Речевое поведение учителя в структуре педагогического дискурса (24.02.2009)

Автор: Макарова Дина Владимировна

4. Выделение вербальных средств, маркирующих стратегии педагогического дискурса (объясняющую, оценивающую, контролирующую, содействующую) и эмоционально-интеллектуальные состояния коммуникантов в объяснительной речи.

Задания опытного обучения усложняются по степени самостоятельности студентов и нацелены, в частности, на совершенствование умений студентов адекватного использования риторических средств эмоционально-интеллектуального воздействия на адресата при предъявлении учебной информации. Приведем примеры подобных заданий.

1. Составление фрагментов объяснений с использованием риторических средств по предложенному началу.

2. Преобразование текста – объяснения с уместным использованием риторических средств активизации интеллектуальных состояний школьников.

3. Разработка и проведение фрагментов уроков с уместным использованием риторических средств в объяснении (объяснение по конкретной теме).

Целью выполнения итогового задания было выявление качественно-количественных показателей опытного обучения. Для этого студенты контрольной и экспериментальной групп, используя лекционный материал («Языковые средства выражения и активизации интеллектуальных эмоций в педагогическом дискурсе» (информация предъявлена в распечатанном виде)) провели комплексное исследование объяснительной речи учителя по следующим вопросам:

«- Назовите этапы объяснительной речи учителя.

- Какие стратегии педагогического дискурса реализуются в данной объяснительной речи? Какими языковыми средствами?

- Реализуются ли учителем в данной объяснительной речи риторические законы? Если да, то какие? На каких этапах объяснения? Какими языковыми средствами?

- Какие языковые средства, использованные учителем в объяснении, актуализируют эмоционально-интеллектуальные состояния школьников?»

В виде итоговой таблицы представлены и сопоставлены полученные данные об умении студентов контрольной и экспериментальной групп выделять этапы в объяснительной речи; выявлять риторические законы, стратегии педагогического дискурса и эмоционально-эмоционально-интеллектуальные состояния школьников.

Количественный состав студентов представлен в процентах.

Экспериментальная группа

Этапы ОРУ кол-во

отв. Риторические законы кол-во

отв. Стратегии пед. дискурса кол-во

отв. Эмоц.-интеллект. состояния кол-во

Введение в тему 93% гармонизирующего диалога 90% объясняющая 89 % интерес 100%

Переформулировка проблемы 86% продвижения адресата 75% оценивающая 87% удивление 79%

Собственно объяснение 93% Эмоционально

сти речи 94% содействующая 77% сомнение 69%

Приведение примеров 73% удовольствия 94% Контролирующая 71% догадка 95%

Итог по теме 83%

уверенность 98%

Контрольная группа

Этапы ОРУ Ккол-во отв. Риторические законы Кол-во

отв. Стратегии пед. дискурса Ккол-во отв. Эмоц.-интеллект. состояния кол-во

Введение в тему 80% гармонизирующего диалога 65% объясняющая 76% интерес 91%

Переформулировка проблемы 66% продвижения адресата 65% оценивающая 69% удивление 89%

Собственно объяснение 78% эмоциональности речи 63% содействующая 69% сомнение 44%

Приведение примеров 56% удовольствия 63% Контролирующая 57% догадка 74%

Итог по теме 69%

уверенность 88%

Из данных, приведенных в таблице видно, что уровень умений в результате полученных знаний об эмоциональном компоненте в речевом поведении учителя в экспериментальной группе повысился

- при определении этапов объяснительной речи учителя: введении в тему – на 13%, переформулировке проблемы – на 20%, собственно объяснении – на 15%, приведении примеров – на 17%, итоге по теме – на 14%;

- при выявлении наличия в объяснительной речи риторических законов: гармонизирующего диалога – на 25%, продвижения и ориентации адресата – на 20%, эмоциональности речи – на 29%, удовольствия – на 29%;

- при определении реализации стратегий педагогического дискурса: объясняющей – на 19%, оценивающей – на 20%, содействующей – на 27%, контролирующей – на 23%.

- при обозначении эмоционально-интеллектуальных состояний школьников, активизируемых учителем в ходе педагогического дискурса: интерес – на 9%, удивление – на 8%, сомнение – на 25%, догадка – на 21%, уверенность – на 10%.

Таким образом, опытное обучение студентов риторическому подходу к осмыслению особенностей речевого поведения учителя в ходе педагогического дискурса, выполнение студентами соответствующих заданий, возрастающих по степени сложности, позволило заложить основы умений как способа деятельности по применению усвоенных знаний и обеспечить повышение уровня самостоятельности студентов при выполнении практических заданий.

В результате опытного обучения студенты овладели следующими умениями:


загрузка...