Этнокультурная парадигма школьного географического образования как средство реализации культурологического подхода (24.02.2009)

Автор: Лобжанидзе Александр Александрович

Материалы УМК «Этногеография и география культурных регионов мира» (учебник, рабочая тетрадь, мультимедиа учебник и методические рекомендации) в 2005 году были представлены на конкурс по разработке инновационных учебно-методических комплексов для системы общего образования («Обществознание»). Материалы УМК получили положительную оценку в результате внешней экспертизы и вошли в число финалистов конкурса, проводимого Национальным фондом подготовки кадров (НФПК).

Основные положения и выводы исследования реализованы автором лично в учебном процессе при работе с учащимися НОУ «Московская Экономическая Школа» (1995-2008) и при подготовке студентов географического факультета ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», где автор на протяжении двенадцати лет читает курс «Этногеография и география религий».

Результаты исследования неоднократно докладывались и обсуждались на научных конференциях, в том числе международных, совещаниях и научно-методических семинарах с учителями Москвы, Санкт-Петербурга, других городов и субъектов РФ, в рамках научных сессий на географическом факультете МПГУ, на кафедре методики обучения географии и краеведению РГПУ им. А.И.Герцена; конференциях межрегиональной Ассоциации учителей географии России (1998 – 2008, Москва, Санкт-Петербург, Анапа, Сочи), круглых столах, проходивших в рамках заключительного этапа Всероссийских олимпиад школьников по географии (2000 – 2008, Смоленск, Туапсе, Ярославль, Калуга, Рязань, Тверь, Железноводск, Белгород), на конференции «Теоретические проблемы преподавания социально-экономической географии России» (Смоленск, 1995), Международной научно-практической конференции «Географическое образование на пороге XXI века» (Москва, 1996), Международной учебно-методической конференции «Географическое образование XXI века» (Москва, 2001), научно-практической конференции «Три века географического образования в России: прошлое, настоящее и будущее» (Санкт-Петербург, 2003), научно-практической конференции «Теория и методика обучения географии: история и современные направления развития» (Санкт-Петербург, 2004). «Учитель XXI в: Профильное обучение и перспективы школьной географии» (Москва, 2005, 2006), круглых столах по проблемам изучения географии, организованных в рамках Педагогического марафона учебных предметов ИД «Первое сентября» (Москва, 2005, 2008), Всероссийской научно-практической конференции: Наука и высшая школа -профильному обучению (Санкт-Петербург, 2007), Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти академика РАО А.В. Даринского (Санкт-Петербург, 2007), География: наука и образование в системе «общество-школа-университет» (Санкт-Петербург, 2007), Учитель XXI в.. Качество знаний студентов: содержание, организация, контроль. (Москва, 2008), Актуальные проблемы географии (Горно-Алтайск, 2008)

По результатам широкомасштабного эксперимента по работе с учебниками по географии различных классов и УМК «Этногеография и географии этнокультурных регионов мира», проводимого в различных регионах страны даны рекомендации о целесообразности их дальнейшего использования в учебном процессе. Положительные отзывы на учебники, учебные материалы УМК получены от Смоленского ОИУУ, Пензенского ГОУ ДПО ПИРО, Липецкого ИРО, Омского ГОУ ДПО «ИРООО», Пермского краевого ИПКРО и др.

Основные положения, выносимые на защиту:

Культурологический подход - универсальная методологическая основа географического образования, позволяющая раскрыть социально-географические процессы и явления как феномены культуры. В рамках географического образования на основе культурологического подхода происходит формирование географической культуры личности, а через неё - постижение ею общечеловеческих ценностей, познание себя и окружающего мира, поиска гармонии с природой и многообразным национально-конфессиональным российским и мировым социумом.

Научно-теоретическими основами построения курса этнической географии являются концептуальные представления о ней как о самостоятельном научном направлении, формирующемся на стыке этнологии, географии населения и социально-экономической географии. Актуальность и практическая направленность изучения этнокультурного компонента в рамках школьного географического образования обусловлены необходимостью формирования у выпускников этнокультурной компетентности, этноконфессиональной толерантности и общероссийской идентичности. Одновременно, как учебная дисциплина, этногеография, базирующаяся на новейших достижениях географической науки, реализует задачи профильного обучения на старшей ступени общего образования.

В основе содержательного ядра этнической географии как учебной дисциплины лежат системообразующие понятия, к которым относятся: этнические общности (народность, этнос, нация), этнические процессы, материальная и духовная культура этносов, этноконфессиональная картина мира (расовая, этнолингвистическая, конфессиональная), межэтнические отношения, этносфера - как особая геопространственная система, объединяющая все народонаселение Земли с ее географической оболочкой, этноценозы (географические подсистемы, составляющие единство этноса с его кормящим ландшафтом) и территориальные этнические системы различного ранга - этнокультурные регионы.

