Рождение западно-арабской музыкальной классики (24.02.2009)

Автор: Сергеева Татьяна Сергеевна

СЕРГЕЕВА ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА

РОЖДЕНИЕ ЗАПАДНО-АРАБСКОЙ

МУЗЫКАЛЬНОЙ КЛАССИКИ

Специальность 17.00.02 – Музыкальное искусство

А в т о р е ф е р а т

диссертации на соискание ученой степени

доктора искусствоведения

Москва 2009

Работа выполнена на кафедре истории зарубежной музыки Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского

Научный консультант – доктор искусствоведения, профессор

Юнусова Виолетта Николаевна

Официальные оппоненты:

доктор искусствоведения, профессор Мелик-Шахназарова Нонна Григорьевна

доктор искусствоведения, профессор Галицкая Саволина Паисьевна

доктор искусствоведения, профессор Гервер Лариса Львовна

Ведущая организация

Краснодарский государственный университет культуры и искусств

Защита состоится 23 апреля 2009 года в 16 часов на заседании диссертационного совета Д 210.009.01 при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, 125009, Москва, ул. Б. Никитская, 13/6

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московской консерватории имени П.И. Чайковского.

Автореферат разослан «___» _________2009 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор искусствоведения Ю. В. Москва

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Западно-арабская  (андалусская) музыкальная классика, родившись в мусульманской  Испании (ал-Андалус)

в IX – XV веках в результате синтеза арабских, иберийских, берберских

и еврейских музыкальных традиций, продолжает развиваться в странах Северной Африки (Магриба) на протяжении более тысячи лет и является одной из самых старых и особо почитаемых на арабском Востоке.

Придворная музыка раннеарабской традиции (из двух центров – Хиджаза и Багдада), культивировавшаяся правителями ал-Андалус, трансформировалась на Пиренеях, породив новые формы, жанры и стили исполнения. В период Средневековья они быстро распространились на востоке мусульманского мира и на западе Европы, и в дальнейшем превратились в самостоятельную широко разветвлённую традицию, охватывающую множество направлений, школ и типов музыки.

Влияние андалусской музыки прослеживается во многих культурах мира. В период Средневековья она повлияла на песенную поэзию трубадуров Южной Франции, на придворную музыку средневековой Испании,

а также на музыкальные традиции евреев-сефардов, через которых распространилась по всему Средиземноморью. Всеобъемлющее значение андалусская музыка имеет в странах Магриба, куда она была перенесена поэтапно, начиная с XIII – вплоть до XVII веков, изгнанными с Пиренеев мусульманами и евреями.

В настоящее время к андалусской музыкальной классике относятся нубы (масштабные вокально-инструментальные циклы) западно-арабской традиции – марокканские (гарнати), алжирские (сана) и тунисские

(малуф), а также восточные нубы, представленные сирийскими циклами

мувашшахов и египетскими васлеми.

Высокая художественная и историческая ценность этого наследия обусловила интерес к нему большого числа исследователей: европейских, американских и магрибских. Изучаются формы и жанры андалусской музыки, модальная система, музыкальные инструменты, андалусско-магрибские трактаты и др.

Однако история классики (или музыки высокой традиции) не становилась до последнего времени самостоятельной областью исследования, преобладали источниковедческие, музыкально-теоретические работы, где вопросы истории поднимались попутно, в ряду других. Одной из наименее изученных областей остаётся период зарождения западно-арабской классики, которая непосредственно связана с процессом генезиса классической традиции мусульманского Востока в целом. В свою очередь, исследование собственно андалусской музыки даёт ключ к пониманию отличительных особенностей музыкальной классики всего региона, поскольку именно музыка ал-Андалус, соединившая в себе западное (европейское) и восточное, во многом определила её (музыкальной традиции) облик.

Главная цель работы заключается в исторической реконструкции процессов формирования западно-арабской музыкальной классики

в мусульманской Испании IX – XV веков на основе сопоставления

и анализа широкого круга средневековых письменных  и  иконографичес-ких источников (арабских, андалусских и магрибских), а так же  в  освеще-нии широкой исторической картины рождения андалусской музыки

с выявлением, с одной стороны, общих универсальных особенностей музыкальной  классики  на  мусульманском  Востоке,  с  другой  – региональ-ных, самобытных черт, сформировавшихся в результате взаимодействия восточных традиций с европейскими.

Целью исследования продиктованы круг задач работы.


загрузка...