Комплексная переработка вегетативной части тополя бальзамического с получением биологически активных продуктов (24.02.2009)

Автор: Исаева Елена Владимировна

ИСАЕВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА

МЕТОДОЛОГИЯ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЫНОЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Специальность 08.00.05 – Экономика и управление

народным хозяйством (экономика предпринимательства)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора экономических наук

Санкт-Петербург - 2010

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского»

Научный консультант - доктор экономических наук, профессор

Ковалёв Александр Иванович

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

заслуженный деятель науки Республики Татарстан

Газизуллин Наиль Файзулхакович

доктор экономических наук, профессор

Будрин Александр Германович

доктор экономических наук, доцент

Пилявский Валерий Павлович

Ведущая организация -

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики»

Защита состоится «___» декабря 2010 года в ______ часов на заседании диссертационного совета Д 212.237.08 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов» по адресу 191023 Санкт-Петербург, ул. Садовая, д.21, аудитория ___. Факс 8(812)3104628.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов».

Автореферат разослан «___» ________ 2010 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета

В.Н. Татаренко

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования.

Проблема развития малого предпринимательства в настоящее время является одной из наиболее актуальных для России, что неоднократно отмечалось Президентом Д.А. Медведевым и нашло отражение в принятии в последние годы целого ряда федеральных и региональных нормативных документов и программ в целях стимулирования создания и развития малого предпринимательства. Успешное развитие современных предпринимательских структур позволит получить не только прямой экономический эффект в показателях роста ВВП, доходов населения и доходов государственного бюджета, но и значительный социальный эффект в стимулировании занятости, развитии рыночной среды и освоении новых рынков, снижении социальной напряженности, особенно в регионах. Однако достижение положительных эффектов возможно лишь в случае успешной интеграции малого бизнеса в рыночное пространство путем развития и укрепления взаимоотношений с ключевыми субъектами рынка. Этого требуют также усиливающиеся процессы глобализации мировой экономики и обострение конкуренции на всех рынках.

Проблемы существующих подходов к стимулированию развития малого предпринимательства заключаются в том, что основное их внимание сосредоточено на стимулировании создания нового малого бизнеса, в то время как вопросу укрепления и развития уже работающих предпринимательских структур уделяется неоправданно мало внимания. Между тем основная проблема на сегодня видится именно в слабой конкурентоспособности и эффективности вновь создаваемых малых предприятий, что не создает возможности для их долгосрочного функционирования и получения значительных эффектов в масштабах страны.

Актуальность проблемы повышения эффективности функционирования российского малого бизнеса в долгосрочном периоде определяется высоким вкладом малого предпринимательства в экономику развитых стран и пока отстающими соответствующими показателями в России.

В условиях ограниченности ресурсов малый бизнес едва ли может позволить себе успешно развиваться обособленно, без участия других компаний и субъектов рынка (в том числе и государства). Именно поэтому предприниматели стремятся к созданию сетевых объединений либо поддерживают индивидуальные взаимоотношения друг с другом. Малый бизнес в силу своей гибкости обычно успешнее интегрируется в бизнес-среду, интуитивно адаптируясь к рыночным изменениям и устанавливая личные взаимоотношения с партнерами, тогда как крупным предприятиям для этого требуются длительные согласования и специальные управленческие процедуры.

Однако эти взаимоотношения за рубежом и в России складывались совершенно по-разному в силу значительных институциональных и иных различий, что затрудняет прямое использование опыта развитых стран. В России большая часть отношений субъектов малого предпринимательства была основана либо на исторических связях с крупными госпредприятиями, либо на неформальных связях руководителей предприятий. И те и другие не носили ярко выраженный рыночный характер. Поэтому лишь с начала 2000-х гг. можно говорить о становлении рыночных взаимоотношений в малом предпринимательстве, которые пока нуждаются в совершенствовании и развитии.

В настоящее время наблюдается дефицит научных исследований и разработок по вопросам повышения эффективности взаимоотношений предпринимательских структур, за исключением механизмов и форм частно-государственного партнерства. Экономическая наука уделяет недостаточно внимания проблемам качественного совершенствования взаимодействия предпринимательских структур с другими субъектами рынка (покупатели, поставщики, конкуренты, СМИ и др.).

В связи с этим необходима научная разработка и внедрение в практику методологических и методических принципов эффективного организационно-экономического механизма эффективного развития и укрепления взаимоотношений малого предпринимательства с целью интеграции его в рыночное пространство. Это позволит малым предприятиям оперативно и адекватно реагировать на динамичные изменения внешней среды, что в дальнейшем повысит конкурентоспособность и экономическую эффективность предприятий малого бизнеса.

В этих условиях в практике малого предпринимательства целесообразно применение маркетинга как основы всей предпринимательской деятельности наряду с инициативностью, риском и новаторством. Имеющиеся разработки раскрывают лишь способы использования отдельных инструментов маркетинга в малом бизнесе без пересмотра идеологии всей предпринимательской деятельности. Маркетинг же по сути своей является идеологией и набором инструментов для обеспечения функционирования предприятия в рыночной среде. Данное обстоятельство определило характер и логику диссертационного исследования, в рамках которого устраняется указанный теоретический и методологический пробел.

Степень разработанности научной проблемы, которой посвящено диссертационное исследование, может быть охарактеризована как неоднородная.

Исследованию проблем развития малого предпринимательства в контексте социально-экономического развития страны посвящены работы Баткилиной Г.В., Бондаренко В., Вихаревой О.М., Долгопятовой Т.Г., Еваленко М. и др.

Сущность и особенности сетевого подхода и управления сетевыми организациями рассматривались Катькало В.С., Львова Д.С., Новикова Д.А., Нордстрема К.А., Риддерстрале Й. и др., в частности, изучению институциональных особенностей создания и функционирования малого бизнеса и предпринимательских сетей посвящены работы А.Н. Асаула, Е.Г. Скуматова, Г.Е. Локтевой, А.В. Бусыгина, Н.Е. Егоровой, М.А. Маренного, Масленникова В.В., В.И. Катенева и др. Сетевой подход сегодня активно используется в теории организации, и многие исследователи отмечают, что именно сети являются приоритетной формой развития современного бизнеса.

Теоретическим и методологическим основам управления взаимоотношениями посвящены исследования Дж. Игана, Анн Х., К.Бэрри, О. Уильямсон, О.А. Третьяк, С.П. Куща, Я.Х. Гордона, М. Стоуна и др. В частности, стоит отметить существенный вклад в развитие концепции маркетинга взаимоотношений представителей Санкт-Петербургской школы маркетинга взаимодействия - Г.Л. Багиева, И.А. Аренкова, Ю.Н. Соловьевой, О.У. Юлдашевой, Н.К. Моисеевой, Н.И. Мелентьевой.


загрузка...