Проблемы Вооруженных Сил в периодической печати в период становления российского общества ( 1992-1999гг.) (24.08.2009)

Автор: Глушаченков Алексей Алексеевич

Научно-практическая значимость работы заключается в новизне постановки и решении важной научной проблемы, что позволяет рассматривать ее как определенную ступень в дальнейшем исследовании отечественной истории, истории Вооруженных Сил России. Опыт взаимоотношения печати и армии в условиях ее реформирования и ведения ею боевых действий на территории собственной страны может быть широко использован и сегодня, но на совершенно иных принципах взаимодействия, ключевыми из которых должны быть объективность, открытость, конструктивность, стремление принести пользу обществу и армии. Только в этом случае могут быть достигнуты многие общегосударственные цели. Кроме того, выводы диссертации и вводимые в научный оборот материалы дают возможность более правдиво и многомерно оценить современную историю российского общества, выработать взвешенную и объективную позицию по отношению к армии, ее роли и месту в обществе. Полученные результаты исследования могут активно применяться при создании разноплановых трудов по современному периоду отечественной истории, разработке учебных пособий, лекций и специальных курсов.

Апробация исследования. Основные положения диссертации, выводы и практические рекомендации получили положительную оценку научной общественности, педагогов и специалистов из войск. Материалы настоящей научной работы также были предметом выступлений автора в ходе проведения занятий с курсантами и слушателями, на курсах переподготовки руководящего инженерного состава. Были внесены изменения в содержание занятий в системе общественно-государственной подготовки в ряде вузов МО РФ.

Результаты исследования излагались автором в докладах на межкафедральных семинарах: в Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е.Жуковского (г.Москва, 2004, 2006), в Академии Воздушно-космической обороны (г.Тверь, 2005 г.), в Военной академии Генерального штаба (г.Москва, 2006 г.); в выступлениях на научно-практических конференциях: 21-я Всероссийская научная конференция молодых ученых «Реформы в России и проблемы управления – 2006» ( г.Москва, 2006г.); XXXV военно-научная конференция: «Проблемы управления войсками (силами) воздушно-космической обороны государства» (г. Тверь, 2006 г.); дистанционная межвузовская научно-практическая конференция «Проблемы Вооруженных Сил и Российское общество: история и современность» ( г.Москва, 2008 г.); в отчетных материалах научно-исследовательской работы по итогам участия Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е. Жуковского в дистанционной межвузовской конференции, проводимой Военным университетом МО РФ в 2006 году.

Диссертация состоит из вступления, четырех разделов, заключения, списка источников и литературы, приложений.

II. Структура и основное содержание диссертации

Во введении обосновывается актуальность избранной автором темы исследования, анализируется степень научной разработанности проблемы. Диссертант определяет объект и предмет, цели и задачи исследования, его хронологические рамки, обосновывает методологические подходы, формулирует основные положения, выносимые на защиту, и предлагает концепцию своего исследования. Во введении также раскрываются научная и практическая значимость и новизна исследования.

В первом разделе «Историография и источники» изложены основные направления, характер и тенденции развития отечественной историографии по проблеме исследования, дается классификация и характеристика использованных при подготовке диссертации источников.

Во втором разделе «Проблемы Российской армии и их отражение в печати в начальный период реформирования российского общества (1992 – 1993 гг.)» на основании анализа публикаций в печатных СМИ дается общая характеристика ситуации в стране, что является объективным фактором, оказывающим влияние на реформирование армии. Выделяются основные армейские проблемы, дается анализ основных направлений военных преобразований, отраженных в СМИ.

Показано, что деятельное участие в демократизации страны принимали средства массовой информации, среди которых особую роль, в силу своей специфики, взяли на себя периодические печатные СМИ. Помимо освещения политических, экономических и социальных изменений, происходивших в обществе, в информационном потоке печатных СМИ все чаще стали появляться публикации, связанные с проблемами одного из столпов любого государства – армии.

На основе анализа опубликованного в печатных СМИ материала в рассматриваемый период автор выделяет основные армейские проблемы, на которых акцентировалось внимание печати.

