Интегративно-дифференцированный подход к развитию субъектности студентов вуза в процессе обучения французскому языку (24.02.2009)

Автор: Гвоздева Анна Вячеславовна

ГВОЗДЕВА Анна Вячеславовна

ИНТЕГРАТИВНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ СУБЪЕКТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ

13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки, уровень высшего образования)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Курск – 2009

Работа выполнена на кафедре педагогики и психологии развития Курского государственного университета.

Научный консультант:

доктор педагогических наук, профессор

Подымова Людмила Степановна

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор

Исаев Илья Федорович

доктор педагогических наук, профессор

Вьюнова Наталья Ивановна

доктор педагогических наук, профессор

Горлова Наталья Алексеевна

Ведущая организация: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Защита состоится 23 апреля 2009 г. в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.104.01 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук в Курском государственном университете по адресу: 305000, г. Курск, ул. Радищева, 33.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Курского государственного университета по адресу: 305000, г. Курск, ул. Радищева, 33.

Автореферат разослан «___» _____________2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор педагогических наук Н.А. Тарасюк

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Модернизация системы высшего образования в России все в большей степени соотносится с изменениями, происходящими в высшей школе Европы. Это связано с развитием Болонского процесса, в рамках которого планируется не только создание единого европейского образовательного пространства, но и диверсификация высшего образования, касающаяся конструирования многовариантных и многообразных моделей высшего образования; возникновения новых учебных сред, изменения организационных основ образования с концентрированных на нелинейные (асинхронные) модели, введения моделей и форм организации занятий с использованием личностно-ориентированных обучающих технологий.

Болонские соглашения в некоторой степени устанавливают концептуальные и методологические ориентиры развития и российского образования в контексте европейской интеграции. В частности, в основу развития современной модели образования положены системные и последовательные изменения в отрасли, требующие повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, обновления содержания учебников и пособий, разработки и реализации методического сопровождения в рамках нового стандарта образования, постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. Данные ориентиры ставят задачи определения эффективных педагогических условий подготовки к деятельности на интегрированных рынках труда и образования и соответственного изменения содержания учебных программ, усиления языкового образования. Существует объективная необходимость научного обоснования интернационализации образования как следствия интеграции современного мира и одновременно важного ресурса ускорения процессов общественной и экономической жизни, устранения национальной обособленности систем образования (А.Н. Джуринский).

В свете идеологии Болонского процесса, а также в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в связи с целостностью образовательного процесса и переходом к многоуровневой модели подготовки специалистов, встает вопрос о необходимости новой образовательной парадигмы. В рамках такой парадигмы особое значение приобретают тенденции интеграции и дифференциации.

В педагогических исследованиях последних лет интеграция стала одной из ключевых категорий. Выявление различных форм интеграции образовательного пространства, причин их возникновения и тенденций развития, раскрытие противоречивого характера интеграционных процессов – важная методологическая задача педагогики. В науке всегда отмечались две противоположные тенденции. Одна тенденция направлена на интеграцию знаний, их объединение в общей системе, на раскрытие их взаимосвязей, другая – на дифференциацию знаний, их дальнейшее разветвлению, на обособление одних отраслей знания от других (Б.М. Кедров). Благодаря внутреннему единству этих противоположных тенденций – дифференциации и интеграции научных знаний – осуществляется прогресс науки.

Интеграция и дифференциация образовательного процесса в вузе – явления многоплановые, сложные, которые могут быть рассмотрены с различных позиций: с психологической – как средство раскрытия индивидуальности личности и развития ее потенциала, с педагогической – как базис создания обучающей системы, направленной на эффективное использование потенциала субъектов образовательного процесса и создание условий для профессиональной самореализации, и как специфическая организация учебного процесса, с социальной – как явление, оказывающее воздействие на адаптацию личности в обществе (С.И. Архангельский, А.П. Беляев, М.Н. Берулава, Ю.В. Бромлей, Н.И. Вьюнова, И.Д. Зверев, Б.М. Кедров, А.П. Лиферов, В.Н. Максимова, И.С. Сергеев, Н.Р. Ставская, И.Э. Унт, А.Д. Урсул, М.Г. Чепиков, И.П. Яковлев и др.).

