Государственно-общественное управление  высшей школой в регионе (24.08.2009)

Автор: Терентьева Ирина Васильевна

К основным механизмам государственно - общественного управления в работе отнесены: социальное партнерство учреждений профобразования с субъектами рынка труда и рынка образовательных услуг, основанное на четком распределении ролей и ответственности; оценка качества подготовки специалистов независимыми экспертными комиссиями; деятельность общественных благотворительных фондов по развитию учреждений профобразования, попечительских, координационных и прочих советов; организация и деятельность ресурсных центров, разработка и внедрение региональных программ, направленных на содействие занятости выпускников учреждений профессионального образования; организация единой согласованной системы государственно-общественного регулирования рынка труда, образовательных услуг и занятости выпускников учреждений профессионального образования; организация деятельности центров развития карьеры для оказания поддержки студентам и молодым специалистам в приобретении опыта работы по специальности, содействия в трудоустройстве.

В третьей главе «Университетский образовательный округ как инновационная корпорация и субъект управления высшим профессиональным образованием» дана сущностная характеристика университетского образовательного округа как формы государственно-общественного управления; разработаны научно-методические основания управления университетским образовательным округом; определены роль и место Казанского университетского образовательного округа в образовательном пространстве Республики Татарстан.

В эпоху глобальных изменений, приводящих к стиранию экономических, политических и культурных границ между государствами, возрастает значение миссии университета. В новых условиях распространены три организационные формы управления.

Во-первых, - это университеты, выступающие как федеральные и региональные центры: науки, образования, культуры; создания новых интеллектуальных технологий; проектирования региональной политики и стратегий развития; научной экспертизы региональных программ развития; формирования образовательной политики региона; воспроизводства этнического менталитета; системного анализа содержания и качества образования региона. Решение проблемы устойчивости функционирования и развития университетов требует применения новых организационно-экономических методов в проектировании их организационной структуры, наиболее перспективными из которых являются методы логистически ориентированного управления и стоимостного инжиниринга, интегрированные с учетом особенностей современного информационного общества и переходной экономики.

Вторая организационная форма управления высшей школой представлена университетским комплексом, обуславливающим горизонтальную (межотраслевую) и вертикальную (отраслевую) интеграцию различных ступеней образования и образовательных учреждений.

/форма повышения интеллектуального и материального потенциала высшего профессионального образования, при которой достигаются значительные результаты в создании региональных информационно-образовательных сред, интегрирующих информационные и коммуникационные ресурсы и технологии ассоциированных учебных заведений; 4) государственно-общественный межведомственный орган, занятый рассмотрением проблем образования, молодежи, науки, культуры, производства; 5) научно-экспериментальная база для решения проблем развития высшего профессионального образования. В диссертации подчеркивается, что деятельность округа обеспечивает преемственность и взаимосвязь всех ступеней системы образования, а также придает всей системе образования необходимую устойчивость и целостность.

В исследовании университетский образовательный округ характеризуется как инновационная корпорация (консолидация и взаимодействие учебных заведений в регионе; учебно-методический, научный и организационный центр интеграции региональной системы образования) и субъект управления высшим профессиональным образованием (центр научно-методического обеспечения деятельности образовательных учреждений разных уровней в регионе; целевая подготовка кадров для производственной и социальной сферы региона).

Университетские образовательные округа представляют собой адекватную современному этапу научно-технологического прогресса форму обогащения интеллектуально-духовного и материально-технического потенциала самого образования. Они дают возможность создавать региональные информационно-образовательные среды, интегрирующие коммуникационные ресурсы и технологии ассоциированных образовательных учреждений независимо от уровня, типа и вида последних.

В процессе исследования выявлено, что научно-методические основания управления университетским образовательным округом базируются на следующих принципах: системности, комплексности; достижение максимальной сбалансированности противоречивых целей структурных подразделений; маркетинговой ориентации; учета зависимости «цель - средства»; оперативности формирования управляющих предписаний; коммуникативного (диалогического) взаимодействия субъектов управления; соответствия организационной структуры управления экономической и социальной инфраструктуре региона.

