Методология исследования структуры педагогики (24.02.2009)

Автор: Вершинина Надежда Александровна

обоснованы критерии выделения этапов в развитии педагогики, с помощью которых выделены четыре этапа развития методики обучения дошкольников изобразительной деятельности в период с 1900 до начала ХХ1 века;

выявлены новые проблемы обучения дошкольников изобразительной деятельности, подлежащие исследованию;

дана характеристика категориально-терминологической системы методики обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

практические:

разработан перечень научных специальностей по педагогике;

составлен библиографический указатель публикаций ХХ века по проблемам изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

составлен словник понятий по методике обучения дошкольников изобразительной деятельности.

Содержание и результаты исследования по теме диссертации отражены в 56 публикациях общим объемом 78,1 п.л., основные из них:

Монографии и главы в коллективных монографиях

Вершинина Н.А. Структура педагогики: Методология исследования. - Монография. – СПб, 2008. (20 п.л.)

Вершинина Н.А., Писарева С.А. Развитие научного знания в диссертационных исследованиях по педагогике: Монография – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. - 162с. (10 п.л / 5 п.л.)

Вершинина Н.А. Методика обучения дошкольников изобразительной деятельности как научная дисциплина: Информационная модель развития: Монография. – СПб.: Изд-во «Милена», 2007. - 193с. (11,9 п.л.)

Вершинина Н.А., Загузов Н.И., Писарева С.А., Тряпицына А.П. Современное диссертационное исследование по педагогике: оценка качества. Книга для эксперта. 2-е издание, дополненное и переработанное. - Саратов: Саратовский государственный социально-экономический ун-т, 2006. - 288с. (17,3 п.л./ 5,8 п.л.)

Вершинина Н.А. Особенности понятийно-терминологической системы методики обучения. Монография.– СПб, 2008. – 131с. (5,4 п.л.)

Вершинина Н.А. Вклад ученых ХХ века в изучение проблем изобразительной деятельности детей дошкольного возраста: Гносеологическая и логическая модель развития. Монография. – СПб., 2008. - 162с. (10 п.л / 5 п.л.)

Вершинина Н.А. Методика обучения дошкольников изобразительной деятельности как научная дисциплина: Социологическая модель развития. Монография. – СПб, 2008. –143с. (9 п.л.)

Вершинина Н.А. Педагогика как социо-гуманитарная научная дисциплина: Научно-методические материалы для магистрантов и аспирантов. – СПб.: Изд-во ООО «Книжный дом», 2008. - 200 с. (10, 8 п.л.)

Научные статьи из перечня изданий ВАК

Вершинина Н.А. Применение статистических методов для определения информационного статуса ученого-педагога // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Педагогические науки». - 2005. - № 1 (10). - С.18-22. (0,4 п.л.)

Вершинина Н.А. Характеристика информационных потоков методики обучения дошкольников изобразительной деятельности // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2005. - № 7. - С.151-158. (0,7 п.л)

Вершинина Н.А. К вопросу об изучении дисциплинарной структуры отраслей педагогики // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - № 6 (14): Психолого-педагогические науки (педагогика, психология, теория и методика обучения): Научный журнал. – СПб., 2006. - С.97-114. (1,1 п.л)

Вершинина Н.А. Науковедческий аспект в историко-педагогическом исследовании // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Педагогические науки». – Волгоград. - № 1 (14). - 2006. - С. 81-85. (0,5 п.л.)

Вершинина Н.А., Загузов Н.И., Писарева С.А., Тряпицына А.П. Диссертационные исследования по педагогике в современном научном пространстве // Сибирский педагогический журнал. – 2007. - № 8. – С. 10-28. (1,5 п.л./0,4 п.л.)

Вершинина Н.А. История педагогики как науковедческая дисциплина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - № 8 (30): Психолого-педагогические науки (педагогика, психология, теория и методика обучения): Научный журнал. – СПб. – 2007. - С. 56-67. (0,9 п.л.)

Вершинина Н.А., Загузов Н.И., Писарева С.А., Тряпицына А.П. Инструментарий оценки качества диссертационного исследования по педагогике // Сибирский педагогический журнал. – 2007. - № 14. – С. 17-34. (1,5 п.л./0,4 п.л.)

Вершинина Н.А., Загузов Н.И., Писарева С.А., Тряпицына А.П. Определение научных результатов исследования // Сибирский педагогический журнал. - 2008. – № 1 . – С. 9-32. (1,5 п.л./0,4 п.л.)

