ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА (24.04.2015)

Автор: Любимова Екатерина Александровна

Любимова Екатерина Александровна

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА

Специальность – 22.00.08 – социология управления

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата социологических наук

МОСКВА – 2015

Работа выполнена на кафедре социологии и психологии управления Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Государственный университет управления» (ФГБОУ ВПО ГУУ)

Научный руководитель: Князев Владимир Николаевич

доктор психологических наук, профессор кафедры социологии и психологии управления ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления»

Официальные оппоненты: Новиков Владимир Геннадьевич

доктор социологических наук, профессор кафедры социальных наук и государственного управления Московского государственного областного университета.

Ротмистров Алексей Николаевич

кандидат социологических наук, доцент Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ).

Ведущая организация:

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма.

Защита диссертации состоится «25» июня 2015 года в 14.00 на заседании диссертационного совета Д 212.049.01 в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Государственный университет управления» по адресу: 109542, Москва, Рязанский пр., 99, зал заседания Ученого совета.

С диссертацией и авторефератом можно ознакомиться в библиотеке и на сайте www.guu.ru ФГБОУ ВПО ГУУ.

Автореферат диссертации разослан « » 2015 г.

Ученый секретарь диссертационного совета М.В. Ионцева

Общая характеристика исследования

Актуальность исследования. Выбор профессии — основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни. Выбор профессии определяет очень многое, а именно: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать, какой стиль жизни выбрать. Однако подтвержденный научными исследованиями общественный опыт показывает, что выбор школьниками профессий осуществляется в широком диапазоне и начинается не с выбора специальности, а с рефлексии своих ожиданий, устремлений и существующих у них представлений о «достойном жизненном пути». Вместе с тем, ситуация на рынке труда и образования нестабильна. Падает спрос на традиционные профессии, появляются новые, поэтому вопросы профессионального самоопределения не могут рассматриваться в отрыве от взаимоотношений субъекта профессионального самоопределения с социальным окружением. Значимость данного методологического положения становится особенно очевидной при изучении важнейшего этапа профессионального самоопределения – выбора профессии старшеклассниками. Факторы социального порядка всегда оказывают существенное, а зачастую решающее влияние на реальный выбор профессии. Старшеклассник оказывается в эпицентре множества различных, порой взаимоисключающих советов, предложений, требований и преднамеренных воздействий со стороны других людей, социальных групп и организаций. В период социально-экономических изменений и преобразований, родители зачастую оказываются дезориентированными в вопросах выбора профессии, а учителя не вполне авторитетными в глазах старшеклассника. Пропагандистская деятельность образовательных государственных и негосударственных учреждений имеет в большей степени рекламную направленность и только косвенно решает задачи профессионального просвещения и ориентации молодежи на рынке труда и в мире профессий. В связи с этим актуальной является проблема разработки новых форм и методов профинформирования как важнейшего направления профориентационной деятельности различный социальных субъектов влияния на региональном уровне, что безусловно является одновременно и проблемой социолого-управленческой.

Степень научной разработанности проблемы. Для решения проблемы эффективного формирования профессионального самоопределения под воздействием профориентационной информации о региональном рынке труда важное теоретическое и практическое значение имеют исследования профессионального самоопределения и формирования профессиональных намерений (Б.Н. Лозовский, М.Я. Басов, Б.Ф. Ломов, С.Н. Чистякова); теория развития личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л. Рубинштейн и др.); концепции профессионального становления (О.А. Абдулина, Е.И. Головаха, Э.Ф. Зеер, И.С. Кон, П.И. Пидкасистый, Ю.П. Поваренков, В.П. Симонов, В.Д. Шадриков, Т.И. Шульга); исследования в области использования средств информационных и коммуникативных технологий в обучении и воспитании (С.А. Бешенков, С.Г. Григорьев, С.А. Жданов, В.А. Извозчиков, С.Д. Каракозов, А.А. Кузнецов, А.С. Кондратьев, В.В. Лаптев, Д.Ш. Матрос, И.В. Роберт, И.Г. Семакин); типология проблемных ситуаций профессионального выбора (Е.А. Климов); сценарная стратегия Берна; теория профессионального развития Д. Сьюпере; типологическая теория Дж. Холланда; теория Э. Гинзберга «Компромисс с реальностью»; теория социальной психологии групп (В.С. Агеев, Г.М. Андреева, Г.Г. Дилигенский, А.И. Донцов, Е.М. Дубовская, Я.Л. Коломинский, Р.Л. Кричевский, Ч. Кули, Г. Лебон, Э. Мейо, Я.Л. Морено, Т. Ньюком, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский, Б.Ф. Поршнев, А.С. Прангишвили, С.К. Рощин); теория социальной психологии личности (Г.М. Андреева, А.Г. Асмолов, Е.П. Белинская, А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.А. Ядов), в частности теории социальной установки (Г.М. Андреева, А.Г. Асмолов, Ф. Знанецкий, Г. Келман, Р. Лапьер, У. Томас, В.А. Ядов и др.); теория психологии социального познания (Г.М. Андреева, В. Денисов, С. Московичи, Е.А. Петрова, Ш.Тейлор, и др.), в частности психологии социальных представлений (Ж. Абрик, Г.М. Андреева, Л.С. Выготский, А.И. Донцов и др.). Вместе с тем, существует недостаточная проработанность теоретических и практических проблем профессионального самоопределения молодежи в контексте региональных условий рынка труда.

