Развитие психологического соответствия человека и профессии в поликультурной образовательной среде вуза (24.08.2009)

Автор: Акбиева Зарема Солтанмурадовна

??????o?

?Никакой перспективы 26% 21%

Как для специалистов, так и студентов РД самооценка карьерных перспектив не превышает средний уровень. Для специалистов наиболее характерны как отличные перспективы, так и их полное отсутствие, т.е. можно говорить о пессимистических и оптимистических оценках работающими людьми своих карьерных перспектив. Для студентов наиболее характерны умеренные позиции в оценке своих карьерных перспектив.

Для работающих мужчин средний результат равен 75,169, для работающих женщин - 71,543, что свидетельствует об умеренной - примерно одинаковой - оценке своих карьерных перспектив.

Для мужчин-студентов результат равен 74,258, для женщин - 64,106. Полученные значения соответствуют среднему результату оценки карьерных перспектив, но для женщин этот показатель намного ниже, т.е. самопрогноз носит более выраженный пессимистический характер.

Далее по методике изучения профессиональной идентичности изучался её уровень у работающих дагестанцев. Показатели профидентичности людей разных национальностей, проживающих и работающих в Москве, намного выше, чем у тех, кто проживает и работает в РД. Даже между дагестанцами из Москвы и из РД различия существенны. Однако для последних характерен адекватный уровень профидентичности у большинства (76%), тогда как для всех других – показатели сильно дифференцированы: много и низких результатов, и завышенных.

Дагестанцы в РД имеют:

76% - нормальный уровень, из них 42,5% – женщины (среднее 2,78), 57,5% – мужчины (среднее – 2,79).

11,3% – высокий уровень, из них 35% – женщины (среднее - 4,04), 65% – мужчины (среднее – 4,07).

8,8% – низкий уровень, из них 45% – женщины (среднее -1,66) , 55% – мужчины (среднее – 1,56).

3,9% – заниженный уровень, из них 57% – женщины (среднее – 0,828), 43% – мужчины (0,85).

Женщины имеют больший перевес в сторону занижения профидентичности, а мужчины – в сторону завышения. Следует отметить, что дагестанцы, проживающие и работающие в Москве, и дагестанцы, работающие и проживающие в Республике Дагестан, меньше подвержены кризису профессиональной идентичности, чем представители других национальностей. Таким образом, их национальная принадлежность сказывается на профидентичности как на интрасубъектном соответствии человека и профессии.

Эмпирические результаты возвращают внимание к историческому происхождению трудовой поведенческой активности дагестанцев, и, помимо этого, заставляют пристальнее изучить проблему рынка труда современной Республики Дагестан и трудовой занятости дагестанцев в настоящее время.

Как социально-экономическая база профессионально-релевантного поведения рынок труда в РД обнаруживает себя через три явления: занятость, безработицу и миграцию.

Рис. 2. Рынок труда как база для профессионально-релевантного поведения и его особенности в Республике Дагестан

Специфичность для Дагестана рынка труда как базы для профессионально-релевантного поведения на сегодняшний день, как показывают статистические данные, заключается в низком уровне занятости населения при очень высокой (сверхнормативной) безработице и усиленной трудовой миграции (как внешней, так и внутренней).

Рынок труда выполняет наиболее сложные функции производственных отношений и служит той реальной базой, на которой осуществляется профессионально-релевантное поведение субъекта труда. Именно в условиях сложившегося рынка труда возможно нахождение и/или выстраивание ценностно-прагматического соответствия человека и профессии. От решения проблемы занятости во многом зависит эффективность поведенческой активности человека как субъекта трудовой активности, т.е. определение и выявление его профессиональной релевантности. Эта активность может носить активный (в условиях эффективной занятости), потенциально-возможный (в условиях безработицы) и вынужденный (в случае трудовой миграции) характер. Тогда соответственно можно говорить об активном, потенциально-возможном и вынужденном профессионально-релевантном поведении.

В начале 2008 г. было проведено анкетирование специалистов (70 человек), проживающих и работающих в Республике Дагестан (35 чел.) и других регионах России (35 чел.). При этом были выявлены проблемы, с которыми они сталкиваются при решении профессиональных задач. Из полученных данных следует, что различия в видении реализации проблем ПРП специалистами из Дагестана и других регионов России весьма существенны. По этим ответам можно предположить, что для дагестанских специалистов, труд, в первую очередь, - средство выживания (требования к нему и профессиональным отношениям ниже), для специалистов из других регионов труд – это средство самореализации (требования к нему и профессиональным отношениям выше). Истоки таких различий можно усмотреть не только в национальной принадлежности респондентов, но и в характере и содержании полученного (получаемого) ими профессионального образования. Рассмотрим это подробнее.