В работе рассмотрена деятельность Казанского университетского образовательного округа (КУОО). В его состав входят 50 образовательных учреждений разных уровней и типов, в том числе 16 вузов Республики Татарстан (см. рис. 1).

Рис. 1. Структура Казанского университетского образовательного округа (количество субъектов)

Работа по созданию Казанского университетского образовательного округа явилась результатом назревшей необходимости поиска новых подходов к современным требованиям в образовании, разработке государственных стандартов образовательного пространства. Опираясь на основные пункты Болонских соглашений, в целях вовлечения российской системы образования в единое европейское и международное сообщество, инициатором деятельности по созданию университетского образовательного округа стал Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина. Исследование показало, что деятельность КУОО способствует взаимодействию рынка труда и рынка образовательных услуг, интеграции академической и вузовской науки, созданию условий для развития системы непрерывного образования. Было выявлено, что университетские образовательные округа в своей деятельности вынуждены преодолевать определенные барьеры: сложность адаптации крупных образовательных учреждений к быстро изменяющейся внешней среде; слабая приспособленность к индивидуальным запросам потребителей образовательных услуг; трудности управления многочисленными субъектами университетского округа; определенная неэффективность информационного обеспечения управленческой деятельности. Планирование деятельности региональным университетским образовательным округом включает несколько этапов, представленных на рисунке 2.

В четвертой главе «Результаты опытно-экспериментального исследования по государственно-общественному управлению высшей школой в регионе» разработана модель государственно-общественного управления высшей школой в регионе и обобщены результаты ее экспериментальной апробации, выявлены и обоснованы организационно-педагогические условия оптимизации государственно-общественного управления высшим профессиональным образованием.

Модель государственно-общественного управления высшей школой, представленная на рисунке 3, включает: цель (создание системы устойчивого взаимодействия вуза с образовательными и научными учреждениями региона, органами государственного и муниципального управления, предприятиями и бизнес-структурами, местным сообществом, основанную на четком распределении ролей, ответственности, долей участия, направленной на подготовку высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов); задачи (создание условий, обеспечивающих непрерывное образование; структурно-функциональная интеграция учреждений профобразования и предприятий; формирование единого образовательного пространства высшей школы в союзе с производством и наукой; демократизация государственного управления высшим профессиональным образованием; вовлечение общественности в решение проблем образования); принципы (симбиоза и сепарабельности, диалогичности и эмерджентности; аддитивности и дифференциации, сообразности и добровольности); организационно-педагогические условия (функционирование и развитие единой информационно-образовательной среды; использование проектно-целевого подхода к управлению; организация системного мониторинга изменений государственно-общественных отношений в управлении высшим профессиональным образованием; расширение интеграции вуза с наукой, производством, бизнес-структурами, местным сообществом); этапы (аналитико-прогностический, программно-целевой, проектно-деятельностный, коррекционно-регулирующий, оценочно-информационный); методы (государственно-общественная экспертиза, лоббирование, формирование социально-психологических стереотипов, регламентирующих поведение людей по отношению к высшей школе); формы (пиар-акции, фандрайзинговые кампании, открытые конкурсы инновационных проектов, общественные слушания); критерии эффективности (развитие учебно-материальной базы высшей школы; повышение конкурентоспособности вуза на международном рынке образовательных услуг; повышение качества подготовки будущих специалистов).

Экспериментальная апробация модели государственно-общественного управления высшей школой проходила в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. В опытно-экспериментальной работе приняли участие контрольная и экспериментальная группы. В экспериментальную группу вошли представители 50 субъектов Казанского университетского образовательного округа, в том числе 20 работников органов управления образованием, 135 руководителей образовательных учреждений и их заместителей, 360 учителей и преподавателей вузов, 230 студентов, 212 родителей и 198 представителей общественности, 18 лидеров общественных организаций. Контрольную группу представили 128 студентов и 32 преподавателя Казанского государственного технического университета, не входящего в Казанский университетский образовательный округ, 11 экспертов (депутаты, руководители муниципальных и региональных органов управления).

