Приобщение к искусству как средство педагогической коррекции ценностных ориентаций молодых осужденных (24.08.2009)

Автор: Зауторова Эльвира Викторовна

Следовательно, необходимо обеспечить разработку теории и практики специально организованного коррекционно-педагогического процесса художественного и творческого воспитания, способствующего формированию нравственных ценностных ориентаций, развитию рефлексивных установок осужденных в целях последующей эффективной адаптации к современным и перспективным условиям среды. В связи с этим процесс нравственно-эстетического воспитания лиц, находящихся в местах лишения свободы, приобретает в настоящее время характер актуальной педагогической проблемы.

Степень научной разработанности темы исследования. Вопросы духовно-нравственного развития личности средствами искусства рассматривались на протяжении всей истории развития педагогической мысли. Воспитательную и профилактическую силу воздействия искусства на человека отмечали еще древнегреческие философы (Аристотель, Демокрит, Пифагор, Платон). В трудах Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Л.Н. Толстого и других раскрыты место и функциональная роль искусства в развитии человека.

Сущность категорий «духовность», «нравственность», «ценности», «личность» раскрыта в трудах отечественных философов (Н.А. Бердяева, Л.П. Буевой, И.А. Ильина, А.Ф. Лосева, Н.О. Лосского, В.С. Соловьева, В.П. Тугаринова и др.; социологов С.Н. Иконниковой, В.Т. Лисовского и др.), психологов (Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, Б.М. Теплова, В.Д. Шадрикова и др.), педагогами М.Г. Казакиной, А.В. Кирьяковой, Т.Н. Мальковской, В.В. Сериковым, А.И. Шемшуриной и другими рассмотрены сущность нравственных ценностей и ценностных ориентаций, их место в структуре личности.

Современные философы, социологи и психологи (Н.С. Розов, А.В. Серый, М.С. Яницкий и др.) также обращаются к проблеме коррекции, формирования и развития ценностных ориентаций личности, рассматривая их как компонент структуры личности, характеризующий направленность и содержание активности индивида, определяющий общий подход человека к миру, себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам.

Общим вопросам нравственно-эстетического воспитания, разработке его понятийно-терминологического аппарата, определению сущности и задач посвящены труды М.А. Вербы, М.С. Кагана, Н.И. Киященко, В.А. Разумного, В.К. Скатерщикова и др. Учеными представлены взаимосвязь и взаимообусловленность индивидуальных компонентов эстетической культуры личности, определены особенности ее эстетического и художественного развития.

Акцентируя внимание на теоретических предпосылках сущности и структуры системы нравственного развития, раскрывая психологический механизм усвоения личностью моральных норм и принципов в процессе деятельности, ученые рассматривают пути совершенствования воспитательной работы, уделяя особое внимание проблемам самовоспитания, самоорганизации и саморазвития личности (А.Н. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, Е.В. Назайкинский, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин).

Наиболее активно различные аспекты проблемы нравственно-эстетического воспитания начали разрабатываться с конца 70-х гг. XX в., когда появились исследования Л.В. Котенко, Г.А. Поличко, И.Г. Ревес и др. Данные авторы сочетают научно-методический подход с конкретными способами организации воспитательной работы. Формирование личности рассматривается ими с социально-этических и нравственно-психологических позиций. В современной психолого-педагогической литературе вопросы системного изучения и формирования нравственно-эстетических качеств личности рассматриваются в работах Д.Б. Кабалевского, Б.Т. Лихачева, Н.А. Мелик-Пашаева, Б.М. Неменского и др. Ими раскрываются педагогические условия, обеспечивающие взаимосвязь нравственного и эстетического аспектов развития и воспитания, определяются источники нравственно-эстетического опыта человека, выявляются условия оптимальной организации различных видов художественной деятельности.

В настоящее время идеи использования искусства в воспитательном процессе нашли отражение во всех известных психолого-педагогических школах и направлениях. Выводы ученых подтверждают, что общение с искусством позволяет человеку испытывать положительные эмоции, активизирует его творческий потенциал. На педагогическом уровне взаимосвязь нравственного и эстетического аспектов изучается, как правило, по отдельным возрастным категориям. Наиболее изучены вопросы нравственно-эстетического воспитания личности в детском возрасте.

