Развитие творческого потенциала студентов вузов культуры и искусств – будущих специалистов социально-культурной деятельности: аксиологический подход (24.02.2009)

Автор: Горбачева Диана Александровна

Группу ценностей самоутверждения и самореализации составляют ориентации студентов на личную честь и достоинство – 62,5%, на образ «творческой личности» - 57%.

Ценности общения – делового общения – 60%, любовь – 50,5%, дружба – 38%.

Ценности самодеятельных видов творчества выглядят так: досуг – ценность для 48% опрошенных, игра – 27,5%, спорт – 40%, развлечения, в т.ч. диско, видео и т.п. – 59%.

В третьем параграфе третьей главы «Аксиологический подход к развитию творческого потенциала студентов вузов культуры и искусств в процессе прохождения всех видов практики в учреждениях культуры» раскрывается значение практического обучения для развития творческого потенциала студентов - будущих специалистов социально-культурной деятельности. Профессиональная подготовка специалистов, продиктованная новыми образовательными стандартами, поставила перед всеми вузами культуры и искусств задачу обновления методического обеспечения образовательной услуги в процессе прохождения практики в учреждениях культуры.

Здесь следует подчеркнуть сложные взаимодействия, взаимосвязи педагогов и специалистов в их совместной деятельности в условиях прохождения практики. Это объясняется тем, что каждая база практики имеет определенную структуру, т.е. устойчивые функциональные компоненты, элементы которой находятся в постоянной динамике. Содержание практики определяется программами курсов «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество» и других предметов цикла специальных дисциплин. Студенты всех специализаций разрабатывают и пишут сценарии, осуществляют их постановку, выступают в роли ведущих, работают организаторами досуга в организациях и учреждениях социально-культурной сферы, проводят занятия в коллективах художественной самодеятельности, оформляют программы, организуют выставки, занимаются подбором репертуара, а в результате в творческих коллективах баз практики остаются номера и постановки, сделанные студентами – практикантами.

По оценке педагогов по результатам защиты практики сформирован на достаточно высоком уровне процесс развития творческого потенциала студентов – будущих специалистов социально-культурной деятельности. Студенты первого уровня развития творческого потенциала испытывают трудности: в развитии навыков самооценки знаний и умений (-0,171); в сопоставлении задач конкретного занятия с конечными целями при выборе средств, форм и методов социально-культурного воздействия (-0,289); в учете специфики и уровня подготовленности студентов при определении педагогических задач занятия. У второго уровня развития творческого потенциала у студентов выработка профессиональных умений вызывает еще большие затруднения (соответственно -0,257, -0,414, -0,356).

Студенты второго уровня развития творческого потенциала испытывают трудности в определении индивидуальных особенностей личности студентов (-0,237), а первого уровня испытывают трудности в оказании помощи в изучении материала (0,239), в приобщении студентов к анализу и самоанализу выполнения заданий, ответов на занятиях (-0,117), в проверке и оценке познавательной деятельности студентов, в мотивировке оценки (0,459), в анализе направленности педагогических заданий (-0,186).

В четвертой главе «Аксиологический подход к целостному технологическому процессу развития творческого потенциала у студентов в вузах культуры и искусств и учреждениях культуры» раскрывается теория корпоративной педагогики взаимодействия вузов и учреждений культуры типа в развитии творческого потенциала студентов, взаимодействие вузов культуры и искусств и баз практик как целостный технологический процесс, рассматриваются ценностные ориентации как интегративное звено учебного процесса в вузах культуры и искусств и учреждениях культуры.

В первом параграфе четвертой главы «Теория корпоративной педагогики взаимодействия вузов культуры и искусств и учреждений культуры в развитии творческого потенциала студентов» раскрываются условия, обеспечивающие реализацию данной теории в практику.

Опора на аксиологический подход в корпоративной педагогике во взаимодействии вузов культуры и искусств и баз практики позволила создать условия для развития творческого потенциала студентов - специалистов социально-культурной деятельности или вызвать большую группу непрогнозируемых, положительных и отрицательных феноменов: высокую самооценку, доверие, референтность и др.

Проведенное диссертанткой исследование показывает, что педагоги, ориентирующиеся на аксиологический подход в подготовке специалистов социально-культурной деятельности, имеют в своем арсенале 68% адекватную, а 29% даже завышенную оценку студентов в учебе и поведении.

