Развитие творческого потенциала студентов вузов культуры и искусств – будущих специалистов социально-культурной деятельности: аксиологический подход (24.02.2009)

Автор: Горбачева Диана Александровна

Решение этой научной проблемы требует новых организационно-педагогических условий развития творческого потенциала студентов будущих специалистов социально-культурной деятельности в вузах культуры и искусств, перехода к новым модификациям содержания образовательного процесса, с использованием возможностей отечественной дидактики, новых идей, основных тенденций перехода на иновационную систему организации образования как исследовательски-позитивную, обусловленную ценностными ориентациями личности.

Эффективное решение данного вопроса вызывает необходимость в креативных педагогических способах ускоренного развития творческого потенциала студентов, будущих специалистов социально-культурной деятельности, способных интегрировать во взаимосвязанную и взаимодействующую систему деятельности ее конкретные виды, в разной мере определяющих интенсивность развития творческого потенциала студентов.

Анализ деятельности вузов культуры и искусств в подготовке специалистов социально-культурной деятельности позволил выявить ряд противоречий между:

- острой потребностью современного общества в повышении творческого потенциала студентов, будущих специалистов социально-культурной деятельности и несоответствием теоретико-методологического обоснования учебно-воспитательного процесса;

- необходимостью использования обществом развивающегося потенциала системы гуманитарного образования и ведомственной разобщенностью, с одной стороны, а также недооценкой значения неразработанностью критериев раскрытия творческого потенциала в вузах культуры и искусств, с другой;

- существующим традиционно сложившимся подходом к определению содержания, форм и методов обучения и объективными потребностями качественного преобразования процесса обучения в связи с вхождением в Европейское образовательное пространство;

- объективным социально-культурным заказом общества на формирование профессионального мастерства и качеств будущего специалиста, его ценностного отношения к развитию общества, социума, коллектива, собственной личности, творческого мышления и технологической направленностью социально-культурного аспекта образовательного пространства вуза.

Выявленные противоречия позволили сделать вывод о сложности, актуальности и практической значимости темы нашего исследования: развитие творческого потенциала студентов вузов культуры и искусств, будущих специалистов социально-культурной деятельности.

Анализ научной литературы и специальных исследований показал, что научный подход к развитию творческого потенциала студентов, будущих специалистов социально-культурной деятельности в процессе вузовской подготовки как специальное направление учебно-творческого процесса специально не рассматривалось. Это самостоятельная проблема, имеющая государственное значение, поскольку является сердцевиной профессионального мастерства будущих специалистов социально-культурной деятельности.

Степень научной разработанности проблемы исследования. В настоящем диссертационном исследовании изучен и обобщен опыт изучения проблемы развития творческого потенциала отечественными и зарубежными учеными.

Особый интерес представляют труды ученых, внесших существенный вклад в решение проблем, связанных с особенностями психики человека, с чувственными формами освоения действительности, с развитием познавательных способностей, интеллекта, затрагивавших теоретические и прикладные проблемы психологии творчества, таких, как: Б.Г.Ананьев, Т.В. Антропова, Е.Ю. Артемьева, А.Г. Асмолов, В.А.Барабанщиков, Д.Б. Богоявленская, А.А. Бодалев, Л.С.Выготский, Дж. Гилфорд, В.Н. Дружинин, В.М. Козубовский, Б.Б. Коссов, П.Ф. Каптерев, А.В. Карпова, В.П. Красникова, В.Г.Крысько, В.С. Кузин, Ю.Н. Кулюткин, А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, С.А. Рязанова, Э.Е. Старобинский, Б.М. Теплов, Д.М. Узнадзе, З. Фрейд, В.Д. Щадриков, В.П. Эфроимсон и др.

Проблема развития творческого потенциала студентов, будущих специалистов социально-культурной деятельности рассматривается представителями различных наук – философами, педагогами, психологами, культурологами. Значительные труды, оказавшие большое влияние на наше исследование, связаны с историческими аспектами развития творческого потенциала, вопросами философии творчества и искусства, человека как творца и субъекта исторического действия (А.Г. Асмолов, Н.А. Бердяев, Л.П. Буева, В.С. Библер, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, М.С. Каган, Д.С. Лихачев, Л.П. Печко, П.А. Флоренский и др.).