Существенную роль в данном исследовании сыграло освоение классического социально-педагогического наследия отечественной теории и практики XIX и первой половины XX столетий в области образования, самообразования, саморазвития: П.П. Блонский, А.С. Макаренко, Е.Н. Медынский, В.Н. Сорока-Росинский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.

В трудах известных ученых-пенитенциаристов (И.П. Башкатова, А.В. Буданова, Е.М. Данилина, В.М. Литвишкова, А.В. Пищелко, В.М. Позднякова, А.М. Столяренко, М.П. Стуровой, Н.А. Тюгаевой, А.И. Ушатикова и др.) поднимаются проблемы осмысления теории и практики исправления и перевоспитания правонарушителей. Исследованием смысловой сферы осужденных занимались В.Г. Деев, А.В. Наприс, В.В. Яковлев и др. Проблеме нравственного воспитания педагогически запущенных подростков в процессе музыкальной деятельности, а также рассмотрению социокультурных основ ресоциализации осужденных посвящены работы Е.Г. Багреевой; вопросы эстетического воспитания несовершеннолетних правонарушителей, лишенных свободы, с целью их исправления нашли отражение в трудах С.В. Паншиной; проблема развития эмоциональной сферы девиантных подростков средствами музыки раскрывается в работах О.М. Фалетровой; теме использования искусства в коррекционной работе с осужденными посвящены публикации зарубежных авторов – М. Либманна, К. Тисдейла, К. Каррелла и др.

Между тем в отечественной пенитенциарной педагогике отсутствует теоретическая и всесторонне обоснованная система нравственно-эстетического воспитания осужденных, учитывающая специфику исправительных учреждений. Рассмотрены отдельные методы формирования ценностных ориентаций у осужденных, однако до настоящего времени не проводилось исследований, в которых в комплексе рассматривался бы вопрос использования воспитательного потенциала искусства в процессе нравственно-эстетического воспитания с целью исправления личностных образований осужденных. Остаются неразработанными сущность, содержание и технологии данного процесса, не выявлены пути его совершенствования. Все это препятствует изменению сложившейся ситуации в исправительных учреждениях, снижает результативность воспитательного процесса в органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.

Еще одним обстоятельством, определяющим актуальность темы диссертации, является то, что научные работы, ранее проводившиеся по созвучным проблемам, в связи с динамичностью протекающих социальных процессов, объективно не могли учесть значительную долю принципиальных изменений, произошедших в анализируемом объекте и предмете исследования.

Эти факты позволяют говорить о наличии основных противоречий, сложившихся к настоящему времени в теории и практике нравственно-эстетического воспитания осужденных в условиях лишения свободы:

– между возрастающими требованиями современного общества к гуманизации и демократизации воспитательного процесса и существующей организацией данного процесса в исправительных учреждениях, не обеспечивающей необходимого уровня развития экзистенциальной сферы личности осужденного;

– между задачей развития нравственно-эстетической сферы осужденных и слабой ориентацией на ее решение в практике исправительного процесса, недостаточной разработанностью педагогического инструментария для определения уровня нравственно-эстетической воспитанности осужденных;

– между высоким духовно-нравственным потенциалом искусства, признанием его коррекционно-развивающего и воспитательного потенциала и неразработанностью адекватных технологий его использования в условиях исправительного учреждения, имеющего отрицательно-разрушающую специфику негативной субкультуры;

– между необходимостью в научном осмыслении инновационных процессов исправительной практики и отсутствием исследований по целому ряду актуальных проблем использования искусства в процессе нравственно-эстетического воспитания осужденных, связанных с удовлетворением их потребностей в самореализации, осознанным отношением к жизни во всех ее проявлениях;

– между социальными ожиданиями высокой эффективности исправительного процесса, гуманизации субъект-субъектных отношений и недостаточной профессиональной подготовкой сотрудников к осуществлению нравственно-эстетического воспитания осужденных, лишенных свободы.

Выявленные противоречия, актуальность и недостаточная теоретическая разработанность определили проблему исследования, которая заключается в обосновании теоретико-методологических основ использования воспитательного потенциала искусства в процессе нравственно-эстетического воспитания осужденных. Важность и актуальность рассматриваемой проблемы послужили основанием для определения темы исследования: «Нравственно-эстетическое воспитание осужденных».

