Генезис идей социальной утопии в английской общественной мысли второй половины XVII- начала XVIII вв. (24.08.2009)

Автор: Эрлихсон Ирина Мариковна

Эрлихсон Ирина Мариковна

Генезис идей социальной утопии в английской общественной мысли второй половины XVII- начала XVIII вв.

Специальность 07.00.03 – всеобщая история

( новая и новейшая история)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора исторических наук

Москва – 2009

Диссертация выполнена на кафедре Новой и новейшей истории исторического факультета Московского педагогического государственного университета

Научный консультант:

доктор исторических наук, профессор

Родригес-Фернандес Александр Мануэльевич

Официальные оппоненты:

доктор исторических наук, профессор

Лабутина Татьяна Леонидовна

доктор исторических наук, профессор

Соколов Андрей Борисович

доктор исторических наук, профессор

Осиновский Игорь Николаевич

Ведущая организация

Российский университет дружбы народов

Защита диссертации состоится 9 ноября 2009 г. в «____» часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.09 в Московском педагогическом государственном университете по адресу: 117571, г. Москва, пр. Вернадского, д. 88, ауд. 322.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского педагогического государственного университета по адресу: 119991, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1.

Автореферат разослан «___» _______________ 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Симонова Н.В.

Актуальность исследования

Определение социальной утопии, ее сущность, классификации, понятие утопического сознания, роль утопии в мировом историческом процессе, соотношение утопии и реальности – эти и многие другие вопросы остаются предметом пристального интереса философов, социологов и историков. Идея о достижении лучшего обустройства общественной жизни сопутствовала людям на протяжении всей истории человечества. Утопический импульс присутствует во всех произведениях, в которых прослеживается направленность на совершенствование мира. Польский историк А. Свентоховский писал, что автору, желающему «начертать историю утопий, следовало бы рассказать всю историю человеческой культуры».

Стремление к ментальному конструированию неких идеальным образом организованных условий жизни социума существовало на столь ранних стадиях цивилизации, что оно может рассматриваться как одна из антропологических особенностей человека. Уже в социальных утопиях античного мира достаточно подробно описываются не только «идеальное» государственное и общественное устройство, но в отдельных случаях показываются также «идеальные» механизмы функционирования различных властных институтов. Легенда о «золотом веке» Гесиода, описание Елисейских полей в «Одиссее» Гомера, идеальный полис в «Государстве» Платона и загадочная Атлантида в его же «Диалогах», «Острова Солнца» Ямбула - вот далеко не полный список сюжетов, свидетельствующих о «почтенном возрасте» социальной утопии. Утопическое сознание средневековья, причудливый симбиоз религиозного мировоззрения и мифологизированных плебейских мечтаний, продуцирует две модели совершенного общества: эсхатологическую, предполагающее наступление рая на земле, и эгалитарную, сводящееся к мечте «о возвращении человечества не в христианский рай, но в «золотой» век древности».

Начало утопизму Нового Времени положила культура Возрождения, породившая активное отношение человека к своему будущему и раздвинувшая рамки средневековых провиденциалистских представлений о внутреннем механизме и конечной цели исторического процесса. «Именно в Новое время, когда социальная активность человека освобождается от традиций патриархальной жизни и мышления, создается благоприятная почва для расцвета утопий, которые артикулируются в терминах и понятиях, ранее неизвестных». В своей классической форме утопическая мысль появляется уже на зрелом этапе Возрождения, будучи подготовлена всем предшествующим развитием ренессансной культуры.

«Золотая книжечка» Т. Мора разбудила фантазию множества подражателей и последователей, которые называли свои воображаемые государства утопиями. Количество подобных произведений с приближением эпохи буржуазной революции возрастает. Английский историк А.Л. Мортон писал, что «ни в какое другое время не было такого богатства утопических воззрений в Англии, как в XVII веке». Причем и количественный, и качественный (по широте идейного спектра) расцвет утопической мысли приходится на вторую половину XVII века. Однако до настоящего времени в отечественной и зарубежной историографии отсутствует целостное представление обо всем многообразии английской утопической мысли во второй половине XVII - начале XVIII веков. Важные вопросы об особенностях расцвета и стагнации отдельных направлений утопической мысли, о причинах кризиса классической социальной утопии в конце XVII — начале XVIII веков не получили адекватной научной трактовки. В этой связи идеологически независимое и системное изучение трансформации утопических идей в период исторически стремительных политических, экономических, религиозных и социальных катаклизмов, исследование отражения утопических идей в английской общественной мысли представляют безусловный научный интерес и определяют научную новизну и актуальность работы.