Научные и учебно-методические статьи и пособия

Вершинина Н.А. Анализ массива публикаций как метод изучения эмпирической базы научной дисциплины // Северо-запад России: педагогические исследования молодых ученых: Мат-лы региональной науч. конф. «Исследовательская культура: методы, приемы, процедуры» 22 апреля 2005 г. / Под ред. А.Г. Козловой, Т.С. Буториной. А.П. Тряпицыной. – Вып. 2. – СПб.: ООО Нестор, 2005. - С.65-70. (0,5 п.л.)

Вершинина Н.А. Место педагогического науковедения среди других педагогических дисциплин // Актуальные проблемы методологии педагогического исследования в постнеклассический период развития науки: Материалы Всерос. методолог. конф-семинара / Науч.ред. В.В.Краевский. – Краснодар; Москва, 2008. - С.103-111. (0,6 п.л.)

Вершинина Н.А. Развитие методов педагогического исследования (на примере методики обучения дошкольников изобразительной деятельности) // Гуманитарные технологии педагогической диагностики в дошкольном образовании: от теории к практике: Сб.науч.статей по материалам научно-практич. конференции 9-11 апреля 2008 г. - СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2008. - С.35-41 (0,4 п.л.)

Вершинина Н.А. Использование наукометрических методов в анализе истории методики обучения дошкольников изобразительной деятельности // Педагогическая акмеология: поиски и достижения: Сб. науч. тр. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. - Вып. 6.- 2004. - С.95-108. (0,7 п.л.)

Вершинина Н.А. Возможности парадигмального подхода к анализу истории обучения детей изобразительной деятельности // Экология образования: Актуальные проблемы // Сб. науч. ст. / Под ред. А.В. Пяткова. - Архангельск: Изд-во ПГУ им. М.В. Ломоносова, 2001. – С.30-36. (0,4 п.л.)

Вершинина Н.А. Генезис педагогических ценностей в вопросах изобразительной деятельности дошкольников конца XIX – первой половины XX вв // Перспективы развития дошкольного и начального образования: Герценовские чтения. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. - С. 11 – 13. (0,2 п.л.)

Вершинина Н.А. Изучение места методики обучения дошкольников изобразительной деятельности в системе наук как методологическая проблема // Современное дошкольное и начальное образование: пути развития. Часть 1: Мат-лы междун. науч.-практ. конфер., посвящ. 300-летию СПб . – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - С.218-223. (0,5 п.л.)

Вершинина Н.А. Моделирование процесса развития отечественной системы обучения дошкольников изобразительной деятельности (конец XIX – первая половина XX века) // Проблемы культуры, языка, воспитания: Сб.науч.тр. – Вып.5. / Сост. и отв.ред. Т.В. Симашко. – Архангельск: Изд-во ПГУ им. М.В. Ломоносова, 2003. - С.225-236. (0,5 п.л.)

Вершинина Н.А. Учебники по методике обучения дошкольников изобразительной деятельности с точки зрения информационной модели развития науки // IV Пикалевские чтения гуманизация и гуманитаризация образования: Мат-лы. межвуз. науч.-практ. конфер. – СПб-Пикалево, 2004. - С.115-118. (0,2 п.л.)

Вершинина Н.А. Анализ диссертационного массива как условие определения актуальных проблем изучения изобразительной деятельности дошкольников // Актуальные проблемы модернизации дошкольного образования в условиях гуманизации российского образования: Мат-лы всероссийской науч.-практич. конф. – Киров, 2003. - С.88-92. (0,5 п.л.)

Вершинина Н.А. Динамика развития методики обучения дошкольников изобразительной деятельности в ХХ веке // Дошкольник и младший школьник в системе образования: Мат-лы междун. науч.-практ. конфер., 7-8 апреля 2004 г. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. (Герценовские чтения), 2004. - С.101-107. (0,5 п.л.)

Вершинина Н.А. История методики обучения детей изобразительной деятельности и математическое моделирование // Моделирование социально-педагогических систем: Мат-лы региональной науч.-практ. конф. – Пермь: Изд-во ПГПУ, 2004. http://www.pspu.ru/iec_news.php (0,6 п.л.)

Вершинина Н.А. О многозначности понятия педагогика // Социальная значимость педагогических кафедр в подготовке специалистов системы образования изменяющейся России: Сборник статей / Ред. совет: А.П. Тряпицына, Н.А.Лабунская, И.В. Гладкая. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. - С. 271-280. (0,6 п.л)


загрузка...