Однако следует учитывать, что постоянное вмешательство в духовный мир студентов, их ценностные ориентации создает конфликтные ситуации, осложняя взаимоотношения с педагогом. Это подтвердили 38% студентов третьего курса, а 59% считают, что более эффективным является косвенное воздействие, суть которого заключается в том, что педагог направляет свои усилия не на конкретного студента, а на его окружение. Следовательно, внося новые подходы к развитию творческого потенциала студентов, педагог регулирует его ценностные ориентации. На экспериментальной базе практики при воздействии на окружение студента, находящегося в составе творческой группы по подготовке социально-культурной пограммы, оправдывал себя и прием воздействия через референтное лицо. Выяснилось, что 53% студентов формируют свои ценности под влиянием мнения своих друзей и товарищей. Через них специалист учреждения культуры организует воздействие на личность студентов, делая их своими коллегами.

В ходе эксперимента диссертантка обследовала 63 детских лагеря. Из них профиль: традиционный - 38 (63,49%); приключения - 5 (7,9%); английский язык - 5/7 (9%), образовательный - 5/7 (9%), спортивный -3/4 (7%), творчество - 2/3 (17%), военно-патриотический - 1/2 (7%), международный - 1/2 (7%). Отрадно, что из 63 лагерей - 16 составляют лагеря Краснодарского края (25,39%), однако их профиль традиционный (за исключением «Морских котиков» с военно-патриотическим профилем).

Организаторами создания нового лагерного профиля - образовательного, творческого, приключенческого, спортивного - стали специалисты Московской области, а также Болгарии, Мальты, Ирландии, Эстонии. Представленные лагеря в основном из Анапы («Дружба», «Золотой берег», «Зори Анапы», «Маяк», «Прометей», «Черноморец», «Юбилейный», «Тимуровец»). Анализ полученных данных позволяет сделать вывод об отставании инновационной составляющей в формировании ценностных ориентаций в детских лагерях Черного и Азовского морей. Опросы показали, что сегодня уже 38% родителей и 43% специалистов не занимаются формированием ценностных ориентаций у детей в детских лагерях, а это огромное поле деятельности для выпускников вузов культуры и искусств.

Таким образом, наше исследование показало, что в корпоративной педагогике взаимодействие имеет две стороны: функционально-ролевую и личностную, где педагог и студенты воспринимают в процессе взаимодействия, с одной стороны, функции и роли друг друга, а с другой - личностные профессиональные качества.

Во втором параграфе четвертой главы «Взаимодействие вузов культуры и искусств и учреждений культуры как целостный технологический процесс развития творческого потенциала студентов» раскрываются практические взаимосвязи вузов культуры и искусств с окружающей средой.

В ходе эксперимента выяснилось, что эффективность процесса развития творческого потенциала студентов – будущих специалистов социально-культурной деятельности определяется степенью подготовленности студента к реализации собственных знаний, полученных на дисциплинах государственного стандарта, а результаты, полученные к окончанию групповой работы на практике, становятся выше для представителей каждой из опрошенных групп (гр. 1 - 57%, гр. 2 - 44,4%, гр. 3 - 50% - к началу работы, соответственно 79,8%, 84,4%, 77,5% - по окончании). Следовательно, групповая деятельность студентов на практике является мощным инструментом формирования творческого потенциала, обогащенного знаниями, полученными в вузе, закрепленными и развитыми на базах практики.

Следующим шагом экспериментальной работы было выявление личностной позиции студента относительно определенных факторов развития творческого потенциала. Автор диссертации выявила высокий уровень творческого отношения к процессу обсуждения сценариев, сценарных планов, т.е. драматургию и режиссуру социально-культурных программ. Средний уровень оценки студентов 4,5 балла, а у сценарно-режиссерского замысла 3,5 балла. Значит, в группах студентов наблюдается тенденция к адаптации исследуемого явления как творчества студентов к требованиям учебно-профессиональной среды.

При анализе результатов исследования следует отметить прослеживающуюся тенденцию различной самооценки у студентов, успевающих на среднем и более высоком уровне по общеобразовательным дисциплинам: успевающие студенты на более высоком уровне склонны отмечать большую степень овладения навыком творческого действия, напрямую связывая его с собственной успеваемостью («отлично» - 89,3%), а также выделяют в качестве хорошо освоенного навык смыслового действия («отлично» - 71,5%). Совершенно иную тенденцию демонстрируют студенты с меньшими успехами в успеваемости: по факторам «навык творческого действия» и «навык смыслового действия» они оценивают собственные знания практически на «хорошо» и «отлично» (соответственно 51% и 67,4%); по факторам «навык ценностью ориентированного действия» и «навык интеллектуального действия» самооценка более низкая (соответственно 23,9% и 30,4%).