Сложность и многогранность исследуемой научной проблемы обусловили обращение к фундаментальным, теоретическим и прикладным научным разработкам в области истории педагогики, дидактики и теории воспитания, общей и социальной психологии, социологии. Среди них работы Г.С. Абрамовой, И.С.Зимней, И.Ф. Исаева, Н.В. Кузьминой, Л.И. Михайловой, А.В.Петровского, Л.Д. Столяренко, А.И. Щербакова и др.

В своих трудах известные зарубежные философы, педагоги и психологи – Э. Берн, Г. Блюм, Д. Карнеги, Б. Спок, Р. Бернс, Д.Болдерстон, Г.В.Ф. Гегель, В. Голдшмидт, Э. Кант, Дж. Келли, А.Маслоу, Ф. Ницше, С. Паркер, Ф. Персинвел, Х. Эллингтон, Д.Раунтри, Н. Сэнфорд, Х. Такур, А. Уайтхед, В. Фромм, С. Френе – рассматривают вопросы образованности, воспитания и образования, деятельности и проблем выбора оптимальных технологий для развития творческого потенциала в различных условиях, включая семью и другие виды сообществ, теории личности.

Большую помощь в определении творчества как фактора развития личности нам оказали работы отечественных и зарубежных исследователей: Д.Б. Богоявленской, Л.С. Выготского, В.Н. Дружинина, В.В. Давыдова, А.М. Матюшкина, Я.А.Пономарева, Дж. Бьюдженталь, А. Маслоу, Р. Мэй и др.

Определению путей развития и диагностики творчества способствовали идеи, представленные в работах Дж. Гилфорда, П. Торренса, Н.Ф. Вишняковой, Е.Л. Яковлевой и др.

Особый интерес для нашего исследования представили работы классиков психологии и педагогики Б.Г. Ананьева, П.П.Блонского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.С. Лихачева, А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейна, С.Т. Шацкого, посвященные изучению творческой активности личности.

В аспекте развития творческого потенциала личности нас заинтересовали исследования В.Н. Дружинина, С.О. Грузенберга, С.А. Изюмовой, А.А. Мелик-Пашаева, Ю.А. Полуянова, Я.А.Пономарева и др.

В рассмотрении вопросов развития личности в коллективе основополагающими для нашего исследования явились труды отечественных педагогов – И.П. Иванова, М.Г. Казакина, Т.Е.Конниковой, А.С. Макаренко, Л.И. Новиковой, К.Д. Радина, разработавших на основании теории и методики организации коллектива, его роли в воспитании личности, педагогического руководства им.

Исследования, посвященные выявлению природообразующих составляющих творчества и его развития, отражены в трудах: Л.К. Веретенниковой, А.Н.Воронина, Н.И. Дергача, О.И. Евдокимова, Е.А. Красновой, Н.В.Кузьмина, В.А. Лисовской, И.О. Мартынюк, А.М.Матюшкина, М.Н. Морозова, В.А. Сластенина, Т.А. Саламатовой, Х. Трика, И.Г.Трифоновой, П.С. Подымовой, Б.Г. Урмурзиной.

Проблемы психологии художественного творчества, развитие творческих способностей освещали в своих исследованиях: Р.Н.Арнхейм, Е.Я. Басин, С.О. Гризенберг, В.В. Дранков, В.П.Зинченко, В.А. Кан-Калик, П.Ф. Кравчук, О.А. Кривцун, А.Н.Лук, В.А. Левин, М.Н. Морозов, Я.А. Пономарев, Н.М.Сокольников, Б.М.Теплов, Я.Д. Телегина, Г.Д. Чистяков, Д.И.Фельдштейн и др.

Изучению природы эстетического воспитания и вопросов его формирования, применению комплекса искусств в процессе обучения посвящены труды: А.И. Бурова, Е.Я. Басина, А.Г.Виноградова, О.И.Ворожейкиной, Л.А. Воловича, Е.Р.Ильиной, Н.И. Лихачева, С.Х.Раппапорта, С.В. Образцова, О.Н. Органовой, М.Ф. Овсянникова, В.Н. Самохина, К.Г. Юнга, П.М. Якобсона и др.