Цель констатирующего этапа состояла в выявлении отношения педагогической общественности, представителей органов управления образованием и государственной, муниципальной власти к государственно-общественному управлению высшей школой. Для этого были использованы наблюдение, тесты, опросы, организационно-деловые игры, конкурсы проектов и прочее. В ходе этого этапа были созданы из числа специалистов программно-целевые группы, определены приоритетные направления деятельности.

На втором – формирующем этапе опытно-экспериментальной работы была апробирована модель государственно-общественного управления высшей школой в регионе. Для этого участники программно-целевых групп осуществили подготовку к реализации приоритетных направлений деятельности: были определены цели и задачи развития государственно-общественного управления высшим профессиональным образованием; выявлены принципы и организационно-педагогические условия, разработаны этапы деятельности, предложены формы и методы развития механизмов государственно-общественного управления, обсуждены критерии оценки результатов государственно-общественного управления. Важным для участников опытно-экспериментальной работы также стало выявление общности мотивационно-целевых установок, разработка технологии управления, организация социально-педагогического мониторинга.

В ходе апробации этих направлений были разработаны мероприятия программно-целевого комплекса государственно-общественного управления высшей школой в регионе. В программно-целевой комплекс развития государственно-общественного управления высшей школой в регионе были включены мероприятия по созданию общественных структур управления, внедрению механизмов взаимодействия, развитию общественного управления образованием и внедрению технологий управления. В их воплощении участвовали Совет ректоров вузов, Ассоциация негосударственных вузов Республики Татарстан, Ассоциация «Казанский университетский образовательный округ», общественные благотворительные фонды по развитию учреждений профобразования, попечительские, координационные и прочие советы. Так, Совет ректоров вузов республики, созданный в целях содействия развитию и координации связей по эффективному использованию интеллектуального потенциала вузов в интересах развития республики, образует комиссии по основным направлениям деятельности, научно-методические советы преподавателей однородных и родственных кафедр. Такие, как постоянно действующие совещательно-консультативные органы при Совете ректоров вузов республики - Координационный совет по воспитательной работе, Межвузовский Совет по вопросам реализации законодательства о языках. Разветвленная сеть комиссий дает возможность координировать деятельность вузов по определенному кругу вопросов, выделять для анализа и проработки наиболее актуальные проблемы, по которым следует принять рекомендации и согласованно действовать. Вошло в число мероприятий - организация Советом ректоров вузов и Ассоциацией негосударственных вузов Республики Татарстан постоянного анализа деятельности и перспектив развития высшего образования республики.

Реализуя важнейшую задачу установления заинтересованного взаимодействия вузов и школ с целью эффективной адаптации к новым условиям, при формировании программы мероприятий учитывались интересы педагогических коллективов учебных заведений, их продуманные совместные действия, идеи и предложения. В связи с тем, что ситуация взаимопроникновения общего и высшего образования становится все более очевидной, вузы выступают заказчиками к системе общего образования и к его стандартам, следовательно, необходимы максимальные усилия по преодолению разрыва между ними, и именно повышение качества образования школьников может стать устойчивым фундаментом вузовского профессионального образования. В программе мероприятий отводилось особое внимание реализации важнейшей задачи, нацеленной на установление заинтересованного взаимодействия вузов и школ с целью эффективной адаптации к новым условиям; переносу университетских образовательных технологий и, до некоторой степени, содержания в образовательные учреждения, реализующие программы более низких уровней. При формировании программы мероприятий учитывались интересы педагогических коллективов учебных заведений, их продуманные совместные действия, идеи и предложения. Во многом это связано с тем, что ситуация взаимопроникновения общего и высшего образования становится все более очевидной, вузы выступают заказчиками к системе общего образования и к его стандартам, следовательно, необходимы максимальные усилия по преодолению разрыва между ними, и именно повышение качества образования школьников может стать необходимым фундаментом высшего профессионального образования. В программе мероприятий учитывалась организация тематических лекториев преподавателей вузов округа в школах для родителей, учителей, детей, проведение «круглых столов» с представителями общественности и науки, родителями, проведение различных конкурсов, смотров, постоянный сбор статистических данных о текущих проблемах в применении образовательных методик в школах, внедрение новейших разработок по улучшению учебных программ. Особое место было уделено организации научно-методического сопровождения деятельности образовательных учреждений; повышению квалификации педагогических и руководящих кадров; содействию образовательным учреждениям в участии в региональных и федеральных программах развития образования. В ходе эксперимента был предложен и организован постоянно действующий консультативный круглый стол "Школа - Вуз: возможности сотрудничества", образуя в последующем на этой базе Образовательный Форсайт-проект. Организуемые в его рамках мероприятия значимы в том, что здесь предоставляется возможность участникам приобрести бесценный педагогический опыт, коллегиально обсудить пути интеграции среднего и высшего образования, выработать стратегию взаимодействия и профессиональной поддержки, совместного сотрудничества, получить необходимую информацию и оценить результаты. Кроме того, мероприятия были направлены на формирование общей корпоративной культуры образовательного сообщества. В них входило проведение совместных мероприятий, например, вечера-презентации творческих людей округа, образовательного учреждения – члена округа, создание общего плана работы, поддержки и пропаганды значимых социальных миссий, экскурсии школьников в научные лаборатории и музеи вузов.

