Система ранней комплексной дифференцированной коррекционно-развивающей помощи детям с церебральным параличом (24.02.2009)

Автор: Приходько Оксана Георгиевна

нарушения двигательной сферы, познавательной и речевой деятельности детей раннего возраста с церебральным параличом представляют собой сложный симптомокомплекс, являются качественно неоднородными и затрудняют образовательную и социальную адаптацию детей;

системный подход к построению и реализации функциональной модели ранней комплексной (диагностико-лечебно-психолого-педагогической) коррекционно-развивающей дифференцированной с учетом структуры дефекта помощи детям раннего возраста с ДЦП обеспечивает создание оптимальных условий для компенсации имеющихся нарушений и социализации детей данной категории уже на ранних возрастных этапах;

эффективность ранней помощи детям от 1 до 3 лет с ДЦП определяется:

– необходимостью применения диагностического инструментария, который позволяет в процессе комплексного лонгитюдного обследования выявить актуальные и потенциальные возможности детей и вариативность проявлений нарушений функциональных систем у детей раннего возраста с ДЦП, спрогнозировать дифференцированный лечебно-педагогический подход к коррекционно-развивающей работе, создать вариативные индивидуализированные программы;

– реализацией этих программ в функциональной модели ранней комплексной дифференцированной коррекционно-развивающей помощи, объединяющей все направления процесса сопровождения (диагностического, лечебно-восстановительного, психолого-педагогического, социального, семейного) ребенка в учреждениях здравоохранения и образования, нацеленного на максимальную компенсацию нарушений, воспитание, обучение и социальное развитие ребенка раннего возраста с ДЦП;

– созданием специально организованной полифункциональной интерактивной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей скоординированность системы межанализаторных связей и особенностей процесса возрастных новообразований, активное функционирование такого ребенка с окружающим через общение со взрослым на основе знакового опосредствования этого процесса, смену ведущего вида деятельности как показателей динамики «социальной ситуации развития»;

– использование современных индивидуально-направленных коррекционно-развивающих технологий ранней помощи ребенку с двигательными расстройствами («сенсорные комнаты», метод аудирования и др.) создают условия эффективной компенсации нарушений, а также его образовательной и социальной адаптации;

– организацией междисциплинарного раннего сопровождения ребенка с ДЦП, согласованной деятельности «команды» специалистов и родителей, комплексностью медико-психолого-педагогических мероприятий, пролонгированностью их во времени и творческим характером, а также индивидуальным подходом в процессе компенсации нарушений каждого ребенка уже в период раннего детства;

– формированием реабилитационной компетентности родителей как основного звена процесса комплексной помощи ребенку с церебральным параличом.

Задачи исследования:

Изучить существующую теорию и практику медико-психолого-педагогической помощи детям с церебральным параличом с целью определения состояния разработанности проблемы.

Разработать концептуальные основы системы ранней комплексной дифференцированной коррекционно-развивающей помощи детям с церебральным параличом как условия компенсации нарушений развития и социальной адаптации.

Разработать и апробировать диагностический инструментарий, (поэтапную диагностическую программу) комплексного медико-психолого-педагогического изучения основных линий развития детей с ДЦП от 1 до 3 лет.

Экспериментально изучить и выявить возрастные и индивидуально-типологические особенности социального, познавательного, речевого и двигательного развития детей раннего возраста с ДЦП с целью выявления актуальных и потенциальных возможностей для составления индивидуальных программ.

Разработать функциональную модель ранней комплексной дифференцированной коррекционно-развивающей помощи детям с церебральным параличом, обеспечивающую максимально возможную компенсацию нарушений и социальную адаптацию ребенка на ранних этапах дизонтогенеза.

Осуществить теоретико-организационное проектирование коррекционно-развивающей среды как центрального элемента функциональной модели ранней комплексной дифференцированной коррекционно-развивающей помощи детям с ДЦП.

Разработать и апробировать поэтапное программное обеспечение функционирования коррекционно-развивающей среды, основанное на использовании современных индивидуально направленных педагогических технологий.

Провести пролонгированое динамическое катамнестическое изучение детей с ДЦП на последующих возрастных этапах (в дошкольном и школьном возрасте) и проанализировать возможности компенсации нарушений развития и социальной адаптации в специально созданных педагогических условиях.

Разработать содержательные и организационно-методические рекомендации по междисциплинарному сопровождению (специалистами и родителями) ребенка раннего возраста с церебральным параличом с целью его образовательной и социальной адаптации.

Определить содержание подготовки психолого-педагогических кадров, обеспечивающее компетентную реализацию ранней комплексной помощи детям с двигательными нарушениями. Сформулировать рекомендации для системы повышения квалификации специальных педагогов по работе с детьми с ДЦП.

Теоретико-методологические позиции исследования основываются на:

системном подходе (П.К.Анохин, В.И.Бельтюков, Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, В.Н.Садовский, К.В.Судаков и др.);

современных идеях гуманизации, интеграции образовательного процесса, необходимости создания в обществе образовательных и социальных условий для реализации прав и возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья (Ш.А.Амонашвили, Р.А.Амасьянц, В.З.Кантор, Г.Ф.Кумарина, Д.М.Маллаев, Н.Н.Малофеев, Н.М.Назарова, Л.М.Шипицына, О.Шпек, Е.А.Ямбург и др.);

положениях культурно-исторической теории развития высших психических функций (Л.С.Выготский);

деятельностном подходе к развитию личности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин);