Сложноструктурированная система социально-культурной предметной деятельности, изначально задающая ценностные ориентации, формирующая ценностное отношение студента к системе человеческих ценностей, раскрыта в трудах М.Н.Афасижева, Ю.К. Бабанского, В.А. Квартальной, И.Я.Лернера, В.П. Орлова, Б.Ф. Сафонова, Л. Савенко, Ю.У. Фохт-Бабушкина, Р.М. Чумичева, В.И. Шинкарук и др.

Концептуальный аксиологический подход к развитию творческого потенциала студентов вузов культуры и искусств заложили П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Занков, В.П. Зинченко, А.Н.Леонов, В. Оконь, А.А. Пелипенко, В.А. Ремизов, Л.Б. Рылова, Д.Б. Эльконин и др.

Исследования профессиональной подготовки специалистов социально-культурной деятельности художественно-творческих аспектов образования в вузах культуры и искусств нашли отражение в трудах Н.К. Баклановой, А.Ю. Бутова, А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, А.С. Каргина, В.В. Корешкова, Е.Л.Кудриной, С.М. Оленева, Н.А. Паршикова, В.С. Садовской, Ю.А. Стрельцова, В.Я. Суртаева, Е.В. Утина, Т.В.Христидис, В.И. Черниченко, В.М. Чижикова, Н.Н. Ярошенко.

Интересны исследования проблем интеграции образования в подготовке специалистов социально-культурной деятельности казахстанскими учеными: К.Б. Байдалиевым, М.Х. Балтабаевым, С.Бейсимбаевым, К.Е. Ералиным, М.Е. Ержановым, Л.В. Котенко, А.К. Ниязовым, А.Х. Маргуланом и др.

Эти исследования представляют собой методологический и общетеоретический фундамент проблемы развития творческого потенциала студентов, будущих специалистов социально-культурной деятельности.

Анализ трудов отечественных и зарубежных ученых показывает, что данная проблема исследования с учетом всех выявленных противоречий представляет новое направление в педагогической области знания в связи с отсутствием теории и технологии педагогического воздействия, обеспечивающих эффективность процесса развития творческого потенциала студентов - будущих специалистов социально-культурной деятельности на основе аксиологического подхода.

Объект исследования – развитие творческого потенциала студентов вузов культуры и искусств.

Предмет исследования – процесс развития творческого потенциала студентов вузов культуры и искусств – будущих специалистов социально-культурной деятельности на основе аксиологического подхода.

Цель исследования – разработать методологию и теорию развития творческого потенциала студентов, будущих специалистов социально-культурной деятельности на основе аксиологического подхода, осуществить социально-культурное проектирование нового педагогического направления, имеющего важное значение для адаптации российского образования к европейскому стандарту и измерению.

Цель определила задачи исследования:

- определить понятийный аппарат исследования;

- рассмотреть историко-педагогическую детерминированность развития творческого потенциала студентов вузов культуры и искусств;

- раскрыть аксиологический подход к пониманию сущности развития творческого потенциала личности студента – будущего специалиста социально-культурной деятельности как научную концепцию;

- выявить закономерности, принципы и структуру развития творческого потенциала студентов - будущих специалистов социально-культурной деятельности;

- обосновать дидактическую концепцию развития творческого потенциала студентов - будущих специалистов социально-культурной деятельности на основе системы ценностей и убеждений, разделяемых субъектом и объектом, которые определяют поведение последнего и характер деятельности;

- сконструировать специальные педагогические ситуации создающие условия для развития творческого потенциала студентов на основе системы духовных, общечеловеческих и отечественных ценностей;

- определить комплекс психолого-педагогических условий, оказывающих наиболее эффективное воздействие на процесс развития творческого потенциала студентов - будущих специалистов социально-культурной деятельности, побуждающих духовную энергию человеческих ресурсов, формирования ценностных ориентаций;

- разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогической модели развития творческого потенциала студентов - будущих специалистов социально-культурной деятельности на основе аксиологического подхода;


загрузка...