Часть мероприятий учитывала создание единой информационно-образовательной среды на основе непрерывного развития компьютерной сети, системы информационных порталов и сайтов, их информационно-методического наполнения, программно-технологического обеспечения. В ходе формирования единой информационно-образовательной среды должны были определиться нормы функционирования и использования её ресурсов, организовываться внутренний мониторинг функционирования и эффективного использования. Создание единой информационно-образовательной среды предполагалось на основе равноправного участия пользователей в её формировании и развитии; открытости и доступности всех информационных ресурсов, методов и способов работы в среде; обмена разработками в области программного и методического обеспечения; обсуждения результатов работы; коллегиальности управления средой.

Все мероприятия были взаимосвязаны, обеспечивая тем самым полипрограммный эффект, который отсутствует при реализации отдельных целевых программ. Он выразился в результате совместной реализации системы программ, полученном на основе их координации, кооперации и взаимодействия всех заинтересованных субъектов, в том числе, взаимодействуя с гражданами и объединениями граждан, заинтересованными в росте качества образовательного процесса, принимались к рассмотрению их предложения по развитию сферы образования, решению ее насущных проблем. Все это обосновывалось и закреплялось комплексом организационных документов: планирующих, инструктивных, распорядительных. В этих документах определялось общие содержание и направления деятельности, стратегия и тактика управления, желаемые и ожидаемые результаты управления. К этим документам относятся: проект Концепции управления и развития университетского образовательного округа, программно-целевой комплекс мероприятий, план работы, протоколы заседаний общественного совета, рекомендации и его решения.

Рис. 3. Модель государственно-общественного управления высшей школой

Результаты опытно-экспериментальной работы дали возможность в ходе реализации мероприятий программно-целевого комплекса государственно-общественного управления высшей школой в регионе совместными действиями и усилиями разработать рекомендации. Они направлены на объединение творческих, организационных и технических ресурсов, консолидацию и распространение опыта и знаний, выработку профессионально-корпоративных норм, образцов и стандартов, а также укрепление дружеского заинтересованного общения людей, объединенных общими взглядами, целями, родом деятельности, интересами и проблемами. На основе общих организационных мероприятий (совещания, собрания, конференции, семинары, публичные слушания) разрабатывалось научно-методическое сопровождение деятельности.

Корпоративное взаимодействие высших профессиональных учреждений в условиях современных экономических сложностей позволило составить руководителям вузов единую линию, изыскивать пути эффективного использования вузовского потенциала, опираться на коллективную поддержку, активно способствовать сохранению стабильности в вузовских коллективах и в обществе в целом, содействовать каждому вузу в решение задачи развития как непременного условия их жизнедеятельности. На основе рабочих документов с информацией о деятельности групп и их результатах, включающих проблемно-ориентированный анализ образовательной ситуации и прогноз развития образовательной сферы, составлены паспорта образовательных учреждений, в которых отражено содержание деятельности, внедрение педагогических технологий, улучшение качества организации учебного процесса, тиражирование опыта и развитие государственно-общественного управления высшей школой в регионе, разработаны оценки организационно-педагогических условий и результатов управленческого процесса.