Актуальность подобных научных исследований обусловлена сформировавшимся в конце XX века в среде философов, социологов и экономистов осознанием степени влияния утопических идей на общественное сознание; пониманием ее специфических возможностей в ментальной разработке и апробации социальных реформ, а также роли утопической мысли в политическом и социально-экономическом преобразовании общества. Кроме того, систематизация и философское осмысление гигантского объема утопической литературы и утопических проектов позволило создать к концу XX века основы общей теории утопий, в рамках которой были определены природа, сущность и взаимосвязь таких понятий, как «утопическое сознание», «утопия» и «утопизм». Это открыло новые возможности по научно корректному формированию корпуса исследуемых утопических произведений, установлению сущности содержащихся в них утопических идей. Таким образом, само использование методологических концепций философии утопий в исследовании утопической мысли в английской политической и социально-экономической мысли второй половины XVII- начале XVIII веков становится предпосылкой получения оригинальных научных результатов.

Историография проблемы

Анализ историографии английской утопической мысли XVII-XVIII веков невозможен без учета исследований, формирующих современное философское представление о роли утопической мышления в современном мире, о сущности и взаимосвязи таких понятий, как «утопическое сознание», «утопия» и «утопизм», и без критического анализа работ, предлагающих различные принципы классификации всего корпуса утопических произведений. В представлении современной философской теории утопий «утопическое сознание» формируется противоречиями между реалиями практического бытия и некими идеальными, созданными на ментальном уровне и имеющими антропологическую природу представлениями о совершенном социуме. В известном смысле оно выступает как «специфическая форма идеологии, фокусируя философские, политико-правовые, экономические и этические взгляды в направлении разработки радикально отличного от действительности, противостоящего общественного идеала». При этом утопическое сознание характеризуется особым восприятием пространства и времени как пластичного материала, оно ощущает современное общество как дисгармоничное и потому требующее реконструкции.

Утопическое сознание постоянно генерирует модели идеального, которые в законченной форме представляются утопиями и утопическими проектами (в философской терминологии - «утопическим», «утопизмом»). Отказавшись от понимания утопии как некоего литературного жанра, современные философы начали рассматривать ее как одно из своеобразных и сложнейших духовно-практических явлений, формообразований общественного сознания, имеющих глубокую интеграцию со всеми сферами общественной жизни» и пытались, определив ее (утопии) характерные черты, выбрать дефиниции этого понятия, свободные от вторичных и несущественных особенностей. В рамках такого подхода наиболее удачными представляются определения американского социального философа Л. Сарджента: «Утопия — это подробное и последовательное описание воображаемого, но локализованного во времени и в пространстве общества, построенного на основе альтернативной социально-исторической гипотезы и организованного как на уровне институтов, так и на уровне человеческих отношений — совершеннее, чем то общество, в котором живет автор». Хорошо отражает особенности утопии дефиниция белорусского ученого Ч.С. Кирвеля: «Утопия — это особая форма духовно-ценностного освоения социальной реальности, состоящая в создании методами абсолютизации и умозрительного конструирования, максимально-детализированных образцов бесконфликтного, внутренне не противоречивого и не подлежащего изменению общественного устройства, призванного обеспечить желаемое (позитивная утопия) или не желаемое (негативная утопия) состояние человечества и человека».