Высшее образование в Республике Дагестан не исчерпывается светским профессиональным образованием. Основная модель мусульманского образования в современной Республике Дагестан развивается в рамках официальных религиозных институтов и носит традиционный характер.

Высшее профессиональное образование Республики Дагестан (РД) интегрировано в общероссийскую высшую школу более чем другие отрасли. Качественные изменения, произошедшие за последние годы в экономической, общественно-политической и духовной жизни, масштабность и сложность решаемых задач с очевидностью предполагают и существенные изменения в системе подготовки специалистов высшей квалификации.

В связи с этим в программе модернизации высшего образования РД выделяются такие первоочередные проблемы: недостаточная координация между выпуском кадров и потребностями рынка труда; несоответствие учебно-методической литературы по инновационным направлениям и специальностям современным требованиям; несоответствие подготовки выпускников и работающих специалистов реализации актуальных задач модернизации экономики РД, недостаточное использование информационных технологий и др.

Потребность в специалистах должна учитываться в госзаказе для вузов Дагестана. Этим озабочены и сами вузы. Для ускоренной модернизации высшего образования необходимо оперативно открывать подготовку по новым, востребованным специальностям и отказываться от устаревших направлений, усилить связь с производством. Следует существенно улучшить систему подготовки и повышения квалификации самих преподавателей, расширить и качественно улучшить деятельность аспирантуры и докторантуры, активно внедрять инновационные формы обучения, передовые методику и технологию обучения. При этом важнейшей задачей вузов остается воспитание будущего специалиста в лучших дагестанских традициях, в соответствии с высокими общечеловеческими нравственными принципами. Это выдвигается в качестве важных задач высшей школы и осознается самой передовой интеллигенцией Дагестана.

Сегодня можно наблюдать процесс обострения внимания к проблемам формирования и поддержания межэтнической толерантности в поликультурных социумах вообще и в поликультурном социуме республики Дагестан в частности. В Дагестане, где сходятся западная и восточные цивилизации, славянская и арабская культуры, мусульманская и христианская религии проживает более 30 этносов, 9 из которых являются коренными. Приоритетной становится задача становления и поддержания мира и согласия между этими народами, без которых не могут быть решены проблемы социально-экономических трансформаций, демократических преобразований общества. Здесь чрезвычайно остро встаёт проблема организации образования в поликультурной среде.

Поликультурное образовательное пространство демонстрирует специфические особенности этнического многообразия и является универсальной образовательной средой социализации обучающихся разных национальностей, включающей в себя как формальные, так и неформальные структуры, а также социальные системы и явления - все то, что обуславливает происходящие изменения в многонациональном обществе.

Поликультурное образовательное пространство утверждает полисубъектную сущность образовательного процесса, предполагающего единство общекультурного, социально-нравственного, профессионального и личностного развития каждого. В открытом поликультурном образовательном пространстве реализуется процесс, основанный на создании условий, обеспечивающих защиту и поддержку развития каждой личности, как учащихся из семей мигрантов, вынужденных переселенцев, так и учащихся из семей коренного населения (Бондырева С.К.).

Очевидно, что процесс становления поликультурного общества относится к мировым проблемам. В подобной ситуации на помощь может прийти труд во всех своих аспектах: трудовой занятости, трудовой подготовки, профессионального мастерства и пр., поскольку он формирует человека, шлифует его личность. В труде проявляет себя «национальный характер, который является ключом к объяснению жизни народа, нации, к пониманию стратегий и тактик трудового поведения человека. Проблема соответствия человека и профессии в этом аспекте приобретает признаки социокультурной спецификации, понимаемой как моральное качество личности, как элемент её общей нравственной культуры.

Особую актуальность проблема поликультурного образовательного пространства имеет для системы высшего профессионального образования, где, с одной стороны, идет интенсивный процесс содержательного и организационно-управленческого реформирования, а с другой наблюдаются тенденции, связанные, прежде всего, с миграционными (внутренними и внешними) потоками студентов. В этих условиях необходимы инновационные проекты и решения в сфере технологий поликультурного образования, адекватно отражающие государственную образовательную политику, в основе которой лежат гуманистические ценности, свободное развитие личности. Реализация задач в указанном направлении предполагает готовность и способность, как преподавателей вузов, так и самих студентов не только признать важность проблемы профессионально-релевантного поведения специалистов в современной поликультурной среде, но и начать целенаправленную практическую деятельность по его формированию.

