Клинико-этологическая дифференциация аутистических расстройств в детском возрасте (24.04.2015)

Автор: Хайретдинов Олег Замильевич

При умственной отсталости с аутистическим поведением наиболее часто наблюдались (р<0,001) видимое пренебрежение реальной опасностью (75,3%); отсутствие навыков пользоваться туалетом (65,8%); отсутствие обращений с просьбой в какой бы то ни было форме (63,0%); практически полное отсутствие разговорной речи без попыток компенсации мимикой и жестами (52,1%). Чаще, чем в других группах, при УО и ДШ встречалось нецеленаправленное блуждание и полевое поведение (86,3%); в группах УО, ДШ и СК – отсутствие слежения за движениями находящегося рядом человека (61,6%); УО и РО – простые патологические привычные действия (65,8%). Учитывая наблюдавшуюся положительную динамику показателей уровня интеллекта (до 30 и более баллов по WISC) у некоторых больных при условии смягчения коммуникативных нарушений и жесткости стереотипного поведения, можно сделать парадоксальный на первый взгляд вывод о более благоприятных прогностических ожиданиях у пациентов данной группы в сравнении с умственно отсталыми детьми без аутистических симптомов. Недооценка или игнорирование аутистических черт поведения, на наш взгляд, в ряде случаев может приводить к ошибочным решениям при определении прогноза, коррекционно-терапевтической стратегии, своевременного изменения образовательного маршрута и пр.

При АР в рамках резидуально-органического поражения головного мозга чаще отмечались признаки атипизма (р<0,001): тенденция держаться рядом с родителем при стремлении уклоняться от попыток организовать взаимодействие с ним (47,7%); в трети случаев – стремление к телесным контактам, объятиям (36,4%), мимика смущения и неразборчивость контактов (по 31,8%); у четверти пациентов - фрагментарные попытки к компенсации дефицита разговорной речи мимикой и жестами (22,7%; р<0,01); относительно сохранный зрительный контакт (15,9%; р<0,05), редкость взгляда «мимо» и «рядом» с собеседником (6,8%). Некоторые особенности НП пациентов данной группы оказались сходными с признаками, характерными для синдрома Аспергера: попытки подражать взрослым в выполнении домашних или профессиональных функций (38,6%); предпочтение контактов со взрослыми (31,8%). У большинства детей с аутистическими расстройствами при резидуально-органических поражениях головного мозга отмечается метеолабильность и метеочувствительность, корреляция аутистических симптомов с интеркуррентными инфекционными заболеваниями и соматическим неблагополучием (так называемый, феномен соматопсихического параллелизма).

Для детей с АР при детской шизофрении характерны бег по кругу или «от стены к стене», удары туловищем и головой по твердым поверхностям, парадоксальная жестикуляция (по 79,3%); взгляд «мимо» человека или «рядом» с ним, крайне необычные, нетипичные, вычурные страхи (по 72,4%); жесты (65,5%) и мимические изменения, не связанные с происходящим в данный момент; смена мимических выражений без плавных переходов (по 58,6%); неологизмы (65,5%); манерная походка и агрессивные жесты (по 62,1%); активное отвержение зрительного контакта в виде отворачивания, вскрикивания и закрывания лица руками при встрече с взглядом другого человека (55,2%); несоответствие выражений разных областей лица, взгляд исподлобья и гротескность и причудливость размаха движений (по 34,5%); прерывание начатого действия, застывания, замирания (31%); гримасы, негативизм и требования участия окружающих в выполнении ритуалов (по 41,4%); речь нараспев, растягивание слов и эпизоды субступора (по 27,6%); эхомимия и непрерывный глазной контакт (по 24,1%); немигающий взгляд (20,7%).

У детей с АР клинико-этологический метод можно расценивать как базовый (ведущий), так как он позволяет анализировать НП и выделять типологические (психопатологические) особенности, уточняя дополнительные признаки клинической картины и поведенческие симптомы с целью диагностики и дифференциальной диагностики.

АР в рамках синдромов Каннера и Аспергера, атипичного аутизма при умственной отсталости с аутистическим поведением, резидуально-органических поражениях головного мозга и ранней детской шизофрении, имеют общие клинико-этологические признаки:

2.1. Среди простых форм поведения: «ускользание» зрительного контакта; гипомимия; жесты отстранения; дефицит указательных и коммуникативных жестов; угловатая, неловкая жестикуляция.

2.2. В ряду сложных форм поведения: гиперактивность; механистичные общая моторика и походка; недостаток учета интересов другого; отсутствие концентрации внимания на общих объектах, отсутствие коммуникативных и ролевых игр; избегание новых ситуаций и выраженная избирательность в еде.

