Клинико-этологическая дифференциация аутистических расстройств в детском возрасте (24.04.2015)

Автор: Хайретдинов Олег Замильевич

Недостаточность реакции на зрительные и слуховые раздражители преобладала (р<0,01) в группах СК (81,6%), СА (71,0%) и РО (67,1%). Недостаточность принятия позы готовности чаще встречались (р<0,05) в группах СК (73,7%) и СА (71,0%). Регресс двигательных навыков отмечен почти у трети пациентов из групп ДШ (31,0%) и РО (27,3%), очень редко – УО (8,2%) и СК (5,3%) и отсутствовал при СА.

Повышенная возбудимость превалировала (р<0,05) у детей групп РО (72,7%) и УО (61,6%). У половины больных группы ДШ (52,6%) и СК (42,1%) происходила инверсия сна и бодрствования (р<0,05).

В результате проведенного исследования выделены как общие клинико-этологические признаки, присущие пациентам всех изученных групп, так и специфические, характерные для детей с определенным клиническим вариантом аутистических расстройств.

2. Общие клинико-этологические особенности больных с аутистическими расстройствами

Ниже приведены данные о частоте общих неспецифических клинико-этологических признаков, наблюдавшихся более чем в 50% по усредненным значениям для всех исследованных групп.

Из простых форм поведения наиболее частыми общими во всех группах детей характеристиками были:

особенности зрительного контакта в виде «ускользания», частого отведения взгляда ребенка, когда он смотрел в глаза лишь несколько секунд (62,8%);

крайняя бедность мимических изменений при попытке вступить во взаимодействие с ребенком (65,1%), за исключением группы РО (31,8%);

угловатая, неловкая жестикуляция (58,6%);

жесты отстранения (51,6%), преобладавшие у детей из групп ДШ (72,4%), СА (67,7%), и встречавшиеся заметно реже в группах УО (39,7%) и РО (40,9%);

-недостаточность указательных и коммуникативных жестов (80,5%), встречалась практически у всех пациентов групп УО (97,3%), СК (94,7%) и только у половины группы ДШ (51,7%).

Из сложных форм поведения во всех исследованных группах детского аутизма отмечались следующие проявления:

недостаточная способность уступить, пожалеть, учесть интересы другого (86,0%);

отсутствие стремления поделится радостью, достижениями с другими людьми (74,4%);

отсутствие концентрации внимания на общих объектах (67,9%);

повышенная активность, неусидчивость (57,7%);

скованные, механистичные, угловатые общая моторика (54,0%) и походка (59,1%);

нецеленаправленное блуждание, полевое поведение (65,6%), за исключением группы СА (6,5%);

особенности контактов со сверстниками в форме безразличия, когда пациенты «не замечали» других детей (61,9%), за исключением группы СА (22,6%) и, в меньшей степени – в группе РО (43,2%);

отсутствие указаний жестами на объект общего интереса другому человеку (61,9%), за исключением группы СА (22,6%);

отсутствие ответных эмоциональных реакций на ласку, похвалу (68,8%), в большей степени проявившееся в группах ДШ (93,1%) и СК (81,6%), в меньшей – в группах СА (45,2%) и ОР (52,3%);

обращение к окружающим только в случае, когда что-то нужно дать, достать и пр. (65,5%), кроме детей группы СА (22,6%);

отсутствие реакции или отклика на обращение (60,9%), кроме группы СА (22,6%) и, в меньшей степени, группы РО (34,5%).

Невербальные характеристики речи отличались следующими особенностями:

отсутствием гибкой реакции на полученное сообщение (62,8%);

отсутствием инициативы при разговоре (52,1%)

непосредственными эхолалиями (51,6%), кроме группы СА (22,6%) и, в меньшей степени, УО (37,0%).

Игровая и имитационная деятельность характеризовалась:

отсутствием коммуникативных и ролевых игр (76,7%);

слабым пониманием простых социальных ситуаций (83,7%), в меньшей степени в группе СА (51,6%);

невозможностью использовать простейшие социальные навыки без внешнего побуждения и диктовки (79,1%).

Стереотипность поведения проявлялась:

выраженной избирательностью в еде (55,3%);

избеганием нестандартных, новых, непривычных ситуаций (60,5%), в значительно меньшей степени у пациентов группы ДШ (31,0%).

Описанные признаки НП являются общими для всех аутистических расстройств у детей и могут быть дополнительными опорными пунктами для диагностики и дифференциации от других (неаутистических) психических заболеваний и нарушений развития детского возраста.

Отмеченные случаи статистически достоверной меньшей частоты определенных признаков НП в отдельных группах представляют собой отличительные проявления «атипичности» клинической картины, важные для дифференциальной диагностики АР внутри аутистического континуума.

3. Специфические клинико-этологические особенности больных различными клиническими вариантами аутистических расстройств

Основным фокусом проведенного исследования было выделение специфических признаков НП, характерных для определенных клинических форм АР, для использования их с дифференциально-диагностической целью.

При синдроме Аспергера преобладали (р<0,001) активное стремление пациентов к прекращению контакта при попытке вступить во взаимодействие с ними (93,5%); достаточно сформированная разговорная речь (87,1%); стремление педантично следовать нормам и правилам, поддерживать порядок (80,6%); необычные и традиционные увлечения, носящие сверхценный характер (по 74,2%); предпочтение контактов со взрослыми, монолог «взахлеб» и отдельные попытки имитации и неловкого подражания взрослым в выполнении домашних или профессиональных функций (по 67,7%); «книжная», «взрослая» речь со стремлением использовать специальную терминологию, штампованные фразы (61,3%).

Для пациентов с синдромом Каннера в большей степени свойственны (р<0,001) манипулирование предметами в виде пересыпания, верчения, перекладывания, постукивания (78,9%); однообразные манипуляции с игрушками в отрыве от их предназначения (73,7%); сосредоточенность на отдельных свойствах или частях предмета без целостного использования (63,2%); жесткая привязанность социальных и бытовых навыков к определенной ситуации или человеку и длительное фиксирование внимания на малодинамичных явлениях (по 60,5%); пластичность отдельных действий на фоне общей неловкости (39,5%). Значительно чаще (р<0,001), чем в оставшихся группах, при СК и в группах УО и РО наблюдались механическое использование руки взрослого в качестве инструмента (86,8%); при СК и УО – отсутствие вопросов (81,6%); при СК и РО – моторные стереотипии в виде взмахов, сгибания-разгибания рук в локтевых и плечевых суставах (63,2%).


загрузка...