С нашей точки зрения, профессионально-релевантное поведение есть результат успешного личностно-сценарного построения жизнедеятельности, рассматриваемого в контексте времени, основанного на соционормативной системе убеждений. Становление такого поведения может быть организовано в студенческом возрасте путем инициации смысло - и целеполагания в развернутом процессе сценарного построения жизнедеятельности, создания образов социально приемлемого и желаемого трудового будущего и адекватных профессиональных проекций. Формирование ПРП возможно при опережающем развитии смысловой сферы личности студентов через систему решения личностно-значимых и профессиональных задач, становления ценностного отношения к времени жизни и последовательное овладение соответствующими уровнями самоидентификации и поведенческой самоорганизации. Такой подход обязывает педагогов оценивать как проектируемый, так и реализованный вариант ПРП с позиций того, каковы его цели и задачи, с помощью каких педагогических средств они достигаются.

Поликультурные образовательные технологии в своем движении по линии времени отражают уровень техники и технологии, но более всего, на наш взгляд, социокультурые ценности, нормы и правила поведения и взаимодействия. С этой точки зрения не случайным представляется появление нового соответствия человека и профессии – ценностно-прагматического, для закреплениия которого необходимо опираться на профессионально-релевантное поведение. В конечном итоге, это сказывается на качестве подготовки выпускников и скорости их адаптации к изменениям окружающей среды, то есть на их конкурентоспособности на рынке труда.

При этом организация образовательного процесса определяется действиями и намерениями самого учащегося, его образовательными потребностями и целями, его способностями и возможностями, но главное - тем замыслом, проектом, который он формирует и стремится реализовать средствами образования. Образование в таком понимании - это проектирование человеком своей жизнедеятельности, сфера образования - это область социальной жизни, в которой созданы условия для такого проектирования (Борисова Н.В.).

Ценностно-прагматическое соответствие человека и профессии приобретает законченный вид в идее равновесия между моральными обязанностями человека и его практическим благоразумием, в единстве практической целесообразности и нравственной оправданности трудового поведения. Труд, когда он является призванием, представляет собой доказательство посредством личных усилий собственной добродетельности и достоинства.

Для современного, космополитичного человека баланс практической целесообразности и нравственной оправданности трудового поведения легко разрушается как на уровне индивидуальных приоритетов, так и на уровне социальной нормативности. Это актуализирует проблему изучения соответствия человека и профессии, в предельном варианте проблему призвания, как насущную в этическом, аксиологическом, психолого-педагогическом и прагматическом смысле. Но в этом плане резко обнаруживает себя проблема высшего образования в значимых аспектах трудовой и культурной подготовки.

Включение культуры и труда в содержание обучения и воспитания молодого поколения приводит к усилению позиций межкультурного обучения, общий смысл которого заключается в корреляции различных типов знаний (профессионально-насыщенных и общекультурных) со структурой развития самой личности, с ее национальным характером.

Необходимо отметить, что ядром национального характера является этническая самоидентификация, формирование которой зависит от выраженности и интенсивности воздействия на личность реальных компонентов этнического (трудового и культурного) мира в процессе этнизации. Этническое самосознание в широком понимании – это не только этническая идентичность, «образ мы», но и трудовые интересы, связанные с ними. Здесь присутствуют такие элементы как когнитивные, эмоциональные и, важные для нашего исследования, поведенчески-регулятивные.

Итак, резюмируя вышеизложенные положения относительно образовательных аспектов в поликультурной среде, выделим самые важные моменты, которые, на наш взгляд, должны быть отражены в этнообразовательной политике и исследованиях изучения становления соответствия человека и профессии в поликультурном обществе:

• повышение внимания к трудовым традициям и культурам народов со стороны государства;

• создание необходимых социальных, правовых и экономических гарантий для реализации образовательного потенциала и трудового поведения абсолютно всех этносов, населяющих РФ;

• восстановление прерванных культурно-трудовых традиций народов России;

• воспитание и обучение молодёжи в духе возрождения трудового самосознания, используя богатый опыт этнопедагогики и этнопсихологии;

• обращение особого внимания на трудовое поведение и культуру его воплощения в полиэтническом социуме, способствующего становлению соответствия профессии и человека как представителя того или иного этноса.


загрузка...