Система ранней комплексной дифференцированной коррекционно-развивающей помощи детям с церебральным параличом (24.02.2009)

Автор: Приходько Оксана Георгиевна

дана многоаспектная медико-психолого-педагогическая характеристика различных групп детей с ДЦП от одного года до трех лет и обоснован дифференцированный подход к коррекционно-развивающей помощи детям с церебральным параличом на начальных этапах развития.

обоснована роль средового фактора в компенсации сложных полиморфных нарушений, образовательной и социальной адаптации при ДЦП.

Теоретическая значимость:

теоретические, содержательные и организационно-технологические характеристики системы ранней комплексной дифференцированной коррекционно-развивающей работы с детьми с ДЦП , полученные в результате исследования, дополняют имеющиеся научные знания, обеспечивая системное видение рассматриваемой проблемы;

расширены современные представления о клинико-психолого-педагогических особенностях детей раннего возраста с ДЦП;

выявлены различные варианты нарушений психофизического развития; и установлены возрастные различия в развитии познавательной, речевой и двигательной сфер детей раннего возраста с церебральным параличом;

определены качественные и количественные критерии оценки уровней социального, познавательного, речевого и двигательного развития детей от 1 до 3 лет с ДЦП;

доказаны значительные потенциальные возможности психофизического развития детей 1-3 лет с церебральным параличом при системном подходе к ранней помощи;

обоснована необходимость одновременной стимуляции различных функциональных систем на основе поэтапного коррекционно-педагогического воздействия, учитывающего актуальный уровень развития ребенка;

Практическая значимость исследования:

разработана и апробирована функциональная модель ранней комплексной дифференцированной коррекционно-развивающей помощи детям с ДЦП, центральным звеном которой является полифункциональная интерактивная среда;

разработана, апробирована и внедрена в практику медицинских и образовательных учреждений система диагностики и комплексной дифференцированной коррекционно-развивающей работы с детьми первых лет жизни с церебральным параличом, включающая принципы, задачи, методы и содержание;

результаты исследования, его теоретические и практические материалы используются специалистами и родителями в процессе коррекционно-педагогической работы с детьми первых лет жизни с ДЦП;

сформулированы требования к содержанию подготовки специалистов для работы с детьми раннего возраста с двигательными нарушениями; результаты исследования отражены в программах учебных курсов по подготовке специалистов в ВУЗе: «Ранняя комплексная помощь детям с двигательной патологией», «Показатели психофизического развития детей первых лет жизни», «Познавательное развитие детей младенческого и раннего возраста», «Дизартрия», «Особенности коррекционной логопедической работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата»;

результаты исследования внедрены в систему подготовки, переподготовки кадров и повышения квалификации специальных педагогов (логопедов, дефектологов), участвующих в процессе воспитания и обучения детей с церебральным параличом в виде учебных пособий.

На защиту выносятся следующие положения:

Дети раннего возраста с церебральным параличом представляют собой неоднородную группу не только по моторным возможностям, но и уровню развития познавательной и речевой деятельности; в силу деструктивных объективных (биологических и социальных) влияний они имеют многовариантные сочетания нарушений различных функциональных систем.

Основой для компенсации полиморфных нарушений в двигательной, познавательной и речевой сферах, образовательной и социальной адаптации детей раннего возраста с церебральным параличом является системная организация ранней помощи, обеспечивающая ее комплексный (диагностико-лечебно-психолого-педагогической) дифференцированный коррекционно-развивающий характер в первые годы жизни. Вне целенаправленной помощи у детей с ДЦП от 1 года до 3 лет не наблюдается выраженная позитивная динамика в компенсации имеющихся нарушений, образовательной и социальной адаптации.

Моделирование диагностической программы на основе принципов комплексного количественного и качественного, лонгитюдного анализа позволяет определить актуальные и потенциальные возможности детей раннего возраста с ДЦП, выявить особенности основных линий их развития (социального, познавательного, речевого, двигательного), осуществить дифференцированный подход к лечебно-педагогической работе и разработку индивидуальных коррекционно-развивающих программ в системе ранней помощи детям изучаемой категории.

Разработка функциональной модели комплексной дифференцированной коррекционно-развивающей помощи детям с церебральным параличом и ее реализация основаны на междисциплинарном подходе и интеграции всех звеньев (диагностического, лечебно-восстановительного, психолого-педагогического, социального, семейного) процесса сопровождения такого ребенка в учреждениях здравоохранения и образования совместно с семьей, а также обеспечивает необходимые условия для максимальной компенсации нарушений развития и социальной адаптации.

