Комплексная переработка вегетативной части тополя бальзамического с получением биологически активных продуктов (24.02.2009)

Автор: Исаева Елена Владимировна

производство

исследования

производство

производство

информация

технологии

образование

финансы

исследования

производство

информация

технологии

образование

финансы

исследования

Рис. 3. Типология взаимоотношений субъектов малого предпринимательства

Разработанная типология взаимоотношений субъектов малого предпринимательства систематизирует их типы и виды, которые выделяются на основании двухэлементного ядра функциональной направленности этих отношений. Варианты образования ядра ограничены перечнем направлений взаимоотношений, зафиксированных рядом информационных критериев.

Выделение двух направлений взаимоотношений в качестве ядра взаимоотношений подразумевает, что прочие отношения также могут реализовываться предприятиями малого бизнеса, но они играют подчиненную по отношению к ядру роль. Более развитые взаимоотношения малых предприятий включают элементы менее развитых, но их конкурентоспособность определяется двумя ядрообразующими элементами. Это вовсе не означает, что нижестоящие в ряду информационных критериев параметры являются слаборазвитыми. Просто развитие взаимоотношений малого предприятия определяют не они, а более развитые отношения.

На схеме (см. рис. 3) нижний типологический уровень представлен примитивными формами малых предприятий, которые концентрируются на каком-либо одном направлении партнерских отношений (в рамках заданной функции). Следующие уровни типологии представлены малыми предприятиями, функционирующими на базе двухэлементного ядра, реализующими сбытовую функцию как постоянный элемент в сочетании с переменными элементами, далее постоянным элементом которого является производственные отношения и т.д.

Наиболее развитыми, как видно из схемы, являются взаимоотношения малых предприятий, соответствующие ячейкам типологии, расположенным в её верхней части. Это объясняется тем, что в них в качестве ядра реализуются более сложные и более развитые функциональные взаимоотношения, такие как информационные, технологические, образовательные и финансовые. Предприятия, имеющие их в качестве ядра, отличаются более высоким уровнем системного и организационного развития, нежели предприятия, базирующиеся на построении простых функциональных взаимоотношений, во многом схожих со своими конкурентами.

Разработанная типология для диссертационного исследования имеет двойственное значение. С одной стороны, она иллюстрирует и подтверждает структуру малого бизнеса в России, в частности, преобладание отношений на 1-м и 2-ом уровнях, т.е. сосредоточение большей части малых предприятий в сфере торгово-посреднических операций и производстве. И именно слабая связь малых предприятий с другими субъектами рынка (исследовательскими и консалтинговыми компаниями, образовательными и финансовыми институтами и пр.) не позволяет в полной мере «запустить» интеграционные факторы, о которых уже упоминалось. С другой стороны, такая типология имеет смысл для понимания и разработки системы взаимоотношений малого бизнеса посредством выделения нескольких уровней взаимоотношений. Она выявляет не только существующие, но и потенциально возможные конфигурации взаимоотношений, что позволяет понять, какие ещё направления взаимоотношений могут возникать на предприятиях малого бизнеса, и проектировать их в рамках создания и исследования реальных предпринимательских сетей. Отношения другого уровня по данной модели могут быть успешно приняты малым бизнесом только при определенных условиях, и механизм их реализации может несколько отличаться от отношений между другими субъектами, участвующими в основной деятельности компании.

Такими необходимыми и обязательными условиями взаимоотношений малых предприятий можно представить следующие характеристики: схожесть, взаимодополняемость, взаимосвязанность, – в них находят отражение условия формирования взаимоотношений в предпринимательской сети; силы, удерживающие предприятия в её границах; процессы обмена между ними.

Значимой характеристикой схожести для взаимоотношений малых предприятий является соседство территориальное, отраслевое, культурное. В партнерство склонны объединяться предприятия и организации, взаимодополняющие друг друга по продуктам, бизнес-процессам и ресурсам. Связанность элементов (предприятий) в предпринимательской сети обеспечивается материальными, информационными и коммуникационными потоками.

6. Разработана трёхуровневая модель взаимоотношений предприятий малого бизнеса, базирующаяся на принципе синхронизации межсубъектных (внутренняя среда) и межсетевых (внешняя среда) взаимодействий.

Другой важный вопрос, на котором акцентируется внимание в диссертационном исследовании, – это необходимость системного, целенаправленного исследования и формирования взаимоотношений в малом бизнесе, что позволяет структурировать и упорядочивать эти взаимоотношения, добиться понимания сущности и качества объектов исследования. Это, в свою очередь, может способствовать повышению эффективности управления такими сложными социально-экономическими системами, как взаимоотношения малых предприятий, путем адекватного использования существующих управленческих методов и инструментов, а также разрабатывать новые, более адекватные управляемому объекту.

В диссертации предложена следующая система взаимоотношений малого бизнеса с субъектами рынка (рис. 4).