К их числу относится, прежде всего, проблема определения вектора дальнейшего существования Вооруженных Сил СССР. При принятии в декабре 1991 года в Алма-Ате руководителями 12 бывших республик Советского Союза решения о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) в военной области предусматривалось сохранение общего военно-стратегического (оборонного) пространства и единых Вооруженных Сил. Однако практического решения по этому вопросу принято не было. Объединенные вооруженные силы СНГ также не были созданы.

В разделе показано, что названия статей в печатных СМИ красноречиво свидетельствуют о позиции большинства авторов, выступавших за единые Вооруженные Силы: «Вооруженные Силы должны обладать статусом политической неприкосновенности», «Делить армию – играть с огнем», «Развал армии может привести к распаду общества», «Можно приватизировать все, кроме армии», «В армии бродит недовольство». Вместе с тем, проведенный диссертантом анализ социологических опросов подтвердил отсутствие в обществе и армии единства взглядов о судьбе Вооруженных Сил. Так, например, на вопрос «Как Вы относитесь к тому, чтобы каждая республика, объявившая о своей независимости, имела свои Вооруженные Силы?», 10 % россиян высказались «За» , «отрицательно» – 45%, «о необходимости найти компромисс» – 33,6 %. Неопределенность существовала и в офицерской среде. По данным социологического опроса, проведенного среди 1200 офицеров в 16 гарнизонах Центром Военно-социологических, психологических и политологических исследований, 67% офицеров и прапорщиков высказались за разделение ВС СССР на ВС независимых государств, 8% - только за стратегический компонент в каждой армии СНГ.

На страницах печати освещался ход развернувшейся дискуссии по вопросу раздела имущества союзной армии между государствами СНГ. В то время как одна группа стран — Россия и среднеазиатские республики – выступали за сохранение единых Вооруженных Сил под общим командованием, другая ратовала за передачу под национальную юрисдикцию воинских частей и вооружений, находящихся на их территориях. Предлагались и другие варианты. По мнению автора, один из оптимальных вариантов раздела имущества армии СССР был предложен в статье «Если делить вооружение, то цивилизованно», когда предлагалось взять за основу обобщенный показатель (площадь государства, количество населения, длина границ). Исходя из этого, части имущества определялись бы так: Азербайджану доставалось 4,3% имущества ВС СССР, Армении – 2,8%, Белоруссии – 6,6%, Грузии – 3,8%, Казахстану – 4,3%, Молдавии – 2,3%, России – 54,1%, Украине – 21,8%. СМИ широко освещали острейшие разногласия в СНГ по вопросу раздела армии и флота между Украиной и Россией. В ряде газет отношения между государствами стали называть «Холодной войной», «Холодным занавесом».

Помимо раздела имущества и военнослужащих бывшей армии СССР, существенное место в печатных СМИ занимало освещение вывода войск из стран Восточной Европы, Прибалтики, Закавказья и Средней Азии, ликвидация бывших советских военных баз во Вьетнаме, Кубе, Монголии – это составляло 8% от общего числа публикаций по военной проблематике в рассматриваемый период. Анализ публикаций позволил автору выделить следующие проблемы, характерные для этой ситуации и нашедшие отражение в печати. Во-первых, оценка оставляемого имущества и социально-политические проблемы, связанные с выводом войск. Во – вторых, острейшей проблемой вывода войск являлось их последующее размещение (строительство жилья, детских садов, школ, больниц, казарм и т.д.) на территории России. В – третьих, печать освещала и искусственно нагнетаемую социально-политическую напряженность вокруг вывода войск. Необходимо отметить, что, если в странах Восточной Европы этот процесс проходил более или менее цивилизованно, то в Прибалтике и Закавказье сопровождался небывалой остротой. Нередки стали сообщения в печатных СМИ о попытках и захвате вооружения, военной техники, квартир военнослужащих, самих военнослужащих в заложники, которых иногда приходилось отбивать танковыми атаками.

В этих условиях свои Вооруженные Силы вынуждена была формировать и Россия. Сложность заключалась в том, что наряду с этим процессом существовала и настоятельная необходимость одновременного их реформирования. Анализ публикаций того периода позволяет автору сделать вывод, что разброс мнений по вопросу реформирования армии союзного государства был достаточно широк. В обсуждении этой исключительно важной для государства проблемы приняли участие как первые лица Министерства обороны СССР, так и государственные деятели, представители общественных организаций.