Организация полифункциональной интерактивной коррекционно-развивающей среды, построенной в соответствии с рядом специальных принципов и с применением современных индивидуально-направленных технологий, обеспечивает скоординированность системы межанализаторных связей и учет особенностей возрастных новообразований, создает условия для активного взаимодействия ребенка с окружающим через общение со взрослым на основе знакового опосредствования этого процесса, смену ведущего вида деятельности как показателей динамики «социальной ситуации развития».

Организация междисциплинарного раннего сопровождения ребенка с ДЦП в единстве медико-психолого-педагогической «команды» компетентных специалистов, а также раннее включение родителей и ближайшего окружения обеспечивает максимально возможную компенсацию нарушений, образовательную и социальную адаптацию на ранних стадиях развития.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются: методологическим подходом, опирающимся на использование современных достижений специальной педагогики, психологии и медицины; применением комплекса методик, адекватных целям, задачам и логике исследования; большим количеством испытуемых и длительным периодом опытно-экспериментальной работы; сочетанием количественного и качественного анализа экспериментальных данных; экспериментальной проверкой гипотезы и практических рекомендаций; широким внедрением результатов исследования в системе коррекционно-развивающей помощи детям в учреждениях здравоохранения и образования.

Внедрение полученных результатов:

в системе медицинских и образовательных учреждений г. Москвы: ДПНБ № 18 (1986-1997г.г.), ФГУ РРЦ «Детство» (1997-1998г.г.), Мединцентре при МИД РФ (2003-2007г.г.), ЦПМСС «Раменки» (2006-2009г.г.); а также г. Санкт-Петербурга: ГДОУ №5 Невского р-на, ГДОУ №14 Василеостровского р-на.

в системе повышения квалификации: при проведении ежегодного обучающего семинара для специалистов, осуществляющих коррекционно-педагогическую помощь детям раннего и дошкольного возраста в УРАО «Институт коррекционной педагогики»; учителей-логопедов и воспитателей ДОУ на базе ФПК МГПУ (2001-2009г.г.); АНМЦ «Развитие и коррекция» (2000-2005г.г.); в ДПНБ №18 (2007г.);

в учебном процессе на факультете специальной педагогики МГПУ в учебных курсах по специальностям «Логопедия» и «Олигофренопедагогика»: «Дизартрия», «Особенности коррекционной логопедической работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата», «Познавательное развитие детей младенческого и раннего возраста», «Показатели психофизического развития детей первых лет жизни», спецкурсе «Ранняя комплексная помощь детям с двигательной патологией» и на занятиях с детьми в ходе производственной практики со студентами МГПУ.

Апробация результатов диссертационного исследования осуществлялась в выступлениях и докладах на заседаниях кафедры логопедии и Ученом совете факультета специальной педагогики МГПУ, а также:

на международных конференциях и симпозиумах: «Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей» (Смоленск, 1998); «А.Р.Лурия и психология 21 века» (Москва, 2002); «Модернизация специального образования: проблемы коррекции, реабилитации, интеграции» (Санкт-Петербург, РГПУ им. А.И.Герцена, 2003); «Онтогенез речевой деятельности: норма и патология» (Москва, МПГУ, 2004); «Логопедия ХХI века» (Санкт-Петербург, РГПУ им. А.И.Герцена, 2006); «Медико-социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья» (Харьков, 2007); «Проблемы раннего выявления нарушений развития и оказание коррекционной помощи детям в условиях образовательного учреждения» (Москва, 2007); «Специальное образование: традиции и инновации» (Минск, БГПУ им. Максима Танка, 2008); «Коррекционно-развивающая работа с детьми в условиях полифункциональной интерактивной среды» (Москва, МГПУ, 2008);

на Всероссийских и межрегиональных конференциях: «Педагогические технологии обучения и воспитания детей дошкольного и школьного возраста с двигательной патологией» (Москва, 2007); «Современная полифункциональная и интерактивная коррекционно-развивающая среда» (Астрахань, 2007); «Системообразующие факторы в сфере образования детей с ограниченными возможностями» (Москва, 2008); «Современные технологии образования детей с ограниченными возможностями здоровья" (Москва, 2008);

на городских и региональных конференциях, симпозиумах и круглых столах: «Актуальные проблемы специальной педагогики и специальной психологии» (Москва, 1999); IV и V Царскосельских чтениях (Пушкин, ЛГУ им. А.С.Пушкина, 2000, 2001); «Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии и их семьям в Свердловской области» (Екатеринбург, УГПУ, 2004); «Современные технологии диагностики, профилактики и коррекции нарушений развития» (Москва, МГПУ, 2005); «Актуальные вопросы современной логопедии» (Москва, МСГИ, 2007); «Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования детей» (Москва, 2007); «Пути решения проблем развития и социализации детей с особыми возможностями и потребностями» (Москва, 2008); «Проектирование модели «Школы будущего для детей, нуждающихся в особом внимании» (Москва, 2008); «Использование инновационных технологий как способ повышения эффективности образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья» (Москва, 2008); «Современные технологии психолого-педагогической реабилитации в системе работы специалистов домов ребенка» (Москва, 2008).