положениях о единстве и сложном взаимодействии биологического и социального факторов в развитии ребенка с нарушениями психики, ведущей роли социальной среды в онтогенезе и дизонтогенезе (Л.С.Выготский, Л.И.Божович, Е.Е.Дмитриева, И.А.Коробейников, К.С.Лебединская, В.И.Лубовский, И.Ю.Левченко, Е.А.Медведева, У.В.Ульенкова, Л.М.Шипицына и др.);

положениях об общих и специфических особенностях нормального и аномального развития (Л.С.Выготский, Л.И.Белякова, Т.А.Власова, Л.В.Занков, В.И.Лубовский, В.Г.Петрова, Ж.И.Шиф и др.);

положении о необходимости ранней коррекционно-педагогической помощи детям с нарушениями развития (Е.Ф.Архипова, Е.А.Екжанова, Н.Н.Малофеев, Е.М.Мастюкова, Ю.А.Разенкова, Е.А.Стребелева, Н.Д.Шматко и др.);

теоретические и научные труды в области этиопатогенеза, клиники и психолого-педагогического сопровождения детей с ДЦП (Л.О.Бадалян, Л.Т.Журба, Л.Д.Данилова, И.Ю.Левченко, Л.В.Лопатина, Е.М.Мастюкова, К.А.Семенова, Н.В.Симонова, И.И.Панченко, Л.Б.Халилова);

положении о необходимости дифференцированного и индивидуализированного подхода в системе помощи детям с нарушениями развития (Л.С.Выготский, О.А.Денисова, В.В.Лебединский, В.И.Лубовский, Е.А.Стребелева, У.В.Ульенкова и др.).

Методы исследования: использовались как теоретические, так и эмпирические методы, адекватные объекту и предмету исследования, включающие изучение и проблемный анализ психолого-педагогической и медицинской литературы, медицинской и педагогической документации, анамнестических данных на детей; беседы с родителями, детьми, врачами, педагогами-воспитателями, инструкторами ЛФК; педагогическое наблюдение в процессе свободной и образовательной деятельности детей; индивидуальный педагогический эксперимент (лонгитюдный констатирующий, обучающий, контрольный); методы количественной и качественной обработки данных. Все исследования проводились автором лично.

Основные этапы исследования:

Первый этап (1986-1991гг.) - подготовительно-аналитический. В этот период осуществлялось теоретико-методологическое осмысление проблемы исследования; изучалась психолого-педагогическая и медицинская литература по проблеме исследования, проводилась поисковая часть констатирующего эксперимента по разработке методики комплексного психолого-педагогического изучения детей с ДЦП.

Второй этап (1991-2001гг.) – диагностико-экспериментальный. На этом этапе были определены теоретические подходы к организации клинико-психолого-педагогического изучения детей; осуществлялся сбор анамнестических данных, анализировались результаты клинического обследования детей и психолого-педагогической документации, проводился констатирующий эксперимент. Параллельно осуществлялось теоретическое обоснование и проведение обучающего эксперимента по реализации разработанной системы ранней помощи детям с двигательной патологией.

Третий этап (2002-2009гг.) – заключительно-обобщающий. Проводился теоретический анализ, систематизация и обобщение результатов исследования; формулировались выводы, оформлялся текст диссертации. На этом этапе осуществлялось внедрение системы ранней комплексной дифференцированной коррекционно-развивающей помощи детям с церебральным параличом в психолого-педагогический процесс медицинских и образовательных учреждений.

Организация исследования: опытно-экспериментальная работа велась в период с 1986 по 2008 год на базе ДПНБ №18 (1986-1997г.г.), ФГУ «Российский реабилитационный центр «Детство» МЗ РФ (1997-1998г.г.), Мединцентре при МИД РФ (2003-2007г.г.), ЦПММСС «Раменки» (2005-2008г.г.). На различных этапах экспериментального исследования, включающего поисковый и собственно исследовательский этапы, участвовали 510 детей первых лет жизни: 350 детей с церебральным параличом, 160 детей – с синдромами двигательных нарушений. Для констатирующего эксперимента было отобрано 180 детей от 1 года до 3 лет с различными формами ДЦП. В обучающем эксперименте приняли участие 90 детей, которые наблюдались нами до 16-18 лет; остальные 90 детей составили контрольную группу. Для сопоставительного анализа было изучено 60 нормально развивающихся детей в возрасте от 1 до 3 лет, которые являлись братьями или сестрами членов экспериментальной группы.

Научная новизна исследования состоит в обосновании необходимости применения системного комплексного подхода как к изучению деструктивных факторов развития при ДЦП, затрудняющих образовательную и социальную адаптацию ребенка в первые годы жизни, так и к построению процесса ранней помощи этой категории детей. В работе реализован дифференцированный и индивидуализированный подход к пониманию и изучению влияния комплекса диагностико-лечебно-психолого-педагогических мероприятий на воспитание, обучение и социальное развитие детей изучаемой категории на ранних возрастных этапах. В ходе исследования:

разработан авторский диагностический инструментарий поэтапного (от 1 до 3 лет) целостного изучения особенностей социального развития, познавательной, речевой деятельности и двигательной сферы детей раннего возраста с ДЦП.

выявлены многовариантные особенности нарушений раннего социального, познавательного, речевого, двигательного развития детей с церебральным параличом в ходе сравнительного изучения основных линий развития (социального, познавательного, речевого, двигательного). Получены новые экспериментальные данные о вариативности нарушений психофизического развития детей 1-3 лет в зависимости от преобладающего расстройства той или иной линии развития или функциональной системы.

впервые разработаны теоретико-методологические и организационно-технологические основы и модель ранней системной комплексной помощи, обеспечивающей компенсацию нарушений, социальную и образовательную адаптацию детей раннего возраста с церебральным параличом.


загрузка...