Объект исследования: воспитательная система исправительных учреждений ФСИН России.

Предмет исследования: процесс нравственно-эстетического воспитания осужденных, отбывающих лишение свободы.

Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность процесса нравственно-эстетического воспитания осужденных, находящихся в местах лишения свободы.

Основная идея исследования состоит в том, что стратегию нравственно-эстетического воспитания осужденных определяет рефлексивно-деятельностный подход, который способствует развитию осознанного отношения человека к своей жизни и предполагает, что в центре воспитания стоит личность, сама осуществляющая выбор адекватных ей видов и форм деятельности для удовлетворения потребностей своего развития.

Гипотеза исследования.

Процесс нравственно-эстетического воспитания в деятельности исправительных учреждений приобретает действенный, управляемый, эффективный характер и способствует исправлению осужденных, если его стратегию определяет рефлексивно-деятельностный подход в рамках которого:

– педагогический процесс, направленный на повышение нравственно-эстетической воспитанности личности, предстает как гибкая, вариативная система; осуществляется реальная дифференциация воспитывающих воздействий по уровню нравственно-эстетической воспитанности, используется критериально-диагностический инструментарий его определения;

– содержание воспитательного процесса целенаправленно формируется и обогащается нравственными ценностями, смыслами, традициями на основе идей использования искусства в исправительном процессе; искусство становится средством более интересной и активной жизни осужденных, возможностью личностной самореализации и повышения самооценки, помогает человеку понять смысловую сферу своего поведения и своих поступков, справляться с отрицательными эмоциональными состояниями;

– стимулируется самостоятельность, творчество и развитие рефлексивной позиции осужденных на основе выделения ценностно-смысловых ориентиров; система представлений о высших ценностях базируется на центральных экзистенциалах, отраженных в произведениях различных видов искусства (свободе, демократизму, достоинству, чести, ответственности, совести, стыду, любви, доброте, вере, воле, добродетели, творчеству);

– отработана и реализована концепция нравственно-эстетического воспитания осужденных, в центре которой находятся личность и ее экзистенциальная сфера, обеспечивающая направленность исправительного процесса;

– обеспечена реализация принципов личностно значимой доминанты, доступности восприятия произведений искусства, активизации сопереживания в процессе приобщения к искусству, актуализации ситуации на основе художественного материала, рефлексивности и эстетизации среды учреждения через включение осужденных в художественно-творческую деятельность;

– разработана модель нравственно-эстетического воспитания осужденных в местах лишения свободы и на ее основе построена система деятельности сотрудников по организации данного процесса, учитывающая особенности спецконтингента и отражающая многосторонность данного процесса;

– ведущими условиями освоения осужденными нравственного опыта выступают создание творческо-развивающей среды (признание субъектной позиции, построение субъект-субъектных отношений, обеспечение свободного выбора и ответственности в художественно-творческой деятельности в соответствии с интересами осужденных), разработанность и применимость технологий нравственно-эстетического воспитания, целенаправленная подготовка сотрудников в парадигме экзистенциальной педагогики.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

Исследовать педагогический феномен нравственно-эстетического воспитания осужденных, определить сущность и структуру данного процесса.

Изучить исторический опыт нравственно-эстетического воспитания осужденных в России, его современное состояние в отечественной и зарубежной пенитенциарной системе.

Раскрыть сущность рефлексивно-деятельностного подхода к пониманию процесса нравственно-эстетического воспитания осужденных.

Обосновать концептуальные теоретические положения нравственно-эстетического воспитания осужденных, уточнить содержание и специфику основных компонентов данного процесса в условиях лишения свободы.

Осуществить разработку и экспериментальную проверку модели процесса нравственно-эстетического воспитания осужденных в пенитенциарной практике.

Выделить критерии, их показатели и уровни нравственно-эстетической воспитанности осужденных, апробированные в ходе опытно-экспериментальной работы.

Разработать комплекс практических рекомендаций по организации нравственно-эстетического воспитания осужденных для сотрудников уголовно-исполнительной системы.


загрузка...