Развитие психологического соответствия человека и профессии в поликультурной образовательной среде вуза (24.08.2009)

Автор: Акбиева Зарема Солтанмурадовна

проблема соответствия человека и профессии как поиск баланса между социально-нормативным давлением и стремлением личности к социально-психологической и профессиональной автономии, преодоление противоречивости способов самовыражения, профессиональных интересов личности и «потребностей» социального заказа;

проблема преодоления дезинтегрированности содержания образования в процессе создания и реализации новой образовательной парадигмы высшей профессиональной школы, способной стать отправной точкой в процессе формирования у студента целостной профессионально-ориентированной картины мира.

Необходимость данного исследования заключается в аналитической работе в различных областях психологической теории, в которых созданы отдельные теории профессионализации, однако аспект соответствия человека и профессии, особенностей профессионально-релевантного поведения, его возникновения и развития в процессе профессиональной подготовки остается не затронутым. Именно педагогическая психология является значимой областью осмысления соответствия человека и профессии и путей целенаправленного построения такого сопряжения в процессе вузовского обучения.

Исходным основанием для решения проблемы психологического соответствия человека и профессии, развития профессионально-релевантного поведения в поликультурной образовательной среде является определение принципиально значимых показателей успешности становления профессионально-релевантного поведения на разных этапах обучения студента в вузе. В соответствии с этим необходима разработка проектирования и построения такого содержания образовательной среды, которые обеспечивали бы освоение нормативности и субъектности профессионально-релевантного поведения, тем самым, делая процесс самоопределения и саморазвития будущих специалистов более качественным, а соответствие человека и профессии более полным. Такой подход к решению задач современного профессионального образования определяет психологическую и педагогическую актуальность данного исследования.

Цель исследования – теоретическое обоснование и разработка концепции развития в поликультурной образовательной среде вуза профессионально-релевантного поведения будущих специалистов как психологического соответствия человека и профессии, её проверка в опытно-экспериментальной работе со студентами дагестанских вузов.

Значимость данной цели обусловлена, прежде всего, установками современного общества на инновации высшем образовании, на развитие у студентов субъектности, способности к целеполаганию и жизнетворчеству, что представляет собой сущность развивающего образования (В.В. Давыдов, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков, Д.И.Фельдштейн и др.). При этом сочетание нормативности профессионального служения и полисубъектности образовательной среды вуза определяется в качестве проблемного поля современного высшего образования. Реализация данной цели позволит раскрыть психологическое соответствие человека и профессии, обнаружить узловые точки становления профессионально-релевантного поведения в поликультурной образовательной среде, тем самым позволит поставить вопрос о специфике образовательных технологий для его развития на разных этапах обучения в вузе. Исходя из этого, определяются объект и предмет нашего исследования.

Объект исследования – психологическое соответствие человека и профессии в поликультурной образовательной среде вуза.

Предмет исследования – особенности и условия развития в поликультурной образовательной среде вуза психологического соответствия человека и профессии, профессионально-релевантного поведения специалиста с учетом его этнической принадлежности.

Гипотеза исследования: в условиях поликультурной образовательной среды вуза научное обеспечение процесса становления профессионально-релевантного поведения специалиста как психологического соответствия человека и профессии повышает его успешность и эффективность, если:

историческое сознание в сочетании с национальным самосознанием приобретает решающую роль в формировании профессиональных установок и становлении гражданской позиции студенческой молодежи; соответствие человека и профессии включено в систему требований к личности будущего специалиста как основа его профессионального становления и формирования его поведенческой активности;

профессионально-релевантный подход в организации образовательной деятельности вуза будет выступать основой проектирования процессов профессиональной подготовки и способов развития субъекта труда в поликультурной образовательной среде, а понятие «профессионально-релевантное поведение» будет определено как профессионально-личностное интегративное свойство субъекта профессионализации и уточнены уровни его развития, формы и способы проявления; выявлены этапы, механизмы и средства его развития, обеспечена интеграция его компонентов и их развитие в процессе профессиональной подготовки студентов;

