Текстовая актуализация когнитивно-речевого субъекта в научной и художественной коммуникации (на материале немецкого языка) (24.08.2009)

Автор: Пелевина Надежда Николаевна

УДК 803.0 – 73

ПЕЛЕВИНА НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА

ТЕКСТОВАЯ АКТУАЛИЗАЦИЯ

КОГНИТИВНО-РЕЧЕВОГО СУБЪЕКТА

В НАУЧНОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КОММУНИКАЦИИ

(на материале немецкого языка)

Специальность 10.02.04 – германские языки

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора филологических наук

Санкт-Петербург – 2009

Работа выполнена на кафедре германской филологии ГОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена»

Научный консультант: доктор филологических наук, профессор

Евгения Александровна Гончарова

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

Ольга Николаевна Гронская

доктор филологических наук, профессор

Валентин Дмитриевич Девкин

доктор филологических наук, профессор

Константин Анатольевич Филиппов

Ведущая организация: Иркутский государственный

лингвистический университет

Защита состоится «___» ____________ 2009 г. в ___ часов на заседании диссертационного совета Д 212.199.05 по защите кандидатских и докторских диссертаций в Российском государственном педагогическом университете имени А.И. Герцена по адресу: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 48, корп. 14, ауд. 314.

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена.

Автореферат разослан «___» _____________ 2009 года

Ученый секретарь

диссертационного совета А.Г. Гурочкина

Общая характеристика работы

Реферируемая диссертационная работа выполнена в русле исследований гетерогенности текстового пространства культуры и текстовой прототипичности. В её основе лежит сопоставление научного и художественного текстов, проведённое с целью установления зависимости их речевых систем от специфики познавательно-коммуникативной деятельности автора и связанных с ней условий порождения и восприятия текста в соответствующих типах дискурса.

Актуальность исследования вытекает, прежде всего, из антропоцентрического характера современной лингвистической парадигмы, в которой центральное место занимает разработка проблем, связанных с понятием «человек в языке». Антропоцентрическая сущность языка заключается в его способности отражать то, как человек воспринимает мир, как мир преломляется в человеческом сознании и как человек осуществляет в когниции своё взаимодействие с «Другими». Антропоцентрический подход к языку позволяет получить системное представление о процессе текстообразования исходя из главенствующей роли субъекта (автора текста) во всём многообразии его характеристик – когнитивных, психологических, социальных, идеологических, этнокультурных и др. Антропоцентрически ориентированный взгляд на языковые явления расширяет исследовательское пространство лингвистики за счёт включения в него экстралингвистических факторов, обусловливающих различия в употреблении говорящим человеком единиц всех уровней языковой системы, а рассмотрение субъекта как связующего звена в освещении широкого круга языковедческих проблем способствует более широкому пониманию языка как когнитивно-коммуникативной системы.

Объектом исследования являются тексты, созданные в научном и художественном дискурсах, а материалом для анализа послужили немецкоязычные произведения научно-гуманитарной и художественной литературы ХХ – начала ХХI веков, среди которых 9 монографий и 115 статей из семи периодических научных изданий и трёх коллективных научных сборников, 9 романов и 112 произведений «короткой» прозы.

Выбор научных текстов филологической области знания в качестве объекта и материала исследования обусловлен более широким использованием в них по сравнению с естественнонаучными текстами средств авторизации и психологического убеждения читателя, повышающих экспрессивность научного изложения, которая ни в коей мере не изменяет его научный характер и не снижает объективную ценность передаваемого научного знания. Несмотря на то, что в современной науке усиливается тенденция к «формализации» гуманитарного знания по аналогии с математическим, в филологических текстах – при всей научной строгости методов и приёмов исследования – заложены более широкие возможности для проникновения читателя в субъектное содержание текста и развитие в нём авторской мысли, для выявления оценочно-смысловых позиций и научного мировоззрения учёного, способствующих формированию «образа автора».

Предметом исследования являются формы речевой реализации автора и средства текстовой фиксации его когнитивных и коммуникативно-прагматических установок в научных и художественных произведениях, позволяющие извлечь информацию об авторе как генерирующем начале новых идей, знаний и образов, неизбежно отражающем в тексте своё творческое «Я».

Целью диссертации является, таким образом, установление сходств и различий в текстовой актуализации когнитивно-речевых субъектов научной и художественной коммуникации, вытекающих из специфики познавательно-коммуникативной деятельности человека в науке и искусстве.

Задачи исследования определяются вышеназванной целью и состоят в следующем:

• выявить сущностные признаки научного и художественного творчества как познавательных систем и сфер коммуникации;

• установить особенности когнитивной компетенции субъектов порождения текста в научном и художественном дискурсах;

• определить содержание авторских стратегий познавательно-коммуникативной деятельности, формирующих прототипическую модель текстообразования в научном и художественном дискурсах;

• описать и сравнить способы текстовой реализации авторских стратегий в научном и художественном дискурсах: когнитивно-познавательных стратегий, направленных на представление в тексте взаимодействия автора с объектом познания и семиотическим пространством культуры, и коммуникативно-прагматических стратегий, управляющих воплощением в тексте авторского взаимодействия с читателем;

• установить сходства и различия субъектно-речевой структуры научного и художественного текстов, отражающей формы речевой реализации автора;


загрузка...