Разработанная методическая модель этнокультурного географического образования обеспечивает решение научно-образовательных, методических и прикладных задач, что позволяет в рамках образовательного процесса сформировать у учащихся представление об этническом разнообразии современного мира, территориальных особенностях материальной и духовной культуры этносов, современных этнических процессах и способах их государственного и межгосударственного регулирования, формах межэтнических отношений, реализует достижение главных личностных целей этнокультурного образования - выработку у будущих поколений навыков этнокультурной компетентности, являющейся основой для понимания межконфессионального, межэтнического диалога и формирования национальной и общегражданской идентичности.

В основу построения УМК по этнической географии для старших классов общеобразовательных учреждений положены важнейшие принципы обучения в современной школьной географии: научность и доступность содержания, интегративность и проблемность, системность и структурность, панорамность и фокусность в изложении материала, связь с практикой, единство обучения и воспитания; в нем реализованы культурологический, аксиологический, личностно-ориентированный, деятельностно-творческий и проблемный подходы в обучении и предложена система средств, организационных форм и методов обучения, способствующих формированию и усвоению знаний, развитию базовых компетенций, становлению активной позиции будущего гражданина многонационального государства.

Объем и структура работы. Структура диссертации в соответствии с логикой научного исследования состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии и приложений. Общий объем работы - 422 стр., она включает 14 таблиц, 19 рисунков, 16 приложений. Список литературы содержит 335 наименований, в том числе на иностранном языке.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обоснована актуальность темы диссертации; определены объект и предмет исследования; сформулированы цель и гипотеза исследования; поставлены задачи; определены теоретико-методологические основы и методы исследования; выделены основные этапы исследования; раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования; представлены основные положения, выносимые на защиту; приведена информация об апробации и внедрении результатов исследования.

В первой главе «Культурологический подход в школьном географическом образовании» проанализированы теоретические подходы различных авторов к сущности понятия «культура», к определению культурологической функции образования, практической реализации принципов культурологического подхода в целях гуманизации школьного географического образования.

Во второй главе «Этнокультурный компонент образования – основа формирования географической культуры» проанализированы отечественные и зарубежные концепции этноса, рассмотрены основные этапы становления этногеографии как научного и образовательного направления, сформулированы научные и учебные задачи дисциплины, раскрыты ее основные понятия в контексте географической культуры, определены основные подходы к этнокультурному районированию территории мира.

В третьей главе «Методическая модель этнокультурного географического образования» проанализировано современное состояние изучаемой проблемы в теории и практике географического образования, изложен авторский подход к построению модели этнокультурного образования и принципы её реализации, приведены разработанные автором программа и тематическое планирование для УМК «Этногеография и география этнокультурных регионов мира», обоснован выбор адекватных средств и методов обучения, определена система компетенций, формируемых при изучении данной дисциплины.

В четвертой главе «Методические условия реализации этнокультурного компонента в содержании школьного географического образования» предложены и методически обоснованы формы и методы обучения, направленные на решение образовательных, воспитательных и прикладных задач курса этнической географии, разработана система оценивания результатов его изучения, предложены подходы к оценке личностных достижений учащихся при формировании этнокультурной компетентности и гражданской идентичности, подведены итоги педагогического эксперимента.

В заключении подводятся итоги проделанной работы, делается вывод о том, что в ходе проведенного исследования удалось подтвердить основные положения выдвинутой гипотезы и решить поставленные теоретические и методические задачи построения этнокультурной модели географического образования на основе культурологического подхода.

Культура как сложное методическое понятие охватывает все стороны человеческой деятельности и представляет собой внутреннюю сущность человеческих идей, сотворенных человеком вещей, проявление привычек и навыков. Культура может рассматриваться также и в качестве феномена человеческого духа, как символически закрепленная деятельность людей, освященная гуманными и нравственными целями в соответствии с типом хозяйственно-бытовой жизни. Многочисленные смыслы культуры выступают важнейшим компонентом современного образования. Неразрывная связь культуры и образования рассматривается сегодня как основополагающая парадигма образовательного процесса.

В России становление понятия «культура» изначально развивалась под влиянием исторической (В.И. Ключевский, С.М. Соловьев) и философской школы (В.И. Вернадский, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский, А.Ф. Лосев, П.А. Сорокин, И.А. Ильин, А.Л. Чижевский). Основываясь на ведущих идеях русского гуманизма, философско-культурологическая школа рассматривала культуру через призму человеческой личности как подлинного субъекта культурного развития. Так, Н.А. Бердяев определил культуру как «феномен духовной человеческой истории». Русские философы-идеалисты делали акцент на духовности культуры, на поисках общечеловеческих ценностных ориентиров в культуре, в то время как представители русского космизма формировали представление о вселенской судьбе человека, неотделимого от процессов космического развития, отстаивали духовность как вечное движение мысли, как общечеловеческий принцип существования.