Более сложным продуктом утопического сознания является утопическое или утопизм, который при кажущейся схожести принципиально отличается от утопии. По своей природе утопизм, как и утопия, вытекает из «несчастного сознания», то есть сознания личности о себе, как о двойственном, противоречивым создании. В отличие от утопии, которая формируется на аксиоме недостижимости идеала, в утопизме, в силу его социальной активности, происходит подмена идеала некоей потенциально реализуемой социальной задачей. Человек, предполагающий осуществление некого утопического проекта, убежден в пластичности мира, в его готовности принять такую форму, которую пожелает утопист. Русский философ С.Л. Франк под утопизмом понимал «не общую мечту об осуществлении совершенной жизни на земле, а более специфический замысел, согласно которому совершенство жизни может быть автоматически обеспечено неким общественным порядком или организационным устройством». С. Франк специально указывал на присутствие в утопизме (в отличие от утопии, которая от этого абстрагирована) уверенности в реализуемости некоего социального идеала, превращающей идеал в сознании утописта-практика в достижимую цель. Развитием концепции Франка является подход к пониманию утопизма, предложенный Е.Л. Чертковой, рассматривавшей утопизм (утопическое) как «результат обращения идей вбращртковой, рассматривавшей утопизм (утопическое) как "ма был прельй, средств и условий. жизни в социуме.льнее и пре социуме». Только при «встрече с действительностью» идеальная конструкция утопии превращается в утопизм. «Это происходит тогда, когда вера в магическую силу идеала… дополняется в утопическом сознании убеждением в возможности насильственного воплощения принципов разумного и совершенного социального порядка. Суть утопизма составляет утверждение возможности идеала как факта эмпирической действительности». Таким образом, под утопизмом или утопическим в любом произведении следует понимать те утопические идеи или проекты, которые своей постановкой сориентированы на практическую реализацию.

В методологическом плане философские представления об утопическом сознании, утопии и утопическом позволяют существенно расширить источниковую базу исследования и более корректно определять сущностное содержание утопий и утопического в общественной мысли. Более того, такой концепт полностью девальвирует все классификационные модели, построенные на понимании утопии как литературно-художественного жанра. Возникновение, эволюция, функции утопии связываются в этих моделях с развитием литературного процесса, ее форма сводится к роману, а ее роль определяется общей ролью художественной литературы в общественно-политической жизни. На такой позиции стоит А.Л. Мортон, чья монография «Английская утопия» ограничена исследованием художественных произведений английских писателей, общественных деятелей и отдельных образцов английского фольклора. Аналогичной точки зрения придерживаются Г. Негли и Дж. Патрик, составители антологии «В поисках утопии», которые включили в нее исключительно художественные произведения, имеющие «три характерных черты, отличающие утопии от других литературных форм: они представляет собой вымысел; они описывает определенное государство или сообщество; их темой является политическая структура этого вымышленного государства».

Постоянное увеличение корпуса утопических произведений, их сюжетная полифония и жанровое многообразие объективно объясняют попытки классификации утопий. В рамках типологизации по морфологическому признаку различают следующие виды утопических произведений: антиутопия - отрицание принципов утопии, веры в возможность создания идеального социума; дистопия - антитеза социальной утопии, «идеальный мир наоборот»; энтопия - описание реализованного идеального проекта; экоутопия - глобальное научно-культурное проектирование; практоутопия - система социальных реформ, направленных на построение лучшего мира.

Весьма популярен хронологический принцип классификации, в рамках которого последовательно рассматриваются утопии античные, средневековые, эпохи Возрождения, Нового времени, Просвещения, XIX века. Корректность такого подхода очевидна. Утопии несут в себе отпечаток той эпохи, в которой они возникают, так как каждому времени присущи определенные идеологические формулы, программирующие историческую деятельность человека на изменение существующей действительности. Франк и Фритци Мануэли разделили европейскую утопическую традицию на несколько исторических периодов, обозначив в качестве критерия совокупность моральных, религиозных и социальных категорий, «задававших тон» эпохе и общих для группы мыслителей, писателей и философов.

Значительный интерес представляют типологизации, отталкивающиеся от политических, экономических, социальных и иных особенностей идеальных миров, созданных в различных утопических проектах. В частности, К. Маркс и Ф. Энгельс разделяли утопии по социально-классовому принципу, выделяя четыре типа утопических учений: феодальные, мелкобуржуазные (реакционные), буржуазные (консервативные) и критически-утопический социализм, выражавший интересы наиболее зрелого субъекта общественных отношений - предпролетариата. Советский историк В.П. Волгин классифицировал утопии по способу обоснования провозглашаемого ими общественного идеала, выделяя религиозные, рационалистические, исторические утопии, основанные соответственно на религиозном, метафизическом, научном мировоззрении.


загрузка...