Автор считает обоснованным выделение трёх уровней взаимоотношений малых предприятий (МП):

1-й уровень – это внутри- и межфирменные отношения сотрудников субъектов малого предпринимательства. Данный уровень взаимоотношений практически не рассматривается в имеющихся исследованиях, однако для малого бизнеса он имеет ключевое значение. Объясняется это, во-первых, ключевой ролью персонала как наиболее важного ресурса в малом предпринимательстве, во-вторых, преобладанием личных неформальных взаимоотношений между руководителями различных малых предпринимательских структур и внутрифирменных отношений. Именно наличие и развитие данного уровня взаимоотношений позволяет в полной мере реализовывать целевые установки взаимоотношений, обозначенные в табл. 1.

2-й уровень – отношения с субъектами рынка, имеющими непосредственное отношение к бизнесу малого предприятия. Согласно рассмотренной типологии, эти отношения формируют «ядро», а все остальные являются подчиненными по отношению к ним. Более того, эти взаимоотношения в основном формируются с учетом описанных ранее условий: близости (территориальной, отраслевой, культурной), взаимодополняемости (по продуктам, процессам, ресурсам) и взаимосвязанности (материальные и нематериальные потоки, коммуникации). На данном уровне происходит преимущественно обмен ресурсами между партнерами. Управление взаимоотношениями здесь подчинено текущим задачам. Сосредоточение взаимоотношений на данном уровне может гарантировать устойчивость малого бизнеса лишь в краткосрочном периоде, поскольку ограничивает информационное и коммуникационное пространство предприятия, и, как следствие, ограничивает горизонт стратегического управления.

3-й уровень – отношения с субъектами рынка, с которыми МП не осуществляет непосредственное взаимодействие, но с которыми малый бизнес может взаимодействовать в будущем, или эти субъекты сами могут рассматривать данное МП как партнера, или же это компании, которые перешли с 1-го уровня. Поскольку взаимоотношения на этом уровне не связаны напрямую с текущей деятельностью малого предприятия, то компании здесь не всегда подбираются в соответствии с принципами близости, взаимосвязанности и взаимодополняемости. По этой же причине эти отношения не всегда подчинены текущей деятельности компании (т.н. «ядру») и отношения обмена касаются в основном коммуникаций. Развитие взаимоотношений малого бизнеса на данном уровне расширяет рыночную среду, информационное пространство, что позволяет более адекватно оценивать рыночные тенденции, выявлять новые возможности и угрозы. Всё это составляет основу маркетингового управления компаний и имеет стратегическую направленность.

Разработанная система взаимоотношений не претендует на исключительность и завершенность, но она необходима как основа для последующего мониторинга и перспективного развития взаимоотношений малого бизнеса. Эта система в значительной степени отражает идеологию маркетингового управления, поскольку не только предусматривает связь субъектов малого предпринимательства со средой, но и предполагает интеграцию их в рыночное пространство.

Если представить модель взаимоотношений как трехуровневую (рис. 4), то следует отметить, что среда, с которой прямо или опосредованно взаимодействует компания, представлена различными экономическими агентами, которые вне зависимости от интересов отдельной компании участвуют в формировании информационного и коммуникационного поля, воздействующего в том числе и на прямых участников бизнес-взаимодействия.

Имеющиеся на данный момент исследования фактически игнорируют экономических агентов, составляющих медиасреду, как возможных и значимых субъектов партнерских отношений, поскольку они, как уже отмечалось, не задействованы непосредственно в текущей бизнес-деятельности компании. Однако высокая скорость изменения внешней среды, по мнению автора, делает весьма условной границу между существующими партнерами компании (на которых и распространяется маркетинг взаимоотношений) и возможными будущими партнерами, которые могут в любой момент и в любом качестве включиться в деятельность малого предприятия. Основная проблема для обоснования необходимости такого более широкого понимания объектов взаимоотношений малого бизнеса состоит в трудности идентификации будущих потенциальных партнеров с целью установления требуемых взаимоотношений.

Рис. 4. Система взаимоотношений малого предприятия

Вне зависимости от типа и характеристики экономических агентов, составляющих медиасреду, они могут и должны быть включены в процесс информационного обмена, и основная задача, которую следует реализовать по отношению к данной среде – обеспечение постоянных, непрерывных коммуникаций, в отличие, например, от бизнес-среды, субъекты которой уде связаны отношениями обмена товарами (услугами).

7. Разработана методология оценки эффективности развития взаимоотношений субъектов малого предпринимательства посредством оценки следующих составляющих эффективности: конкурсного отбора (целевая эффективность), взаимных коммуникаций (коммуникативная эффективность), достигнутых результатов (экономическая эффективность); выявлено наибольшее влияние на общую эффективность механизма конкурсного отбора и взаимных коммуникаций.

Однако не стоит забывать, что налаживание взаимоотношений малого предпринимательства с рынком не является самоцелью для бизнеса. Поэтому в данном диссертационном исследовании акцентируется внимание на необходимости построения эффективных взаимоотношений.

Проводимое в рамках диссертации авторское исследование, было направлено на исследование факторов эффективных взаимоотношений в малом предпринимательстве, посредством рассмотрения эффективности конкурсного механизма, эффективности взаимодействия непосредственно в процессе взаимодействия и целевой эффективности. Для этого оценивались не только текущие значения факторов (табл. 4), но и их значимость для взаимоотношений (табл. 3).

Таблица 3

Значимость факторов эффективности взаимоотношений субъектов малого предпринимательства


загрузка...