при подготовке студентов будут учтены особенности рынка труда, как той реальной базы, на которой осуществляется профессионально-релевантное поведение специалиста в многонациональном социуме, и закреплено ценностно-прагматическое соответствие человека и профессии;

национальная принадлежность, гендерные и возрастные особенности специалиста, содержание профессиональной деятельности, ее характер и направленность будут учитываться в решении проблемы соответствия человека и профессии через комплекс диагностических маркеров профессионально-релевантного поведения;

процесс развития ПРП будет предполагать включенность студентов в основные виды профессиональной деятельности, с учетом выявления мотивов их будущей деятельности, готовности контролировать осуществление профессиональной самоорганизации и саморуководства;

в процессе вузовской подготовки как эффективное средство развития ПРП студентов будут применяться активные методы обучения, направленные на формирование смысловых, операциональных и регуляторных основ профессионально-релевантного поведения, рефлексии и адекватное представление о себе как о специалисте в многонациональном профессиональном сообществе.

Для достижения поставленной цели и в соответствии с гипотезой, необходимо решить следующие задачи:

1. выявить методологические и теоретические основы исследования проблемы соответствия человека и профессии, определить сущность соответствия человека и профессии как проявления профессионально-релевантного поведения специалиста;

2. выявить предпосылки и закономерности развития релевантного поведения специалиста на современном этапе в условиях модернизации образовательных систем и углубления мирового кризиса;

3.проанализировать основные подходы и психологические детерминанты профессионально-релевантного поведения специалиста, выявленные в трудах отечественных и зарубежных исследователей;

4. уточнить национальную специфику профессионально-релевантного поведения как разновидности профессиональной активности личности, определить его сущностные и структурно-функциональные характеристики;

5. обосновать необходимость и возможность развития у студентов профессионально-релевантного поведения в условиях поликультурной образовательной среды вуза;

6.разработать поэтапный процесс развития профессионально-релевантного поведения специалиста, осуществить выбор эффективных технологий и их экспериментальную апробацию в практике профессиональной подготовки студентов; определить условия, обеспечивающие эффективность процесса развития профессионально-релевантного поведения будущего специалиста в системе вузовского обучения;

7. сформировать комплект диагностических методов для определения уровней сформированности ПРП и его компонентов у специалистов и студентов и проверить основные концептуальные положения исследования в опытно-экспериментальной работе в условиях поликультурной образовательной среды (на примере вузов Дагестана).

Теоретическая база исследования. Теоретическую основу исследования составляют работы по изучению значения совместных действий в становлении ценностно-смысловой сферы и поведенческой активности личности; теория профессиональной деятельности, исследования по моделированию и проектированию образовательной среды: среды как феномена, как фактора и условия развития личности, теория инновационной обучающей деятельности.

Отечественные исследования (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, В.А.Бодров, Л.И. Божович, С.К. Бондырева, Е.М. Борисова, А.А. Деркач, Э.Ф. Зеер, Е.А.Климов, И.С.Кон, Р. Л. Кричевский, А.Н.Леонтьев, А.К. Маркова, Е. А. Могилевкин, Е. Г. Молл, Н.С. Пряжников, С.Л.Рубинштейн, М.В.Сафонова, Э.Э. Сыманюк, А.Н.Толстая, Д.И. Фельдштейн, А.Р. Фонарев, В.Д.Шадриков и др.) и зарубежные (Д. Л. Голланд, Д. Сьюпер, Э. Шейн; Д. Мак-Клеланд, Т. Парсонс и др.) образуют в совокупности то пространство, которое дает целостное представление о профессионализации личности.

Значимыми для нашего исследования являлись идеи о связи развития профессионального самосознания с темпами и успешностью овладения профессией, вхождением в профессиональную общность, о связи между успешностью профессионала, качеством профессиональной подготовки и развитием профессионально-релевантного поведения.