Однако широкое научное исследование проблем культуры в отечественной науке началось лишь с середины 60-х - начала 70-х годов XX века, когда была обоснована потребность разработки теории культуры как самостоятельной научной дисциплины. Отечественная культурологическая мысль была разносторонне представлена работами А.И. Арнольдова, М.М. Бахтина, В.С. Библера, А.Я. Гуревича, В.Б. Давидовича, Г.Л. Драча, Б.С. Ерасова, Ю.А. Жданова, М.С. Кагана, Л.Н. Когана, Ю.М. Лотмана, В.М. Межуева, В.М. Розина, Э.В. Соколова, труды, которых послужили толчком к широкой дискуссии о содержании понятия культуры, к выяснению гносеологической и методологической роли этого понятия в системе категорий различных социальных наук, давших начало развитию различных теорий и концепций.

Сложность понимания феномена культуры позволила выделить несколько смысловых аспектов и концепций, отражающих многообразие этой категории. Многоаспектность культуры, в свою очередь, является основой построения концептуальных культурологических систем. Наибольший интерес в рамках данного исследования представляют антропологическая, социологическая, личностно - деятельностная, психологическая, интегративная и поликультурная концепции культуры.

Современная педагогическая наука связывает развитие образования с культурологической парадигмой, в рамках которой развиваются принципы гуманной педагогики, направленные не только на формирование личности, но и на ее свободное творческое развитие. В рамках культурологической парадигмы образование рассматривается как процесс освоения человеческой культуры. Таким образом, культура в качестве символа человека и человек как условие культуры, составляющие полюса образовательного процесса, соединяются в нем в единое целое, при этом ведущее значение в нем придается изучению культуры и человека как её субъекта. Содержание образования при этом характеризуется тенденциями к интеграции знаний, гуманистической и эстетической направленностью.

В исторической ретроспективе весьма интересным представляется обоснование культуросообразности образования, предложенное С.И. Гессеном. Цели культуры и образования по Гессену совпадают, а «цели жизни современного культурного общества» определяются как «цели образования», следовательно, между образованием и культурой имеется, таким образом, точное соответствие. Образование есть не что иное, как культура индивида. Способности человека к свободе, к творчеству коренятся именно в культуре. Следовательно, степень индивидуализации человека проявляется не в уникальности его личности, а является результирующей освоения культуры, которая выступает в качестве источника личной свободы и творчества.

В работах советских и российских ученых также явственно прослеживается взгляд на образование в контексте культуры, понимание функций образования как ретранслятора культурных ценностей будущим поколениям. Таким образом, функцией образовательной системы является воспроизводство культуры. Ведущими смыслами понятия «культура», в педагогическом контексте, становятся «возделывание и забота о человеке и обществе, формирование нравственного облика личности».

Образование - результат культурного развития человечества, в ходе которого создаются новые единицы культуры, соответствующие базису общечеловеческой, мировой и национальной культур. Человек посредством образования распредмечивает культуру, через присвоение смыслов культуры у него формируются культурные способности. Образование, с точки зрения культурологической парадигмы, представляет собой социальный институт, посредством которого осуществляется передача культурного наследия (культуросодержащих знаний и умений, нравственных ценностей) от одного поколения к другому.

Культура выступает, прежде всего, как способ ценностного освоения действительности. Поэтому приобщение к культуре в процессе образования начинается с осмысления личностью ценностей культуры, ибо ценности составляют ядро культуры. Мир культуры – это мир реализованных ценностей. Указанное обстоятельство требует от процесса обучения субординации ценностей, т. е. организации процесса обучения на основе иерархии культурных ценностей.

Методы культурологического образования позволяют взглянуть на образовательный процесс как на существенную составную часть общего развития всей человеческой культуры, направленную на формирование «человека культуры», способного работать со знаниями, разными типами мышления, идеями различных культур. Формирование человека культуры означает развитие в нем культурных способностей, их реальное использование, которые будут вести ученика к формированию себя как личности. При определении целей образования, его культуротворческий аспект выходит на первый план. Так, В.С. Библер подчеркивает необходимость ориентироваться на формирование «человека культуры», способного работать со знаниями, разными типами мышления, идеями различных культур. Таким образом, культура в качестве символа человека и человек как условие культуры, составляющие полюса образовательного процесса, соединяются в образе «человека культуры».

