Государственно-общественное управление  высшей школой в регионе (24.08.2009)

Автор: Терентьева Ирина Васильевна

ТЕРЕНТЬЕВА Ирина Васильевна

ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ВЫСШЕЙ ШКОЛОЙ В РЕГИОНЕ

13.00.01 – общая педагогика,

история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Казань – 2009

Работа выполнена в лаборатории профессионального образования Поволжья

учреждения Российской академии образования «Институт педагогики и психологии профессионального образования»

Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор,

действительный член РАО

Мухаметзянова Гузел Валеевна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор,

действительный член РАО

Новиков Александр Михайлович

доктор педагогических наук, профессор

Габдуллин Габдульхан Габдуллович

доктор педагогических наук, профессор

Гильмеева Римма Хамидовна

Ведущая организация: Учреждение Российской академии образования

«Институт образования взрослых»

Защита состоится «10» ноября 2009 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета Д 008. 012.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук и доктора психологических наук при учреждении Российской академии образования «Институт педагогики и психологии профессионального образования» по адресу: 420039, г. Казань, ул. Исаева, 12

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке учреждения Российской академии образования «Институт педагогики и психологии профессионального образования»

Автореферат разослан «____» _____________ 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета А.Р. Масалимова ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Актуальность исследования. На современном этапе образование все заметнее становится важнейшей сферой социальной политики и перестает интересовать только педагогическое сообщество. Сегодня влияние человеческого капитала на экономический рост четко выражено. В этих условиях увеличиваются требования к эффективности деятельности высшей школы. Они влекут за собой существенные изменения в процессах управления на институциональном уровне и характере отношений государство – вуз – общество. Государство, формируя гражданское общество, стремится сохранить баланс между группами, определяющими его интересы, что в свою очередь детерминирует движение высшего образования к оказанию услуг в направлении поддержки, культивирования, обеспечения общественной инициативы и предпринимательства. Без этого невозможна и обоснованная мотивация полноценного социального участия всех институтов общества и государства в образовательной политике и удовлетворение потребности государства в создании новых общественных отношений в системе образования, посредством использования социальных технологий менеджмента человеческих ресурсов. Высшее образование становится реальным механизмом общественного и культурного развития. Оно способствует выравниванию научного, образовательного и профессионального потенциалов субъектов РФ, удовлетворяя образовательные потребности регионов. В совокупность подходов к управлению высшим профессиональным образованием необходимо включить государственно-общественный подход. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года обозначено, что отечественное образование должно развиваться в качестве открытой и единой государственно-общественной системы. В ней неуклонно должно расширяться участие общества в выработке, принятии и реализации политико-правовых и управленческих решений, согласовываться государственная и общественная составляющие в деятельности всех управленческих структур в сфере образования.

Состояние исследования проблемы. Изучение законодательных актов, философской, психолого-педагогической литературы свидетельствует о наличии теоретической базы по исследуемой проблеме.

Теоретические основы управления развитием образовательных систем исследованы, обоснованы и раскрыты С.И. Архангельским, П. Беспалько, Б.С. Гершунским, А.А. Грековым, В.И. Загвязинским, В.А. Караковским, Е.Г. Мартыновым, А.М. Моисеевым, Г.В. Мухаметзяновой, Ю.А. Назаровым, М.М. Поташником, А.М. Радьковым, Н.А. Селезневой, Н.Л. Селивановой, Н.К. Сергеевым, В.В. Сериковым, В.А. Сластениным, А.П. Тряпицыной, И.Г. Фомичевой, Е.Н. Шияновым, Р.М. Чумичевой, Е.А. Ямбург и другими авторами.

Особенностям современных организационно-управленческих инноваций в образовании посвящены работы Ю.С. Алферова, Б. Гаевского, П.В. Голубкова, Ю.В. Громыко, Ю. Палеха, В.С. Лазарева, В.Г. Попова, В.В. Рубцова, и других.

Различные аспекты деятельности руководителей социальных организаций, в том числе и образовательных учреждений, представлены в трудах О.С. Анисимова, Ф. Генова, А.А. Деркач, А.Л. Журавлева, А.И. Китова, А.Г. Ковалева, Е.С. Кузьмина, В.Ф. Рубахина, А.В. Филиппова, В.М. Шепель, В.Г. Шорина, и других специалистов.

Проблемы, связанные с привлечением общественности к управлению образованием, рассматриваются как зарубежными авторами - Г. Бередей, Дж. Браун (США), А. Векслиар, М. Дебесс (Франция), И. Кэндл (США), Дж. Лоуэрис (Англия), В. Маллинсон (США), В. Миттер (Германия), П. Монро (США), Э. Николае (Англия), П. Россело (Швейцария), Н. Ханс (Англия), Ф. Хилькер (Германия), Б. Холмс (Англия), Ф. Шнайдер, Ю. Шрайвер (Германия), так и российскими учеными - А.Д. Алферовым, В.П. Борисенковым, В.П. Вахтеровым, Б.Л. Вульфсоном, В.А. Герд, Я.Я. Гуревич, А.Н. Джуринским, Я.И. Душечкиным, С.А. Золотаревым, В.А. Зеленко, Н.Н. Иорданским, Н.Д. Никандровым, В.Я. Пилиповским, М.М. Поташником, С.О. Серополко, В.И. Чарнолуским, Н.В. Чеховым, Т.Н. Шамовой, Ю.В. Шарониным, Т.Ф. Яркиной и другими.

Основные направления государственно-общественного управления образовательными системами представлены в работах В.К. Андриенко, В.К. Бацына, М.П. Гулько, А.В. Журавлевой, Г.М. Игнатьевой, В.Ф. Кривошеева, В.А. Колпакова, В.В. Кузнецова, Л.П. Кулиевой, С.П. Махновца, Е.М. Муравьева, В.М. Опалихина, Ф.П. Пафова, Б.М. Пилова, Л.П. Поргуновой, Т.П. Пуденко, А.П. Сорокиной, Т.А. Смирновой, П.И. Третьякова, Р.А. Яковлевой и других.

Однако в научной литературе не дана сущностная характеристика государственно-общественного подхода к управлению высшим профессиональным образованием; не раскрыты формы государственно-общественного управления; недостаточно обобщен опыт создания органов общественного управления образовательными системами и их взаимодействие с государственными и муниципальными органами управления образованием; не представлена модель государственно-общественного управления высшей школой.

Таким образом, актуальность исследования вызвана обострением противоречия между необходимостью развития государственно-общественных форм управления высшим профессиональным образованием и не разработанностью теоретико-методологических и научно-методических основ государственно-общественного управления высшей школой.

Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каковы теоретические основы и научно-методическое обеспечение государственно-общественного управления высшим профессиональным образованием.

Объект исследования: управление высшим профессиональным образованием.

Предмет исследования: государственно-общественный характер управления высшим профессиональным образованием в регионе.


загрузка...