Особую важность для изучения соответствия человека и профессии в поликультурной образовательной среде имеет для нас обращение к результатам научных исследований дагестанских ученых. Труды М. В. Вагабова, Г.Г. Гамзатова, К. Гасанова, М.-Р.А. Ибрагимова, Г.И. Какагасанова, И. Ю. Крачковского, А.Э. Муталимова, Г. М-Р. Оразаева, А. И. Першиц, Я. С. Смирновой, А.Х. Рамазанова, С.О. Чипашвили и др. раскрывают роль духовного наследия прошлого в жизни современного дагестанского общества. Изучению вопросов труда и образования Дагестана посвящены работы М.А.Абдулаева, Г.Ш.Каймаразова, Г.И. Магомедова, С.М.Омарова, М.М. Омаровой, Р. Ф. Патеева, П.Ф.Рагимовой, А.К.Селимханова, А.А. Ярлыкапова и др. В их исследованиях на основе широкой источниковедческой базы рассматриваются различные аспекты трудовой и образовательной истории Республики Дагестан.

Методологическая основа исследования. В целом методология исследования направлена на преодоление разрыва фундаментальной связи между исследовательской и практической составляющей психологического знания, на поиск и снятие рассогласований в системе «человек-образование-профессия».

Именно в единстве и взаимном противостоянии человека и профессии, в их сопряжении следует искать корни того, внутренне присущего всем трудовым явлениям противоречия нормативности (надо, должен) и субъектности (хочу, могу), которое необходимо раскрыть для адекватного понимания задачи соответствия человека и профессии. Именно по этой причине будет справедливым говорить о не сводимости универсальности профессионального бытия, к какому бы то ни было, одному методологическому принципу или системе исчисления.

Нами определены основные подходы, в рамках которых выполняется методологический поиск в данном исследовании. К ним относятся системный, субъектно-деятельностный, акмеологический и поведенчески-ролевой.

Системный подход позволяет говорить о структуре психической реальности, которая в общих чертах предполагается как динамическое целое. Этот подход позволяет рассматривать любое существующее явление как систему и, соответственно, выделять, описывать и оперировать всеми составляющими ее признаками. В рамках системного похода существует единство исследования объективных (жизненных, образовательных, трудовых и т.д.) условий проявления активности и ее психологически-личностных уровней и форм (К.А.Абульханова), тем самым, равновесие смещается в сторону функционализма, для которого характерно позитивистское решение проблемы человека в целом.

В рамках субъектно-деятельностного подхода исследуется зависимость познания мира человеком от различного рода ценностей, целей, установок, потребностей, эмоций и прошлого опыта, которые определяют избирательность и направленность деятельности субъекта. Таким образом, понятие субъективности образа профессии включает в себя понятие пристрастности субъекта. Психология издавна описывала и изучала зависимость восприятия, представления, мышления от того, «что человеку нужно», - от его потребностей, мотивов, установок, эмоций (А.Г.Асмолов). В рамках данного подхода невозможно говорить о единой для всех людей активности (существует разный уровень ее развития, разная направленность, разная выраженность).

Исследование проводилось на основе акмеологического подхода к личностно-профессиональному развитию и формированию профессионализма личности и деятельности (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, А.К. Маркова, А.А. Реан и др.), с опорой на конкретные акмеологические принципы: субъектность деятельности (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, А.А. Деркач, Е.А. Климов, В.Д. Шадриков и др.); сочетание потенциального и актуального (С.Л. Рубинштейн и др.); оптимальность (В.Г. Асеев, В.Г. Афанасьев и др.); операционально-технологический (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, А.К. Маркова и др.).

Понятие роли имеет большое значение, поскольку оно помогает продемонстрировать социальную обусловленность индивидуальной деятельности, следующей повторяющимся образцам поведения. Поведенчески-ролевой подход имеет богатую традицию, что определяет его безусловное значение для изучения профессионально-релевантного поведения. Исследование ролевого поведения личности проводилось многими как отечественными (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.Л. Журавлев, П.П. Горностай, А.А. Деркач, И.С. Кон, Е.С. Кузьмин, Б.Д. Парыгин, А.Л. Свенцицкий, В.Д. Шадриков и др.), так и зарубежными учеными (Э. Берн, Э. Гоффман, Р. Линтон, Д. Майерс, Дж. Мид, Т. Парсонс и др.).

