Этнокультурная парадигма школьного географического образования как средство реализации культурологического подхода (24.02.2009)

Автор: Лобжанидзе Александр Александрович

Лобжанидзе А.А. Этнореконструкция.// «География», приложение к газете «Первое сентября». 2007. - №20 - С.36-37 (0,2 п.л.)

V. Тезисы докладов научных конференций:

Лобжанидзе А.А. Роль этнографической составляющей в формировании учебной географии нового века.// Три века географического образования в России: прошлое, настоящее и будущее.// Сборник материалов научно-практической конференции. СПб, 2004. – С.12-13 (0,1 п.л.)

Лобжанидзе А.А. Этнокультурная парадигма современного географического образования.// Сборник материалов научной сессии по итогам научно-исследовательской работы МПГУ за 2004 г., М.: Прометей, МПГУ, 2005. – С.22-24 (0,2 п.л.)

Лобжанидзе А.А. Методологические принципы формирования содержания элективного курса «Этногеография и этнокультурные регионы мира» // «Учитель XXI в: Профильное обучение и перспективы школьной географии» // Сборник материалов V межвузовской научно-практической конференции. - М.: МГПУ, 2005. С.20-23 (0,3 п.л.)

Лобжанидзе А.А. Формирование этнокультурной компетенции учителя географии в рамках аксиологического подхода.// «Учитель XXI в. Профильное обучение и перспективы школьной географии» // Сборник материалов YI межвузовской научно-практической конференции, М.: МГПУ, 2007 . – С.20-23 (0,3 п.л.).

Лобжанидзе А.А. Поликультурность и географическое образование в России.// Сборник научных трудов географического факультета 2006 г. - М.: МПГУ.- 2007. – С.11-14 (0,4 п.л.)

Лобжанидзе А.А. Элективные курсы по географии в профильной школе. Наука и высшая школа профильному обучению (материалы Всероссийской научно-практической конференции): в 2 ч. Часть 2 – СПб., 2007. – С.71- 75 (0,4 п.л.)

Лобжанидзе А.А. Этнокультурный подход в современной школьной географии. //Науки о Земле и отечественное образование: история и современность (материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти академика РАО А.В. Даринского) – СПб.: 2007. – С.37-39 (0,2 п.л.)

Лобжанидзе А.А. Культурологическая парадигма образования и школьная география.//География: наука и образование в системе «общество-школа-университет» // СПб.: 2007. – С.307-308 (0,1 п.л.)

Лобжанидзе А.А. Оценка качества географического образования студентов в рамках культурологического подхода. // «Учитель XXI в. Качество знаний студентов: содержание, организация, контроль. // Сборник материалов YII межвузовской научно-практической конференции, М.: МГПУ, 2007. – С.10-18 (0,8 п.л.)

Лобжанидзе А.А. Россия: поликультурное пространство – поликультурное образование – Актуальные проблемы географии. // Материалы V Межрегиональной научно-практической конференции - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ.- 2008. – С.235- 237 (0,3 п.л.)

Образовательные программы

РЕЗУЛЬТАТИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ

Метапредметные результаты: мировоззренческие идеи, способы деятельности, базовые компетенции.

Предметные результаты: система предметных знаний, умений и способов деятельности, уровень сформированности этнокультурной компетентности и восприятия этнокультурной картины мира.

Личностные результаты: мотивация к обучению, система ценностей, уровень сформированности этнического самосознание, национальной, региональной и общегражданской идентичности.

-этническая компетентность

-гражданская идентичность

ДЕЯТЕЛЬНОСТНО -

ТВОРЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

Развитие коммуникативных навыков (в вербальной визуальной, графической формах), способствующих преодолению языкового барьера и межкультурной разобщенности между различными народами России и мира.

Развитие навыков применения информационных технологий (в т.ч. ГИС) и картографических источников в целях получения информации об этнокультурном разнообразии мира.

Развитие когнитивных навыков (анализ, синтез, критическое мышление) для принятия решений в области глобальных этнических проблем.

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Культурологический и гуманистический подходы, отражающие ценности цивилизаций и подчеркивающие значимость человека в процессе мирового культурного развития.

Интеграционный подход - внутри и межпредметная интеграция с предметами гуманитарного и естественно - научного циклов.

Технология личностно-ориентированного обучения является ведущей в процессе этнокультурного образования, что связано, прежде всего, с высоким воспитательным потенциалом.

Технология эмоционально-ценностного восприятия, практика формирования географических образов-скрепов.

Игровые технологии проведение деловых и ролевых игр, дискуссий.

ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ

Образовательные цели:

формирование этнокультурной компетентности

формировать знания о размещении различных этносов в географической среде с позиции человека – условий его жизни и деятельности;

формировать знания о влиянии природной среды на особенности расовых признаков человека

дать представление о природной среде как объективном факторе становления национальных характеров различных этносов;

формировать знания о многонациональности и поликонфессиональности современного многополярного мира.

Воспитательные цели:

формированию культуры межличностных отношений, способствующей глубокому духовному обогащению «диалогу культур»;

формирование идеалов взаимопонимания солидарности и терпимости между народами формирование межэтнической и межконфессиональной толеран- тности, общегосударственной, региональной и национальной


загрузка...