Однако в современном образовательном пространстве чаще всего реализуется одна из обозначенных тенденций: либо дифференциация, либо интеграция. Процессы интеграции и дифференциации взаимно дополняют друг друга, существуют в неразрывном единстве, представляя собой диалектическую взаимосвязь на общей логико-методологической основе. В системе профессионального образования эти тенденции способствуют успешному овладению фундаментальными умениями, навыками и ключевыми компетенциями практической деятельности.

Наиболее продуктивной формой взаимодействия указанных тенденций является интегративно-дифференцированный подход к обучению (ИДПО), который представляет собой дидактическую систему, основанную на интеграции и дифференциации как ведущих принципах создания инновационных обучающих технологий. Данная система характеризуется комплексностью, синтезом, обобщенностью элементов системы, универсализацией и специализацией содержания педагогического образования; она охватывает все элементы и компоненты учебного процесса и обеспечивает функциональную взаимосвязь между элементами содержания профессиональной подготовки.

Интегративно-дифференцированное построение обучения позволяет не только адаптировать образовательную систему к уровням подготовки, индивидуальным особенностям и интересам обучающихся, но и обеспечить свободу выбора и вариативность образования, сформировать стремление к самообразованию и навыки самостоятельной работы. Оно содержит также множество прикладных возможностей, решая, наряду с общими, индивидуальные задачи развития личности, обусловленные увеличением разнообразия человеческой деятельности и взаимодействием личности с различными системами.

Общемировая тенденция интеграции и глобализации системы образования, с одной стороны, предполагает максимально возможную индивидуализацию образовательного процесса, с другой, требует создания педагогических технологий, обеспечивающих формирование целостного мировоззрения, интегративного способа мышления, способности к самостоятельному творческому поиску, компетентности и профессионализма. Языковое образование в этой связи выступает как одна из интегрирующих основ гуманитарной подготовки специалиста, обеспечивая целостность развития личности студента. Студенты итегрированы в определенную культурно-образовательную среду, они в большей степени, чем другие возрастные группы, обладают свойствами субъектности, самореализуются в свободно избираемых видах жизнедеятельности, находятся в процессе саморазвития, поиска смыслов и собственной индивидуальности (Е.В. Бондаревская).

Одной из парадигм развития высшего образования является личностно-ориентированный подход, согласно которому в центре внимания находится сам обучающийся, а работа педагога строится, исходя из мотивов, целей, психологических особенностей студентов. Анализ сложившегося и конструирование нового содержания высшего образования показал многообразие методологических и методических подходов к его возможной реализации в соответствии с образовательной парадигмой, ориентированной на личность и создание условий для развития ее субъектности: гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования (Г.М. Бреслав, Н.А. Горлова, И.А.Зимняя, А.П. Валицкая, В.Н. Фурс, И.С. Якиманская и др.); индивидуально-ориентированная парадигма (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Л.А. Петровская, И.Н. Семенов, К. Роджерс); компетентностный подход (А.Г. Бермус, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской), концепция личностно-профессионального развития учителя (И.Ф. Исаев, Л.С. Подымова, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов).

Однако, в существующих подходах, по мнению многих исследователей, занимающихся проблемами высшего профессионального образования, сегодняшние тенденции его реализации мало соотносятся с происходящими изменениями статуса образования, перспективами его интеграции, а также внутренними проблемами, ограничениями и рисками развития российской действительности (Г.В. Залевский, В.Е. Шукшинов, В.Ф. Взятышев, Л.И. Романькова, А.А. Забирко, A.M. Корбут, А.А. Полонников, П.М. Новиков, В.М. Зуев, Ю.П. Похолков и др.). Все эти факторы подтверждают небходимость новой образовательной парадигмы, которая имела бы ярко выраженную интегративную и субъектную направленность и позволила бы расширить спектр индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для обучающихся на основе развития профильного обучения.

Проблема субъекта и субъектности привлекает внимание многих ученых, занимающихся вопросами личности и индивидуальности (А.К. Абульханова, Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, В.А. Барабанщиков, М.И. Воловикова, Л.М. Веккер, В.Н. Дружинин, А.Л. Журавлев, В.В. Знаков, В.П. Зинченко, В.А. Кольцова, О.А. Конопкин, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.И. Моросанова, А.К. Осницкий, В.И. Степанский, Л.А. Стакнева, Т.А. Ребеко, С.Л. Рубинштейн, В.В. Селиванов, Е.А. Сергиенко, И.Г. Скотникова, А.Н. Славская, И.Р. Федоркова, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман, Б.Д. Эльконин и др.).


загрузка...