К июлю 1992 года план реформы был подготовлен и нашел свое отражение в СМИ. Он включал в себя три этапа. В ходе первого предполагалась «инвентаризация» вооружений и военной техники, продолжение вывода войск из-за границы, сокращение численности войск и вооружений, разработка основ правовой базы строительства и функционирования ВС; завершение формирования Министерства Обороны РФ и системы органов высшего военного управления в целом. В ходе второго этапа (1993—1994 годы) предполагалось сформулировать основные принципы построения новой организационно-штатной структуры ВС РФ. На третьем этапе (1995—1999 годы) намечалось завершить процесс вывода войск из-за рубежа и начать реорганизацию видов Вооруженных Сил и родов войск (сил). В результате к концу 1992 года численность Вооруженных Сил сократилась на 180 тыс.человек, аппарат МО РФ – на 30 % ( 6 тыс. человек).

Анализ публикаций показывает, что далеко не все печатные СМИ были заинтересованы в освещении этой важной для страны темы. Наибольшую активность в этом плане проявили следующие печатные издания: «Красная звезда» - 55 % от общего числа опубликованного материала с 1991 по 1993 годы, «Российская газета» - 18 %, «Комсомольская правда» и «Независимая газета» - по 10%, «Московский комсомолец» - 7 %. А остальные же - обращались к проблемам реформирования армии от случая к случаю.

В периодической печати имело место обсуждение и частных вопросов реформирования Вооруженных Сил. Одними из самых злободневных стали назревшие проблемы резкого снижения престижа военной службы и необходимости изменения принципа комплектования армии – задачи, требовавшие своего решения еще со времен Советского Союза.

Анализ публикаций в печатных СМИ позволяет выделить некоторые из важнейших мер, предпринимавшихся в государстве по изменению создавшегося положения дел. Первое. Руководством страны была предпринята попытка перехода к смешанному принципу комплектования. Второе. В печати развернулась кампания по привлечению к службе по контракту женщин. Третье. Для привлечения на военную службу по контракту в «Красной звезде» появились целые рекламные полосы, посвященные различным видам Вооруженных Сил. Четвертое. Началось реформирование системы военного образования России. Пятое. Кардинальное изменение претерпела вся система воспитательной работы в армии в русле повышения престижа воинской службы.

Весомое место в печатных СМИ занимало обсуждение социальных проблем армии - 18 % от общего числа публикаций. Как показывает их анализ, скоропалительность и непродуманность экономических реформ в начальный период становления Российского государства самым серьезным образом сказалась и на финансировании армии, особенно на материальном положении офицеров и членов их семей.

Материалы прессы свидетельствуют, что падение жизненного уровня военнослужащих и, прежде всего, офицерского состава, сказалось на их морально-психологическом состоянии. Так, в ходе опроса в 1992 году 30% из них сопоставили свои доходы с уборщиком и дворником, 80 % - не ощущали себя достаточно защищенными ( в 1993 – полностью защищенным себя считали лишь 3,1 %), 62 – 79% не верили в реализацию решений, направленных на улучшение их социальной защищенности. 70 % опрошенных даже требовали внести в проект Конституции РФ материальную и моральную ответственность государства за ущемление прав военнослужащих. Материальные проблемы военнослужащих еще более обострились в связи с задержками выплат денежного довольствия.

Из публикаций периодической печати также видно, что ухудшение финансирования армии не замедлило сказаться и на повседневной деятельности войск – боевой подготовке. Долг Министерства обороны оборонным предприятиям в 1993 году составил 1,5 трлн.рублей, 400 – 410 млрд.рублей не было выделено на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, на выпуск серийной продукции, в результате чего было сорвано производство более тысячи единиц вооружения и военной техники. 21% оборонных предприятий находились на грани банкротства, 43% - переходили в разряд нерентабельных.

