностью 15 и 17 человек – в дальнейшем КГ1 и КГ2 соответственно; группа олимпиадной подготовки в составе 9 человек – в дальнейшем ОП; 7 преподавателей).

Экспериментальная работа проводилась с 2006 по 2012гг. в три этапа.

Первый этап (2006-2007гг.): формировалась теоретико-лингвистическая и психолого-педагогическая база исследования (необходимо отметить, что, поскольку эрратография является современным и развивающимся языковым явлением, этот процесс продолжается и в данный момент), определялась его гипотеза и разрабатывался необходимый методический инструментарий, разрабатывались психолого-педагогические условия изучения эрратографии в системе высшего профессионального образования, уточнялись критерии и уровни оценки результатов изучения эрратографии, разрабатывалась прогностическая модель подготовки студентов вузов к воспитательной деятельности по предупреждению языковых девиаций и др.

Второй этап (2007-2011гг.): на основе принципов системного, интегративного, медиацентрированного подходов реализовывалась экспериментальная часть исследования, направленная на минимизацию языковых девиаций путем формирования у обучающихся глубоких знаний о системных взаимосвязях между языковыми уровнями в ходе образовательной деятельности. С 2007 года осуществлялась педагогическая работа в рамках групп олимпиадной подготовки, с 2008 года – экспериментальная работа в рамках академических групп, связанная с внедрением материалов по эрратографии в учебную программу по специальности «Русский язык». Уточнялась гипотеза исследования, апробировался комплекс психолого-педагогических условий изучения эрратографии в системе высшего профессионального образования. Необходимо отметить, что, поскольку курсы, включающие в себя учебные блоки по эрратографии, изучаются с первого по девятый семестр, работы, связанные со вторым этапом исследования, продолжаются и в настоящее время. Итогом этапа стала подготовка учебно-методических пособий «Проблемы научно-исследовательской деятельности преподавателя высшей школы» и «Эрратография».

Третий этап (2011-2012гг.): окончательная обработка, систематизация и обобщение полученных данных, обсуждение результатов исследования, а также продолжение опытно-экспериментальной и практической работы, теоретическое обобщение результатов, и оформление диссертационной работы.

Научная новизна исследования заключается:

1) в раскрытии сущности, структуры и содержания понятий «эрратография», «эрратограмма» (как языкового явления и как психолого-педагогической проблемы), «медиацентрированный подход»;

2) в определении и обосновании комплекса психолого-педагогических условий подготовки студентов к воспитательной деятельности по предупреждению языковых девиаций, который включает:

системный подход, направленный на формирование у студентов глубоких знаний о взаимосвязях между языковыми уровнями и практическом применении материалов по лингвистическим девиациям в профессиональной педагогической и исследовательской деятельности и позволяющий минимизировать исследуемые отклонения;

интегративный подход, обеспечивающий наиболее эффективную организацию учебного-воспитательного процесса;

медиацентрированный подход, направленный на актуализацию дидактических, воспитательных и теоретико-лингвистических положений о девиации и ее научном освещении в процессе обучения в вузе;

разработку прогностической модели подготовки студентов филологического профиля к образовательно-воспитательной работе на материале эрратографии;

разработку психолого-педагогического, лингвистического и учебно-методического обеспечения изучения эрратографии;

3) во введении в учебно-воспитательный процесс высшей школы результатов исследования (включая спецкурсы «Эрратография» и «Психология языковых девиаций», учебные блоки в дисциплинах «Психология девиантного поведения» и «Превентивная психология»), обеспечивающих:

формирование у будущих преподавателей глубоких системных знаний о языке и умения использовать девиантные языковые факты в своей профессиональной деятельности на основе предложенной прогностической модели подготовки специалистов;

комплексную и системную интеграцию учебных материалов по эрратографии в изучаемые специальные и общегуманитарные дисциплины, максимальную реализацию потенциала внутридисциплинарных и междисциплинарных связей;

эффективную подготовку студентов к воспитательной деятельности по предупреждению языковых девиаций;

формирование у студентов диалектического профессионально-личностного отношения к языковым девиациям и содействие воспитанию современного конкурентоспособного специалиста.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что разработанные теоретические и прикладные положения в своей совокупности можно квалифицировать как решение дидактической, воспитательной и теоретико-лингвистической проблем работы с одной из наиболее распространенных языковых девиаций (эрратографией) в рамках высшего образования и формирования комплекса методов работы с иными языковыми девиациями. Впервые раскрыты сущность и структура понятия «эрратография» в педагогическом и лингвистическом аспектах. Обоснованы и разработаны психолого-педагогические условия интеграции материала по актуальным языковым девиациям в образовательный процесс. Введено новое понимание термина «медиацентрированный подход», переносящее его из области социальных дисциплин (социология, теория PR, теория журналистики) в сферу практической педагогики. Все это способствует общенаучному осмыслению основ работы с языковыми девиациями, которое характеризуется: обогащением системы научного знания педагогики и лингвистики понятиями «эрратография», «эрратограмма»; диалектической теоретической проработкой проблемы; обоснованием целей, задач и практических аспектов педагогической деятельности по предмету на основе системного, медиацентрированного и интегративного подходов.


загрузка...