Осознание культуры как условия социального развития способствовало появлению нового фундаментального метода педагогического познания - «культурологического подхода», суть которого состоит в том, что при изучении объектов, процессов и явлений общественного и личностного плана выявляются и анализируются наиболее характерные для них культурные аспекты. В образовательном процессе, построенном на основе культурологического подхода, существенное значение имеет механизм освоения культурных ценностей, включения личности в мир культуры. Таким образом, ценности выступают как основной системообразующий элемент культуры.

Культурологический подход - это, прежде всего, принципиальная гуманистическая позиция, признающая человека субъектом культуры, ее главным действующим лицом. Он сосредоточивает внимание на человеке как субъекте культуры, способном вмещать в себя все прошлые смыслы культуры и одновременно воспроизводить новые. Культурологический подход в изучении человека ориентирует его на видение через призму понятия культуры, которое позволяет рассматривать человека как свободную, активную индивидуальность, способную к общению с представителями других культур в форме свободного диалога. В данном исследовании культурологический подход понимается как общенаучный метод познания, который позволяет рассматривать школьное географическое образование как феномен культуры, а формирование географической культуры выпускника - как конечную цель географического образования.

В современных условиях одной из основных тенденций является трансформация содержания школьного географического образования на основе культурологического подхода. География - единственная из классических школьных дисциплин, относящаяся одновременно к наукам естественного и общественного циклов, показывающая все разнообразие и единство мира, формирующая географическую картину мира и географическую культуру человека. Географическое образование служит и своеобразным ретранслятором базовых ценностей, заложенных у различных народов Земли, приобщая школьников к многообразию взглядов на природу и общество, различным культурным и этическим нормам, существующим в современном мире.

Культурологический подход служит важным средством гуманизации школьной географии. Проблемы гуманизации школьного географического образования остро поставили вопрос о сущности культурологического аспекта географических знаний, направленных на формирование личности учащихся. В современных условиях необходим отказ от доминирования предметного принципа преподавания и переход к тем формам, которые способны дать представление о комплексном характере мира и современном человечестве как о взаимосвязанной материальной и духовной системе. Такой подход объясняется интегративным, мозаичным характером самой современной культуры. С позиций культурологического подхода функции географического образования должны быть переориентированы:

- с передачи знаний на трансляцию элементов национальной и общемировой культуры в контексте гуманизма и этнопринципов;

- с знаниевой культуры на развитие культуры личности (как цели и результата географического образования) – ее индивидуальность, системы ценностей, географического мышления, опыта творческой деятельности, ее самоактуализации, самореализации и саморазвития.

Исследования культурологического содержания в трудах ведущих ученых в области методики географии (И.И. Баринова, В.П. Голов, А.В. Даринский, И.В. Душина, В.П. Дронов, В.В. Николина, Н.Н. Петрова, Н.Н. Родзевич, В.Я. Ром, М.В. Рыжаков, Д.П. Финаров) были направлены на раскрытие, сформулированного академиком РАО В.П. Максаковским, понятия «географическая культура», которое в наибольшей степени раскрывает многообразные характеристики развития личности: географическое мышление, овладение методами географического познания мира и языком географической науки, а также освоение географической картины мира.

Формирование географической культуры является высшей целью географического образования. Реализация культурологической функции географии невозможна без личностных представлений школьников, формируемых как на широком краеведческом материале, так и посредством получения информации из различных источников, что позволяет сформировать их отношение к социокультурной действительности, объединить накопленные в практике человечества культурные смыслы. Что в конечном итоге будет стимулировать собственный личностный выбор культурных смыслов учащимися, способствовать формированию широкой географической культуры.

Географическая культура – это сложное интегративное, структурно-уровневое образование, представляющее, совокупность объективных и субъективных характеристик, формирующих систему ценностных отношений к природной и этносоциальной среде. Географическая культура понимается как способ преобразования географической среды и человека как творца геокультурных ценностей, а также как результат взаимодействия субъектов с географической средой.

Реализация культурологического подхода в практике преподавания географии находит свое отражение в этнокультурном географическом образовании, которое рассматривается в данном исследовании как часть содержания современного географического образования, способствующее приобщению учащихся к географической культуре; усвоению ими знаний о культурах других этнических общностей; осмыслению общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях и гуманистических идеях народов мира; как средство формирования этнокультурной компетентности учащихся, способ реализации их личностных социально-ценностных потребностей.

Этнокультурное географическое образование - это целостная система, включающая теоретико-методологическую, мотивационно – ценностную, деятельностно - творческую и результативно-оценочную составляющие, нашедшие свое отражение в комплексе взаимосвязанных компонентов его методической модели. Методическая модель этнокультурного географического образования в общем виде представлена на схеме (рис.1)

Этнокультурное географическое образование базируется на следующих основополагающих принципах:


загрузка...