Ввиду нарастающего ухудшения финансирования армии в прессе делаются попытки поиска путей выхода из создавшегося положения. Предложения поступали самые разнообразные. Так, например, предлагалось улучшить финансирование армии за счет сокращения вооружений, численности Вооруженных Сил, количества военных учебных заведений, создания оптимальной экономичной системы подготовки военных специалистов, ликвидации привилегий для высокопоставленных начальников, формирование военного бюджета предписывалось взять под контроль Верховного Совета СССР, ликвидации армейского спорта, увеличения продажи оружия за рубеж (15 – 30 млрд.рублей) и др.

В то время, когда в армии нарастал финансовый голод, как гром среди ясного неба, в печатных СМИ появлялись заявления первых лиц государства об отсутствии финансовых проблем в армии, что вызвало серьезное недовольство в ней. Это подтверждается данными социологического опроса 1200 офицеров, проведенного «Красной звездой» 6 марта 1992 года. Так, только 17% поддержали экономические реформы Правительства (56 % - нет). Среди россиян эти показатели несколько другие - 85% готовы терпеть реформы до осени, 46 % - заявили о предзабастовочной активности. 90 % военнослужащих - заявили о снижении своего жизненного уровня по сравнению с 1991 годом . 700-тысячное сокращение армии, предложенном Президентом РФ, не поддержали 43 % опрошенных офицеров (из них 35% оценили это как абсолютно невозможное), но 47 % - полностью или частично согласились с предстоящим сокращением.

Демократические процессы в обществе через публикации в СМИ обнажили еще одну болевую проблему армии - гибель и ущерб здоровью военнослужащих. В статьях приводятся обескураживающие цифровые данные, но они носят отрывочный, а, порой, противоречий характер и не позволяют сформировать целостный взгляд на существующую проблему.

Августовские события 1991 года обозначили крах идеи социалистического реформаторства в СССР. Завершением этого процесса стал распад Союза ССР в декабре 1991 года. Какую роль при этом сыграла армия, какова оценка ее действий в СМИ – эти критерии легли в основу выделения 13 % статей от общего их числа в группу под условным названием «Армия и политика». Весь 1992 и первую половину 1993 года пресса работала в условиях углубления экономического и политического кризиса, констатируя при этом, что в политическую конфронтацию втягиваются все новые общественные силы и властные структуры. А уже через 12 дней после силового разрешения политического конфликта в газетах появились заголовки, возвещавшие о начале предвыборной кампании в Государственную Думу. Важнейшее место в предстоящих выборах отводилось армейским голосам.

Таким образом, страна в конце 1993 года вновь получила исторический шанс. Смысл его заключался в том, чтобы, преодолев тяготы и лишения переходного периода, интегрируя идеи всех политических сил общества, строить новую Россию и укреплять ее обороноспособность на основе гражданского согласия и социального мира. Отличительными особенностями российской печати, своеобразно отражавшей наиболее болезненные и животрепещущие проблемы в рассматриваемый период, являлись крайняя политизация, абсолютная свобода, граничащая с вседозволенностью, бескомпромиссность.

В третьем разделе « Печатные СМИ и Вооруженные Силы России на стадии обострения Чеченского конфликта (1994 – 1996 гг.)» исследованы основные направления преобразований в армии на фоне начавшегося наведения конституционного порядка в Чечне. Особое место занимает анализ информационного сопровождения печатными СМИ участия Вооруженных Сил России в первой чеченской кампании.

Новый этап социально-политического развития России начался в исключительно сложных условиях. Это объясняется тем, что практические действия властных структур по реализации стратегических целей реформ не дали позитивных результатов. Отражение проблем армии и процессов, которые происходили внутри и вокруг нее, по-прежнему были в числе важных направлений деятельности СМИ. Проведенный автором анализ публикаций в этот исторический период позволяет выделить следующую основную их проблематику.

Вопросы реформирования армии занимали одно из ведущих мест на страницах печатных СМИ - 23% от всех публикаций. Тематически их можно разделить на две группы. К первой относятся статьи, связанные с общими вопросами реформирования и строительства Вооруженных Сил, ко второй – частные вопросы изменения облика армии или, другими словами, конкретизация отдельных элементов всей системы военных преобразований.