В ходе эксперимента создана интеллектуальная своеобразная площадка для выработки принципиальных подходов научно-образовательного сообщества республики к вопросу о реальной переориентации вузовской науки и педагогики на решение экономических и социальных задач региона, где осуществлялся обмен опытом, выявлялись сложности и препятствия, намечались пути их преодоления.

Сформирована информационно-образовательная среда, в том числе организован регулярный выпуск печатного издания округа «Меридиан образования», открыт и активно функционирует сайт округа. Здесь формируется и накапливается информация о состоянии и тенденциях развития системы образования, о реализации программно-целевых мероприятий Совета ректоров вузов республики, Ассоциации «Казанский университетский округ» и других государственно-общественных структур, о практике управления. Ее возможности позволяют не только накапливать информацию и пользоваться ею, но и обеспечивать исследование, мониторинг, контроль, сравнительный анализ и оценку качества образования на основе общих подходов и критериев. Эти способности информационной среды обеспечивают оптимальные возможности корреляции процесса управления образованием с темпами внутренних и внешних изменений, преемственность, непрерывность и креативность в управлении.

В целом все вышеперечисленные действия определяли содержание мероприятий по апробации модели государственно-общественного управления высшей школой в регионе.

Целью контрольного этапа опытно-экспериментальной работы стало выявление динамики развития государственно-общественного управления высшим профессиональным образованием, органов общественного самоуправления в рамках Казанского университетского образовательного округа. Для этого был организован и проведен общественный мониторинг состояния системы высшего профессионального образования, использовались опросы, анкетирование, прямая линия и прочее. Оценка организационно-педагогических условий осуществлялась на основе экспертного опроса менеджеров образования, преподавателей, обучающихся и их родителей, представителей общественности по проблеме развития общественного самоуправления образовательных учреждений. В результате проведенного опроса установлено, что значительное улучшение организационно-педагогических условий государственно-общественного управления образованием отметили 61% респондентов, существенное их улучшение 19% респондентов, 11 % затрудняются с оценкой и только 9 % считают улучшения незначительными. Большинство подчеркивает, что значительно улучшились информационно-коммуникационные и ресурсообеспечивающие условия. Существенное улучшение мотивационно-целевых и проектно-инновационных условий отметили 49%, контрольно-диагностических условий — 41 % респондентов. В рамках опытно-экспериментальной работы было проведено анкетирование обучающихся, родителей и преподавателей, были опрошены работники органов управления образованием, представители педагогического менеджмента. Результаты опроса были использованы при оценке организационно-педагогических условий управления профессиональным образованием. Динамика развития органов общественного самоуправления в Казанском университетском округе отражена в таблице 1.

В ходе эксперимента была организована внутренняя и внешняя экспертиза результатов функционирования и развития образовательных учреждений, входящих в университетское образовательное пространство. Внутренняя экспертиза осуществлялась менеджментом образовательного учреждения во взаимодействии с рабочей группой и группой мониторинга. Внешняя экспертиза была проведена специалистами управления сферы образования республики с участием депутатов Государственного Совета РТ и Казанской городской Думы. Во всех видах экспертизы принимали участие представители общественных органов управления образованием. Результаты мониторинга и экспертизы были оформлены аналитическими справками о состоянии образовательных учреждений, которые содержали качественную и количественную характеристики объектов. В справках были отражены и обоснованы как успешные, так и неуспешные направления деятельности образовательных учреждений.

Таблица 1.

Развитие органов общественного самоуправления в КУОО

2008 год

2009 год

Форма самоуправления Общее количество % к общему Общее количество % к общему

органов количеству органов количеству

самоуправления учреждений самоуправления учреждений

Совет образовательного учреждения 867 36 2093 89

Студенческий комитет 987 41 3752 80

Попечительский совет 288 12 1278 54

Общественно- благотворительный фонд


загрузка...