Таким образом, теоретическая актуальность данного исследования определяется необходимостью решения социолого-управленческой проблемы соотнесения приоритетов личностно-ориентированного профессионального самоопределения с социальной средой, которая представлена различного рода профориентационной информацией о региональном рынке труда. В связи с этим, актуальна проблема формирования профессионального самоопределения школьников в контексте согласованного профинформирования о региональном рынке труда различными социальными субъектами влияния.

Объект исследования: профессиональное самоопределение школьников старших классов в условиях регионального рынка труда.

Предмет исследования: социальные условия влияния профориентационной информации о региональном рынке труда на формирование профессионального самоопределения школьников.

Цель исследования: Выявить условия влияния профориентационной информации о региональном рынке труда на социальные особенности профессионального самоопределения школьника и обосновать направления оптимизации профориентационной работы в соответствии с требованиями регионального рынка труда.

В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой сформулированы основные задачи исследования:

На теоретическом уровне, уточнить сущность, содержание, структуру и уровни формирования профессионального самоопределения школьников в современных условиях.

Разработать модель влияния социальных условий профессионального информирования на профессиональное самоопределение школьников.

Разработать программу и осуществить эмпирическое исследование, социальных условий влияния профориентационной информации о региональном рынке труда на формирование профессионального самоопределение старшеклассников.

Разработать социолого-управленческие рекомендации по оптимизации системы профессионального информирования школьников на региональном уровне.

Гипотеза исследования. Социальные условия влияния профориентационной информации о региональном рынке труда образуют комплекс как объективных (региональные СМИ, школа, семья, центры занятости населения и др.), так и субъективных (ценностные ориентации, мотивация, самооценка и др.) детерминант транслирования профориентационной информации, направленной на формирование профессионального самоопределения школьников.

Методы и методический инструментарий. Анализ научной литературы и систематизация социологической, методической литературы по проблеме исследования, моделирование и проектирование социальных условий формирования профессионального самоопределения школьников, контент-анализ; эмпирические методы сбора данных: метод глубинного группового интервью (фокус-группа), авторская анкета, направленная на изучение субъективной значимости критериев выбора профессии, методика Е. Лепешовой «Диагностика типа школьной мотивации у старшеклассников», методика А.К. Осницкого «Саморегуляция», методика М. Рокича «Ценностные ориентации», опросник В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения», тест Г. Айзенка; статистические методы обработки данных. Методы математической статистики. Статистический пакет для социальных наук SPSS Statisticsver. 20.0 (Разработчик «SPSS:An IBM Company»), на разных этапах исследования были использованы методы описательной и графической статистики, метод факторного анализа, коэффициент Пирсона, коэффициент Крамера, Т-тест, тест Ливиня, критерий ?2 .

Экспериментальной базой исследования явились опросы школьников старших классов Балашихинского района Московской области, в МОУ "Земская гимназия", школе № 25, гимназии № 2, а так же школьников, посещавших уроки занятости в Балашихинском центре занятости.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечиваются опорой на основные теоретико-методологические положения социологии управления, полнотой рассмотрения объекта и предмета исследования на теоретическом и практическом уровнях, систематическим мониторингом результатов исследования на его различных этапах, комплексным характером применяемых методов, использованием разнообразных методик на этапе пилотного и основного исследования, применением средств математической статистики.

Результаты, полученные лично соискателем и их научная новизна

Теоретически обоснованы содержание и структура профессионального самоопределения школьников, понимаемого в данном исследовании как процесс формирования приоритетов личностно – ориентированного выбора будущей профессии в условиях влияния различной профориентационной информации.

Разработан и апробирован авторский опросник «Социальные условия влияния профориентационной информации о региональном рынке труда».

Разработан и апробирован сценарий проведения проблемно-аналитической деловой игры, с целью получения данных о ключевых проблемах формирования информационного поля регионального рынка труда в соответствии с процессами профессионального самоопределения школьников. В процессе игрового взаимодействия экспертов был составлен перечень основных проблем в профессиональном самоопределении старшеклассников в условиях регионального рынка труда.


загрузка...