2.3. Для всех групп АР, кроме синдрома Аспергера, свойственны полевое поведение; безразличие к сверстникам; отсутствие концентрации внимания и указаний жестами на объект общего интереса; обращение к окружающим только при необходимости; отсутствие реакции или отклика на обращение; непосредственные эхолалии.

3. Выделены специфические признаки НП, позволяющие дифференцировать различные клинико-нозологические варианты АР у детей:

3.1. При синдроме Аспергера преобладали активное стремление к прекращению контакта; педантичное следование правилам; предпочтение контактов со взрослыми; специфические невербальные особенности речевого контакта.

3.2. Для пациентов с синдромом Каннера свойственны использование руки взрослого как инструмента; простые стереотипные действия и манипулирование предметами; длительное фиксирование внимания на малодинамичных явлениях.

3.3. При умственной отсталости с аутистическим поведением чаще отмечались видимое пренебрежение реальной опасностью; отсутствие разговорной речи без компенсации мимикой и жестами.

3.4. Для АР в рамках резидуально-органического поражения головного мозга свойственны признаки атипичности в виде относительно сохранного зрительного контакта; в трети случаев – стремление к телесным контактам, объятиям и неразборчивость контактов; мимика смущения; у четверти пациентов – частичная компенсация дефицита речи мимикой и жестами.

3.5. Для детей с АР при детской шизофрении характерны активное отвержение зрительного контакта или непрерывный глазной контакт; признаки диссоциации мимики; гримасы; жесты и мимика, не связанные с ситуацией; «манежный» и «челночный» бег; манерная и порывистая походка; замирания и прерывание начатых действий; гротескность и причудливость размаха движений.

4. Сопутствующие признаки резидуально-органического поражения ЦНС существенно не изменяли типичной картины синдрома Каннера, а при сочетании с синдромом Аспергера, напротив, были связаны с атипичностью проявлений (задержка речевого развития) и сходством по ряду особенностей НП с АР в рамках резидуально-органического поражения головного мозга.

Практические рекомендации

Рекомендовано применение разработанной нами клинико-этологической шкалы дифференциальной диагностики АР (описание содержится в тексте диссертации), позволяющей объективизировать и стандартизировать диагностику и дифференциацию синдромов Каннера, Аспергера, умственной отсталости с аутистическим поведением, АР в рамках резидуально-органического поражения головного мозга и ранней детской шизофрении с учетом специфических признаков невербального поведения.

Целесообразно участие родителей (законных представителей) пациентов при использовании клинико-этологической шкалы дифференциальной диагностики АР для получения более полной информации, активизации их инициативы и конструктивного отношения, повышения комплаентности при проведении лечебно-диагностических мероприятий.

Необходимо учитывать наличие отдельных симптомов аутистических расстройств в структуре умственной отсталости и резидуально-органического поражения ЦНС в связи с возможной положительной динамикой показателей уровня интеллектуального развития при условии смягчения коммуникативных нарушений и жесткости стереотипного поведения для более благоприятных прогностических ожиданий и соответствующего своевременного изменения образовательного маршрута.

Список работ, опубликованных по теме диссертации

Статьи, опубликованные в журналах из Перечня ВАК

Хайретдинов О.З. Клинико-этологическая дифференциация детского аутизма / О.З. Хайретдинов // Аспирантский вестник Поволжья. – Самара, 2008. – № 3-4. – С. 43-46.

Хайретдинов О.З. Влияние психического расстройства у ребенка на родителей в контексте дифференцированных подходов к психосоциальным вмешательствам в детской психиатрии / Е.В. Корень, Т.А. Куприянова, А.О. Дробинская, О.З. Хайретдинов // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 2014. – № 10. – С. 14-19.

Хайретдинов О.З. Клинико-этологическая дифференциация таутистических расстройств у детей / О.З. Хайретдинов, И.В. Макаров // Вестник психотерапии. – 2015. – № 53 (58). – С. 71-82.

Другие научные публикации

Хайретдинов О.З. Поведенческие критерии в дифференциации эндогенного и органического детского аутизма / О.Ю. Уваровская, О.З. Хайретдинов // Современные вопросы военной и гражданской медицины. Материалы XXXIII итоговой научной конференции научно-педагогического состава Самарского военно-медицинского института. – Самара, 2000. – С. 191-192.

Хайретдинов О.З. Обоснование клинико-этологического подхода в изучении детского аутизма / В.Я. Сидельников, О.Ю. Уваровская, О.З. Хайретдинов // Актуальные вопросы последипломной подготовки на рубеже тысячелетий. Сборник тезисов докладов научно-практической конференции. – Самара, 2000. – С. 219-220.

