Клинико-этологическая дифференциация аутистических расстройств в детском возрасте (24.04.2015)

Автор: Хайретдинов Олег Замильевич

ХАЙРЕТДИНОВ

Олег Замильевич

КЛИНИКО-ЭТОЛОГИЧЕСКАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

АУТИСТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ

В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

14.01.06 – психиатрия

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата медицинских наук

Санкт-Петербург – 2015

Работа выполнена в Санкт-Петербургском научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева

Научный руководитель: доктор медицинских наук

Макаров Игорь Владимирович

Официальные оппоненты: доктор медицинских наук, профессор,

заведующий кафедрой детской психиатрии и

психотерапии Российской медицинской академии

последипломного образования

Шевченко Юрий Степанович,

доктор медицинских наук, доцент,

профессор кафедры психиатрии и наркологии

Северо-Западного государственного

медицинского университета им. И.И. Мечникова

Пашковский Владимир Эдуардович

Ведущая организация: Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Защита состоится 25 июня 2015 г. в 15 часов 30 минут на заседании диссертационного совета Д 208.093.01 при ФГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева» МЗ РФ (192019, Санкт-Петербург, ул. Бехтерева, д. 3)

С диссертацией можно ознакомиться в научно-медицинской библиотеке ФГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева» МЗ РФ и на сайте: http://bekhterev.ru.

Автореферат разослан 25 мая 2015 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор медицинских наук, профессор

Чехлатый Евгений Иванович

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Актуальность темы исследования. Аутистические расстройства (АР) детского возраста являются одной из наиболее актуальных проблем в психиатрии в силу роста показателей распространенности, сложностей своевременной диагностики и комплексной коррекции.

Сведения о распространенности АР варьируются в большом диапазоне от 3.3 до 157 на 10 000 детского населения (Gillberg C., 2004; Baron-Cohen S. et al., 2009). По данным Центра контроля и профилактики заболеваний США (Centers for Disease Control and Prevention, 2014), распространенность расстройств аутистического спектра в 2008 г. составляла 11,3 на 1 000 населения (1 случай из 88 детей), а в 2010 г. – 14,7 на 1 000 (1 из 68 детей).

Отсутствует единство взглядов относительно дифференциально-диагностических рамок АР как с другими нарушениями развития и психическими заболеваниями детского возраста, так и внутри группы расстройств аутистического континуума. Несмотря на тенденции к объединению различных диагностических категорий в единое «расстройство аутистического спектра» в DSM-V и МКБ-11 (Корень Е.В., Куприянова Т.А., 2014), дифференциация внутри группы АР необходима в связи с существенными различиями течения, терапии, прогноза, образовательного маршрута и пр.

Недостаточно определенная диагностическая категория «атипичного аутизма» в МКБ-10 (F84.1) включает неоднородные клинико-нозологических состояния, что требует дальнейшего уточнения (Тиганов А.С., Башина В.М., 2005; Симашкова Н.В., 2006, 2013; Скворцов И.А., Башина В.М., 2013; Volkmar F.R. et al., 2009). Наиболее распространенными клиническими вариантами АР в составе данной диагностической категории, помимо умственной отсталости с аутистическим поведением, являются состояния с фенотипически приближенной к синдрому Каннера симптоматикой при ранней детской шизофрении и резидуально-органическом поражении головного мозга. Пациенты именно этой группы вызывают чаще всего диагностические расхождения между специалистами и представителями различных школ отечественной детской психиатрии, а также во многом определяют различия статистических показателей распространенности аутистических расстройств в разных регионах страны. Определенные сложности в полноте охвата диагностических признаков создает и собственно искаженный аутистический дизонтогенез, сочетающий феномены недоразвития и акселерации одних и тех же психических функций (Башина В.М., 1999).

Степень разработанности темы исследования. Несмотря на то, что основными диагностическими критериями аутизма у детей являются поведенческие признаки (отгороженность и избегание контакта, особенности речи и предпочитаемых занятий, стереотипии и ритуализированные действия и т.д.), прежде не проводилось систематического клинико-этологического исследования невербального поведения при аутизме. Многообразие и вариабельность признаков АР у детей, выраженные трудности, а часто и невозможность установления контакта и получения информации от самого ребенка, дефицит достоверных анамнестических сведений и результатов объективных параклинических исследований, а также специфика клинико-психопатологического метода, предполагающая регистрацию и квалификацию расстройств на основе субъективного опыта и концепций клинициста, повышают значимость объективизированного наблюдения и оценки невербального поведения (НП).

Для исследования НП при АР использован клинико-этологический метод (Самохвалов В.П., 1984; Корнетов Н.А. и др., 1990; Коробов А.А., 1991), включающий фиксацию и анализ признаков НП на уровне элементов двигательных актов, простых комплексов поведения и сложных поведенческих форм.

Цель исследования – выделение дифференциально-диагностических клинико-психопатологических признаков основных клинических вариантов аутистических расстройств у детей, дополненных результатами клинико-этологического исследования.

Задачи исследования:


загрузка...