Рекомендации по использованию результатов. Материалы исследования могут быть использованы в практической работе специальных педагогов и специальных психологов, родителями детей с двигательными нарушениями, а также в процессе обучения студентов на факультетах специальной педагогики и специальной психологии ВУЗов, в системе повышения квалификации и переподготовки кадров в области коррекционной педагогики и психологии.

Публикации. Основные результаты диссертационного исследования изложены в 62 публикациях общим объемом около 82,0 п.л.

Структура и объем работы. Диссертация представляет собой рукопись объемом 340 страниц, которая состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка (331 наименований), 4 приложений. Диссертация включает 12 таблиц, 9 диаграмм.

Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется его цель, объект и предмет, выдвигаются гипотеза исследования и задачи, раскрываются теоретико-методологические основы исследования, характеризуются методы и этапы исследования, обосновываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость, формулируются положения, выносимые на защиту, представлены данные о внедрении и апробации полученных результатов.

В первой главе «Современное состояние проблемы медико-психолого-педагогической реабилитации детей с церебральным параличом» представлен многоаспектный анализ специальной психолого-педагогической и медицинской литературы по современным тенденциям в специальном образовании, проблемам ранней помощи детям первых лет жизни, медико-психолого-педагогической реабилитации детей с церебральным параличом.

В настоящее время перемены, происходящие в обществе, социокультурном пространстве затрагивают и специальное образование, где процессы интеграции, гуманизации, культуросообразности, личностно-ориентированной направленности образовательного процесса, разработка системы медико-психолого-педагогического сопровождения является необходимым условием полноценного развития каждого ребенка с проблемами в развитии, обеспечивает их самореализацию в культурном социуме. Сегодня под специальным образованием понимается обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями, направленные на их наиболее полную социализацию и интеграцию в общество, а также учет индивидуальных особенностей детей для достижения максимально возможного уровня образованности и самореализации личности (В.З.Кантор, В.В.Коркунов, И.А.Коробейников, Л.М.Кобрина, О.И.Кукушкина, Г.Ф.Кумарина, Е.Т.Логинова, В.И.Лубовский, Д.М.Маллаев, Н.Н.Малофеев, Н.М.Назарова, М.И.Никитина, Г.Н.Пенин, Л.И.Плаксина, Б.П.Пузанов, В.И.Селиверстов, Т.Б.Филичева и др.). Отражением этих перемен является развитие новых направлений специальной педагогики и специальной психологии, формирование новых подходов к решению психолого-педагогических проблем детей со сложными нарушениями развития, находившихся ранее вне поля зрения ученых и практиков (Т.А.Басилова, Л.А.Головчиц, М.В.Жигорева).

Ключевым элементом нового педагогического мышления, методологической основой развития современной отечественной педагогики является гуманизация образования. В современном российском обществе происходит переход общества от приоритета полезности к приоритету достоинства личности, где ребенок оценивается не по его способности к обучению и труду, а как индивид, имеющий особые потребности и нуждающийся в особых условиях для равноправного участия в жизни общества (Ш.А.Амонашвили, М.И.Ипполитова, И.Ю.Левченко, Д.М.Маллаев, Н.Н.Малофеев, Н.М.Назарова, П.И.Пидкасистый, Т.Н.Симонова, В.А.Сластенин, Л.М.Шипицына, Е.Н.Шиянов, Е.А.Ямбург и др.).

Современная стратегия развития образования строится на основе выделения различных парадигм. Многоаспектный анализ литературы позволил выделить следующие основные педагогические парадигмы, с опорой на которые строится та или иная модель педагогического образования: когнитивно-информационную, личностную, культурологическую, компетентностную, экологическую (Г.Б.Корнетов, Н.М.Назарова, Дж. Форрестер, О.Шпек, Е.А.Ямбург и др.). Для нашего исследования наиболее важной представляется экологическая парадигма, где первостепенная роль отводится социальному окружению ребенка, которое представляет собой не просто сумму различных факторов, а их системное объединение. Применительно к специальной педагогике экологический подход означает, что вся педагогическая деятельность служит тому, чтобы ребенок с нарушениями развития, несмотря на имеющиеся у него ограничения, чувствовал себя в своем жизненном пространстве комфортно. Именно поэтому специальная педагогическая помощь такому ребенку должна быть направлена на его включение в систему изменяющихся социальных многоуровневых и комплексных взаимосвязей.


загрузка...