Хайретдинов О.З. Дифференциальная диагностика детского аутизма: клинико-этологический подход / О.Ю. Уваровская, О.З. Хайретдинов // XIII съезд психиатров России. Материалы съезда. – М., 2000. – С. 145.

Хайретдинов О.З. Стандартизация диагностики и количественной оценки симптомов детского аутизма на основе клинико-этологического метода / О.Ю. Уваровская, О.З. Хайретдинов // Конгресс по детской психиатрии: Материалы конгресса. – М.: РОСИНЭКС, 2001. – С. 208.

Хайретдинов О.З. Ранний детский аутизм и ранняя детская шизофрения – критерии разграничения / В.Я. Сидельников, О.Ю. Уваровская, О.З. Хайретдинов // Актуальные вопросы современной медицины. Сборник тезисов и статей XXXV итоговой научной конференции научно-педагогического состава Самарского военно-медицинского института. – Самара, 2002. – С. 216-217.

Хайретдинов О.З. Диагностические и прогностические критерии детского аутизма / В.Я. Сидельников, О.Ю. Уваровская, О.З. Хайретдинов // Профилактика – основа современного здравоохранения: материалы XXXVIII научно-практической межрегиональной конференции врачей. – Ульяновск: ФГУП ИПК «Ульяновский дом печати», 2003. – С. 276-278.

Хайретдинов О.З. Использование оценочных (рейтинговых) шкал в диагностике детского аутизма / О.З. Хайретдинов // Сборник научных работ: Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современной психиатрии, психотерапии и наркологии». 11-12 сентября 2007 г. – Пенза, 2007. – С. 210-211.

Хайретдинов О.З. Дифференциальная диагностика клинических форм детского аутизма с применением клинико-этологического метода / О.З. Хайретдинов // Актуальные проблемы оказания психиатрической помощи в Северо-Западном регионе Российской Федерации. – 13-14 ноября 2008. – СПб, 2007. – С. 161.

Хайретдинов О.З. Социальный прогноз и клинико-этологическая дифференциация детского аутизма / О.З. Хайретдинов // Третий национальный конгресс по социальной психиатрии, посвященный 150-летию со дня рождения В.П. Сербского. Социальная психиатрия будущего. Материалы конгресса. – Москва, 27-28 ноября 2008 года. – М., 2008. – С. 143.

Хайретдинов О.З. Исследование катамнеза больных с различными формами детского аутизма / О.Ю. Уваровская, О.З. Хайретдинов // Материалы XV съезда психиатров России. Москва, 9-12 октября 2010 г. – М.: ИД «Медпрактика – М», 2010. – С. 163.

Хайретдинов О.З. Исследование феноменологии органического аутизма с помощью клинико-этологического метода / О.З. Хайретдинов, Л.И. Рубакова // Приоритетные направления охраны здоровья ребенка в неврологии и психиатрии (диагностика, терапия, реабилитация и профилактика): сб. тезисов Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. проф. Е.В. Макушкина, проф. А.С. Петрухина. – СПб: Альта Астра, 2011. – С. 161-162.

Хайретдинов О.З. Возможности оценочных шкал в диагностике и дифференциации детского аутизма / О.З. Хайретдинов // Четвертый национальный конгресс по социальной психиатрии, посвященный 90-летию ФГБУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского». Модернизация психиатрической службы – необходимое условие улучшения общественного психического здоровья организационные, терапевтические и профилактические аспекты. Всероссийская конференция Повышение эффективности лечебно-реабилитационной помощи психически больным / Под редакцией З.И. Кекелидзе и В.Н. Краснова. – СПб: Айсинг, 2011. – С. 115.

Хайретдинов О.З. Алгоритм дифференциальной диагностики расстройств аутистического спектра / О.З. Хайретдинов, Д.В. Романов // Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психическое здоровье населения как основа национальной безопасности России» / Под редакцией проф. Н.Г. Незнанова, проф. К.К. Яхина. – СПб, 2012. – С. 210.

Хайретдинов О.З. Дифференциация синдрома Каннера и атипичного аутизма с применением клинико-этологического метода / О.З. Хайретдинов // Трансляционная медицина – инновационный путь развития современной психиатрии. 19-21 сентября 2013 года, г. Самара, тезисы конференции / Под редакцией проф. Н.Г. Незнанова, проф. В.Н. Краснова; – Самара, 2013. – С. 325.

Хайретдинов О.З. Диагностика органического аутизма среди расстройств аутистического спектра: возможности оценочных шкал / О.З.Хайретдинов, Г.Н.Носачев // Материалы V Международного конгресса «Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья / Под ред. А.А. Северного, Ю.С. Шевченко. Москва, 24-27 сентября 2013 г. – М., 2013. – С. 285.


загрузка...