Общество через СМИ стало осознавать, что темпы и качество военных реформ не соответствовали первоначальным планам и его собственным представлениям. В ряде статей звучал призыв положить в основу реформы армии идею глубокого изучения отечественного и зарубежного опыта.

Значительное количество журналистов объединяли статьи, раскрывающие бедственное положение различных видов Вооруженных Сил. Анализ этой части статей позволяет выявить в них общие проблемы, с которыми столкнулись все виды Вооруженных Сил: необоснованное принижение роли данного вида войск в решении задач обороны страны; большой некомплект военнослужащих срочной службы; процесс старения офицерского корпуса; снижение обеспеченности войск новым вооружением и военной техникой; катастрофическая нехватка топлива на боевую подготовку; сложное положение с продовольствием, вещевым обеспечением. В прессе стали прямо говорить и о критическом состоянии обороноспособности Российской Федерации в целом. Она была озабочена тем, что руководство страны и общество в целом не прониклись до сих пор серьезностью проблем в деле военного реформирования.

Проведенное диссертантом исследование позволяет констатировать, что в печатных СМИ впервые появились статьи, авторами которых была предпринята попытка найти непосредственных виновников подобного «реформирования» Вооруженных Сил. В одних публикациях неудачи проводимых военных преобразований связывались персонально с руководителями военного ведомства – П.Грачевым, И.Родионовым, в других - во всех неудачах обвинялся генералитет Министерства обороны. Особое внимание в диссертационном исследовании обращено на группу статей, авторы которых попытались более объективно оценить ошибки, найти выход из создавшейся ситуации, предлагая возможные варианты деятельности со стороны высших органов власти и Министерства обороны. Анализ показал, что содержательной особенностью этих публикаций является то, что в них проходит мысль о необходимости участия в реформе армии всего государства и общества в целом, обосновывается необходимость прочной правовой базы для дальнейших военных преобразований. Значительная часть публикаций рассматривала экономическую составляющую военных преобразований.

Неизменным оставалось и наличие группы статей, в которых отражались две основные точки зрения на проведение военных реформ. Сторонником, одной из них выступал министр обороны генерал-армии И.Родионов. Сторонником другого подхода к реформированию являлся помощник Президента РФ по национальной безопасности Ю.Батурин.

Значительная часть всего массива статей, раскрывающая проблемы реформирования и функционирования Вооруженных Сил России, была посвящена изменению системы комплектования армии, которые составили 47% от общего числа публикаций.

Отправной точкой дискуссии в СМИ стало определение оптимального количественного состава Вооруженных Сил России. Широкий разброс мнений вызвало решение о сокращении в ближайшие 2 – 3 года численности армии с 1,8 млн.человек до 1 – 1,2 млн. человек. Как свидетельствуют печатные источники, подогревали страсти в обсуждении системы комплектования и статьи, показывающие кризис и неспособность укомплектовать армию солдатами-срочниками в ходе призывной кампании, многие СМИ акцентировали внимание читателей на крайне низких качественных характеристиках призываемого контингента. Участники дискуссии в СМИ видели выход в создании нормативно-правовой, экономической и социальной базы для перехода на контрактный и альтернативный способы службы.

/чеченских событиях. Этой проблематике они уделили 29% всех своих материалов, посвященных Вооруженным Силам в этот период.

Проведенный автором анализ публикаций по данной теме позволяет говорить о неравномерности распределения материала среди различных печатных СМИ и выделить наиболее активные среди них: «Красная звезда» - 70%, «Комсомольская правда» - 11%, «Российская газета» и «Московский комсомолец» по 8%, «Независимое военное обозрение» - 3%. Такая ситуация сложилась, на наш взгляд потому, что противоречия, накопившиеся в Чечне, государству пришлось разрешать с применением армии, центральным печатным органом которой и была «Красная звезда». Исходя из содержания материала, автор считает возможным классифицировать его на следующие составляющие:

Социально-экономическая информация о Чечне и истории ее взаимоотношений с Россией.

Вопросы политического и вооруженного противостояния в борьбе за власть внутри республики и показ процветающих на ее территории массовых убийств, грабежей поездов, автомобилей, захвата заложников.


загрузка...