Таким образом, экспериментальное исследование подтвердило значимость проведения профессиональной оценки студентов – будущих специалистов социально-культурной деятельности. По результатам эксперимента каждому студенту намечали индивидуальный план развития творческого потенциала по 2-3 основным аспектам, направленным на повышение уровня конкретной компетенции.

По результатам анализа можно сделать вывод о том, что развитие творческого потенциала студентов вузов культуры и искусств поднимает уровень их конкурентоспособности. При этом конкурентоспособность характеризуется синтезом таких качеств, как четкость постановки целей и ценностных ориентаций, трудолюбие, творческое отношение к делу, способность к риску и т.д.

В третьем параграфе четвертой главы «Ценностные ориентации - интегративное звено системы развития творческого потенциала студентов вузов культуры и искусств» раскрываются ценностные ориентации студентов как важнейший системообразующий элемент аксиологического подхода к целостному технологическому процессу развития творческого потенциала студентов.

Интерпретация полученных в ходе эксперимента данных позволила выделить группы доминирующих ценностей, которые являются ее составной частью и относятся к ценностям, чаще всего занимающим высшие этажи ценностных иерархий, что дает нам право для их сравнения и сопоставления.

В ходе эксперимента смысложизненные приоритеты студентов были ранжированы нами в порядке наибольшего предпочтения:

- духовные ценности – определяющиеся значением ценности социального обустройства - 39%, представлением о социальной справедливости, личной свободе - 41,55%;

- ценности конкурентоспособности – куда включены представления и о большой значимости личного и семейного благополучия - 53% опрошенных, воспитания детей - 51,5%, личного здоровья и здоровья детей - 54%;

- культурные ценности - включая ориентацию на ценности искусства - 15,5%, морально-этические ценности - 15%;

- ценности потребления - товарное изобилие ценным признали 37%, финансовую обеспеченность - 28%, обеспеченность продуктами питания - 43%.

Подобная структура ценностных приоритетов студентов по окончании эксперимента обусловлена рыночными отношениями в обществе. Это видно из ориентации на ценности потребления, оттеснившие культурные ценности, что имеет объективную природу развития общества, которая прямо связана с политическими трудностями, инфляционными процессами в экономике, социальным отчуждением.

Наиболее важным, на наш взгляд, для исследования является выявление диапазона духовных ценностей студентов, среди которых преобладают:

- ценности самоутверждения и самореализации - эту группу составляют ориентации студентов на личную честь и достоинство - 62,5%, на образ «сильной личности» - 57%;

- ценности общения - товарищеская дружба - 60%, доверие -38%, любовь - 50,5%;

- ценности самодеятельных видов деятельности - досуг составляет большую ценность для 48% опрошенных, игра - 27,5%, спорт - 40%, развлечения, в т.ч. диско, видео и т.п. - 59%.

В ходе эксперимента удалось выяснить механизмы интеграции всей системы развития творческого потенциала студентов вузов культуры и искусств – будущих специалистов социально-культурной деятельности.

Таким образом, система развития творческого потенциала студентов вузов культуры и искусств – будущих специалистов социально-культурной деятельности должна строиться на аксиологическом подходе, который является интегративным звеном всей деятельности.

В заключении отмечается, что развитие творческого потенциала студентов вузов культуры и искусств рассматривается как длительная, комплексная работа педагогов вуза по оценке и изучению каждого студента, динамики его ценностных установок, поведения, успеваемости. В ходе эксперимента было установлено, что развитие творческого потенциала наиболее эффективно проходит, прежде всего, в групповой работе, в коллективных формах образования и практической деятельности. Для выявления базисных ценностных ориентаций, динамики изменений представлений о развития творческого потенциала студентов к началу обучения и в его процессе было сформировано сознательное отношение к специальности как к ценностно-ориентированному образованию, имеющему в их жизни огромное значение.

Основные положения диссертации нашли отражение в следующих публикациях автора объемом 111,25 п.л.

Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК Российской Федерации:

Горбачева, Д. А. К вопросу о сущности творческого потенциала и его роли в образовательной среде // Культурная жизнь Юга России: региональный научный журнал. – Краснодар, 2004. – № 3 (9). – С. 161-166.

Горбачева, Д. А. Развитие творческого потенциала студентов вуза культуры и искусств - будущих специалистов сферы туризма и досуга// Вестник Российской академии естественных наук: общественно-научный журнал. – Москва,2006. – №4. – С.191-197.


загрузка...