Опираясь на данные методологические принципы и подходы, было выделено направление диссертационного исследования, в рамках которого проводится анализ понятий «соответствие человека и профессии» и понятия «профессионально-релевантное поведение», выясняются особенности их становления и развития.

Методы исследования. Для достижения цели, решения поставленных в работе задач и проверки гипотезы исследования применялись взаимодополняющие и взаимопроверяющие методы. К ним относятся: аналитические; диагностические; экспериментальные; статистические.

Пакет основных диагностических методик, использованных в эмпирическом исследовании: тест изучения стратегии преодолевающего поведения; тест измерения удовлетворенности работой; тест самоактуализации Э. Шостром; методика «Социально-психологическая адаптированность» К.Роджерса и Р.Даймонда; методика изучения профессиональной идентичности Л.Б.Шнейдер; методика самооценки карьерных перспектив «Ждет ли Вас блестящая карьера»; методика «Уровень субъективного контроля»; методика изучения профессиональной готовности А.П. Чернявской; методика «Самооценка реализации жизненных целей личности» (Н.Р.Молочников); методика «Исследование представлений об успехе» О.Ю. Клочковой; методика изучения структуры мотивации трудовой деятельности К. Замфир; тест коммуникативной компетентности Л. Михельсона; методика коммуникативной установки В. В. Бойко; методика по изучению профессиональной культуры О.Н. Моткова; тест личной креативности (Е.Е. Туник); тест «Творческий потенциал»; тест «Эффективность ПРП» (авторский вариант); методика Э.Шейна «Якоря карьеры»; методика В. Гербачевского для выявления компонентов мотивационной структуры деятельности; методика исследования самоотношения С.Р.Пантилеева (МИС); методика самооценки уровня тревожности Ч.Д. Спилберга и Л.Ханина; опросник Плутчика – Келлермана – Конте; тест описания поведения К. Томаса; анкета на выяснение роли высшего образования в становлении ПРП, методика оценки отношения студента к группе, социометрия.

Теоретическое значение исследования заключается: в конкретизации понятийно-терминологического аппарата проблемы психологического соответствия человека и профессии и определении функций профессионально-релевантного подхода в системе профессионального образования, выявлении особенностей профессионально-релевантного поведения, разработке модели развития профессионально-релевантного поведения будущего специалиста. В дополнении вариантов соответствия человека и профессии (пригодности, готовности, компетентности, идентичности) ценностно-прагматическим соответствием (профессиональной релевантностью). В диссертации определены теоретические и методологические основы исследования и разработана концепция процесса развития профессионально-релевантного поведения в процессе вузовской подготовки. Выявлены и содержательно раскрыты этапы становления профессионально-релевантного поведения в логике развития его основных компонентов. Выявлены уровни, условия и динамика развития профессионально-релевантного поведения будущего специалиста в системе высшего профессионального образования Республики Дагестан. Разработана и апробирована методика оценки эффективности ПРП на этапе профессиональной подготовки будущего специалиста. В уточнении психологического познания профессиогенеза, определении места и роли в нем феномена профессиональной релевантности (формальный и содержательный аспекты). В заполнении пустеющего места профориентации и установлении профпригодности специалиста на начальном этапе трудового пути теоретической разработкой структуры и содержания профессионально-релевантного поведения и его эмпирико-диагностических маркеров, а также моделировании способов и путей его развития в поликультурной образовательной среде вуза.

Практическая значимость исследования. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть выражен в разработке и внедрении в практику вузовского обучения спецкурса «Психология карьеры и профессионально-релевантного поведения» и тренинга, направленного на осознание собственных профессиональных замыслов и факторов их определяющих, с целью их коррекции или максимально эффективной реализации. Данные теоретического и практического исследования можно использовать в процессе повышения квалификации специалистов, для профконсультационной помощи студентам и специалистам, а также при психолого-педагогической разработке различных практико-ориентированных обучающих программ. Полученные результаты исследования могут найти применение в разработке курсов лекций “Введение в специальность”, “Педагогическая психология”, “Педагогика и психология профессиональной деятельности”, “Психология управления”, а также при разработке практикумов и чтении различных спецкурсов по педагогической психологии.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем и их научная новизна:


загрузка...